Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к информации




Естественно при таком подходе информацию можно рассматривать как систему, удовлетворяющую определенным требованиям. Всегда следует учитывать, что те или технологии работы с информацией позволяют достичь тех или иных результатов (не всегда противоречащих) Приведем некоторые технологии.

· OLTP (Online Transaction Processing) - оперативная обработка данных, основанная на применении простых статистических и математических методах анализа.

· Workflow - технология, управляющая потоком работ при помощи программного обеспечения, способного интерпретировать описание процесса, взаимодействовать с его участниками и при необходимости вызывать соответствующие программные приложения.

· OLAP (Online Analytical Processing) - оперативный анализ данных. Технология поддержки принятия управленческих решений на основе концепции многомерных кубов информации.

· Project Management - управление проектами. Поддерживается рядом международных стандартов.

· CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла. Описывает совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях. Объединяет в себе практически все вышеперечисленные подходы и технологии.

Введем понятие требования в контексте требования к информации и информационной системе.

Л.Новиков в русской редакции нотации RUP (Rational Unified Process) приводит следующее определение: "Требование - это условие или возможность, которой должна соответствовать система".

В IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) данное понятие трактуется шире. Требование - это:

· условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей;

· условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам;

· документированное представление условий или возможностей для пунктов 1 и 2.

Введем еще одно определение. Требования - это исходные данные, на основании которых проектируются и создаются автоматизированные информационные системы. Первичные данные поступают из различных источников, характеризуются противоречивостью, неполнотой, нечеткостью, изменчивостью.

Работа с информацией на предприятии всегда преследует конкретные бизнес-цели - такие, как, например, повышение прозрачности бизнеса, сокращение сроков обработки данных, экономия накладных расходов и т.д. Естественно что такая информация достаточна сложна по своей структуре и восприятию.

К счастью, человечество уже давно изобрело приемы борьбы со сложностью, широко применяемые в моделировании сложных объектов - абстракцию и декомпозицию. Применительно к информации эти принципы работают следующим образом. Информация разделяются по уровням. Уровни информации связаны, с одной стороны, с уровнем абстракции системы, с другой - с уровнем управления на предприятии.

Обычно выделяют три уровня требований к информации.

· На верхнем уровне представлены так называемые бизнес-требования (business requirements). Примеры бизнес-требования: система должна сократить срок оборачиваемости обрабатываемых на предприятии заказов в три раза. Бизнес-требования обычно формулируются топ-менеджерами, либо акционерами предприятия.

· Следующий уровень - уровень требований пользователей (user requirements). Пример требования пользователя: система должна представлять диалоговые средства для ввода исчерпывающей информации о заказе, последующей фиксации информации в базе данных и маршрутизации информации о заказе к сотруднику, отвечающему за его планирование и исполнение. Требования пользователей часто бывают плохо структурированными, дублирующимися, противоречивыми. Поэтому для создания системы важен третий уровень, в котором осуществляется формализация требований.

· Третий уровень - функциональный (functional requirements). Пример функциональных требований (или просто функций) по работе с электронным заказом: заказ может быть создан, отредактирован, удален и перемещен с участка на участок.

Существуют объективные противоречия между требованиями различных уровней. Так, очевидным бизнес-требованием является требование о полноте информации, собираемой на рабочих местах пользователей в единую базу данных. Чем полнее информация - тем глубже база для анализа деятельности и принятия решений. С другой стороны, конкретному пользователю системы вполне может быть достаточно использования только той части информации, которая влияет на выполнение его основных функций.

Важные правила использования информации на предприятии - "Одна точка сбора", "Данные собираются там, где они появляются". Использование этих правил позволяет избежать затрат на необоснованное дублирование информации и, что важнее - потерь от ошибок учета, неизбежно возникающих при дублировании точек ввода.

Основные атрибуты качества:

1. Применимость,

2. Надежность,

3. Производительность,

4. Эксплуатационная пригодность,

Среди основополагающих нормативных документов в области работы с требованиям к информации можно выделить следующие.

1. Разработки IEEE:

· IEEE 1362 "Concept of Operations Document".

· IEEE 1233 "Guide for Developing System Requirements Specifications".

· IEEE Standard 830-1998, "IEEE Recommended Practice for Software Requirements Specifications"

· IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology/IEEE Std 610.12-1990

· IEEE Guide to the Software Engineering Body of Knowledge (1) - SWEBOK®, 2004.

2. Отечественные ГОСТ:

· ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания.

· ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Техническое задание на создание автоматизированной системы

· ГОСТ 19.201-78. Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.

Наука извлечения и формализации качественных (иногда говорят "хороших", "правильных") данных носит во многом эмпирический характер. Однако, в практике разработки программных систем накопились определенные представления о том, какими свойствами должна обладать информация в программной системе. Это:

· полнота,

· ясность,

· корректность,

· согласованность,

· верифицируемость,

· необходимость,

· полезность при эксплуатации,

· осуществимость,

· модифицируемость,

· трассируемость,

· упорядоченность по важности и стабильности,

· наличие количественной метрики.


 

Заключение

В заключение рассмотрим понятие информатизация.

Информатизация – это системный процесс внедрения достижений методов информатики и новых информационных технологий в общественную жизнь, в научно-технические, социально-экономические, технологические, социокультурные и другие институты государства, страны, с целью повышения их эффективности, демократизации, а также гуманитаризации, гармонизации и гуманизации общества.

Информационное общество, развивающееся на основе информационных потоков – это общество на той стадии его развития, когда основные материальные, энергетические, организационные ресурсы могут актуализироваться с помощью информационных ресурсов, то есть они носят материо-энерго-информационный характер и саморазвиваются, самоорганизуются, поддерживаются государственной политикой.

Информационное общество – это общество, в котором ценность всех ресурсов (материальных, энергетических, организационных) определяется ценностью получения, хранения, использования информационного ресурса.

Информация в информационном обществе стала стратегическим ресурсом, ибо она определяет ключевые системы общества, системы, обеспечивающие жизнедеятельность, жизнеспособность общества.

Пример. В 1989 г. в СССР была разработана Концепция информатизации общества, которая должна быть реализована ориентировочно к 2050 году. Аналогичная программа США ориентирована на завершение к 2020 году, Японии и развитых стран Западной Европы – к 2040 году. Все такие программы строятся с учетом национальных, исторических, культурных и других традиций и особенностей страны. Например, японская программа построения информационного общества основана на использовании всех возможностей традиционной индустрии и японского трудолюбия, благополучного окружения, стабильных и хороших условий жизни. Программы многих стран предусматривают привлечение большого количества молодых специалистов в области информационных технологий, создание им льготных эмиграционных условий. Например, немецкая программа рассчитана на привлечение более ста тысяч таких специалистов.

Информатизация страны состоит в информатизации в частности следующих основных систем общества (перечень неполный, хотя и охватывает все основные системы).

· Банковских систем.

Пример. Виртуальные, компьютерные расчеты и платежи, прогноз банковского кредитного риска и надежности банков, разработка и использование АРМ банковского работника и др.

· Систем рыночной экономики.

Пример. Прогноз и анализ спроса и предложения на рынке, моделирование поведения сегментов рынка и прибыли от продаж, разработка и использование АРМ работника рыночной экономики и др.

· Систем социального обеспечения.

Пример. Прогноз и анализ инфляции в страховании, моделирование принятия решений в различных социо-экономических и социо-культурных ситуациях, в частности катастрофических; разработка и использование АРМ социального работника и др.

· Систем налоговой службы.

Пример. Прогноз и анализ собираемости налогов, моделирование и прогнозирование тяжести налогового бремени, расчет оптимальных ставок налогообложения, разработка и использование АРМ работника налоговой службы и др.

· Систем биржи и биржевой деятельности.

Пример. Прогноз и анализ динамики курса ценных бумаг, валют, моделирование потоков (товаров, ценных бумаг, платежей, услуг и др. ресурсов) на бирже, моделирование и прогнозирование аномалий, катастроф на бирже; разработка и использование АРМ работника биржи (брокера) и др.

· Систем промышленности.

Пример. Прогноз и анализ производительности труда, рентабельности и прибыльности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, состава и структуры производства, поставок, сбыта, разработка и использование САПР и АРМ и др.

· Систем транспорта и связи.

Пример. Прогноз и анализ, выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи, управление транспортными потоками и средствами, навигация транспортных средств, разработка и использование АРМ работника транспорта, связи и др.

· Систем топливно-энергетического комплекса.

Пример. Прогноз и анализ (распознавание) мощности нефтеносного пласта, его профиля, автоматизация систем распределения и учета расхода энергии, разработка, использование АРМ работника комплекса и др.

· Систем строительного комплекса.

Пример. Прогноз, анализ (оптимизация) парка строительных машин, механизмов, их простоя, учет стройматериалов, автоматизированная компоновка (например, прокладка с использованием пакета программ AutoCAD водопроводных, тепловых, электрических коммуникаций), расчет надежности и долговечности конструкций и др.

· Систем правительственных услуг и права.

Пример. Разработка консультационных правовых компьютерных систем, прогноз и анализ динамики правонарушений в зависимости от различных факторов, разработка и использование различных систем консультирования по вопросам права и государства, разработка и использование АРМ работника правительственной службы, права и др.

· Систем здравоохранения и медицины.

Пример. Прогноз и анализ эпидемий и различных медико-социо-экономических ситуаций, разработка и использование автоматизированных систем "Поликлиника", "Скорая помощь", "Реабилитационный центр" и др., АРМ терапевта, хирурга, кардиолога, медсестры и др.

· Систем экологии.

Пример. Прогноз и анализ загрязнения водного и воздушного бассейна, моделирование и прогнозирование катастроф, разработка экспертных систем и баз знаний для принятия экологически обоснованных решений, разработка и использование АРМ эколога и др.

· Систем сельского хозяйства.

Пример. Прогноз и выбор оптимального режима полива и подкормки растений, автоматизация учета и хранения сельскохозпродукции, моделирование прироста биомассы в динамике, принятие рациональных, экологически обоснованных решений; разработка АРМ работника сельского хозяйства и др.

· Систем образования и образовательных услуг.

Пример. Разработка и использование систем дистанционного обучения, различных программных, методических продуктов педагогического характера, актуализация и визуализация междисциплинарных связей, в частности с помощью компьютерных лабораторных работ по физике, химии, разработка АРМ директора, завуча, зав. кабинетом, автоматизация составления расписания занятий и др.

· Систем военного дела.

Пример. Прогноз и анализ ситуаций на военном поле, обеспечение автоматизированных систем управления огнем, оптимальный выбор рациона питания армии, моделирование тактики поведения военных и судов, кораблей, самолетов, танков, в частности, уклонения их от нападения, разработка АРМ военного и др.

· Систем безопасности.

Пример. Разработка высоконадежных средств шифрования и передачи данных, разработка систем защиты и обеспечения надежности сетей и систем ЭВМ, обеспечение защиты от помех и перехвата информационного характера, разработка АРМ работника системы безопасности и др.

· Систем делопроизводства

Пример. Использование систем делопроизводства, контроля, электронных словарей и переводчиков, распознавание текстов и их ввод в компьютер, разработка АРМ секретаря-делопроизводителя и др.

Используют часто и термины "региональная информатизация", "региональные проблемы информатизации", которые объединяют совокупность вышеуказанных проблем, возникающих в регионах (областях и республиках, субъектах государства) и учитывающих национально-региональные предпосылки постановки и соответствующие ресурсы при решении указанных выше проблем информатики, уровень информационно-технологического развития региона, исторические, географические, национальные, демографические, социально-экономические, культурные предпосылки, связи региона.

Проблемы информатизации могут возникать на различных уровнях.

Пример. Проблемы информатизации страны: обеспечение дистанционного обучения в рамках страны; разработка и/или исследование адекватных математических моделей демографической ситуации в стране; разработка математических моделей и компьютерных систем прогноза погоды; разработка внутригосударственной автоматизированной системы управления транспортом и продажи билетов. Проблемы информатизации региона: информатизация образования или решение задач информатизации регионального компонента образования; компьютеризация налоговых и банковских региональных структур; разработка математических моделей и компьютерных систем планирования целей, исследования, принятия решений и управления различными (например, эколого-медицинскими) системами региона. Задачи информатизации города: информатизация, компьютеризация АТС города, например, на базе цифровых систем связи; информатизация и компьютеризация управления таксопарком города; разработка баз данных по юридическим и физическим лицам города. Примерами информатизации быта и досуга могут быть: разработка автоматизированной системы ведения домашней бухгалтерии; разработка и использование мультимедийных программных обучающих систем для домашней и самостоятельной работы школьников; разработка и использование различных игровых систем.

Основные социально-экономические проявления информатизации:

· высокая информационная культура членов общества и его систем, государственное воспитание и поддержание этой культуры на государственном уровне;

· индустриализация информационного обслуживания членов и институтов общества;

· превращение информации в товар с его классическими атрибутами (цена, стоимость, спрос, предложение, наличие денежного эквивалента, издержки, реклама и т.д.) и развитие рынка этого товара;

· потенциально свободный доступ каждого к интеллектуальному богатству общества, всего мирового сообщества;

· превращение знаний и профессионализма в непосредственный атрибут товаро-денежных отношений, капитализация информационных ресурсов и отношений, знаний;

· превращение труда в преимущественно умственный и интеллектуальный труд, высвобождение большего времени для духовного развития или саморазвития человека, высокий уровень информационного сервиса быта и труда;

· обеспечение информационной защиты и информационной безопасности общества, стабильности и устойчивости существования этого общества;

· более высокий уровень принятия решений на базе соответствующих систем (баз данных, знаний, экспертных систем и др.).

В процессе информатизации общества необходимо:

· создать математическую и элементную (техническую) базу;

· создать качественную и гибкую индустрию информационных потоков, технологий;

· подготовить системы информатизации и совершенствования управления;

· обеспечить информационную безопасность (предупреждение негативного воздействия информации на человека и общество);

· воспитать информационно, "компьютерно и сетевым образом" грамотных членов общества, создать все условия для этого.

Важную роль в развитии информационного мирового сообщества играют компьютерные сети и Интернет.


Список используемой литературы

· Петров В.Н. Информационные системы - СПб, Питер, 2002. 688 с

· Куртер Дж. MICROSOFT OFFICE 2000. Полный справочник. - СПб.: Питер, 2000

· Халворсон М. Эффективная работа с MICROSOFT OFFICE 2000. - СПб.: Питер. 2000.

· Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. СПб. 2000.

· Символоков Л.В. Решение бизнес – задач в MS Office. Москва. 2001.

· Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета. СПб. 2001.

· Карберг К. Бизнес-анализ с помощью Excel. Москва. 2000.

· Бройдо В.Л. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. – Москва, 1998.

· под. ред. Симанович С.В. «Информатика, базовый курс» СПб 1999

· Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков М.Л. Основы информатики М.: Наука: 1998

· Бриллюэн Л. Наука и теория информации М.: Физматгиз, 1960

· Брой М. Информатика. Основополагающее введение (в 4 частях) М.: Диалог-МИФИ, 1996

· Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов М.: МЦНМО, 1999-2000

· Поспелов Д.А. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих М.: Педагогика-Пресс, 1994

· Казиев В.М. Математика и информатика (в 3 частях) Нальчик, Полиграфсервис и Т, 2001

· Колмогоров А.Н. Теория информации и теория алгоритмов М.: Наука, 1987

· Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике М.: ИЛ, 1963

· Хакен Г. Информация и самоорганизация М.: Мир, 1991

· Макарова Н.В. Информатика: Учебник М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с

· Дэниел О'Лири ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение, эксплуатация М.: ООО "Вершина", 2004. - 272 с, [Пер. с англ. Ю.И.Водопьяновой

· Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: Книга 3: Системы управления организацией М.: Омега-Л, 2003. - 464 с

· Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие М.: Гелиос АРВ, 2002. - 368 с., ил

· Б.Н. Гайфуллин, И.А. Обухов Автоматизированные системы управления предприятиями стандарта ERP/MRPII. Производственное издание М. "Богородский печатник", 2001, 104 с

· Вигерс Карл Разработка требований к программному обеспечению Пер, с англ. - М.:Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004. -576с.: ил

· Мацяшек Лешек Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 432 с.: ил. - Парал. тит. Англ

· Орлик С., Булуй Ю. Введение в программную инженерию и управление жизненным циклом ПО Программная инженерия. Программные требования
Copyright © Сергей Орлик, 2004-2005

· IEEE Guide to the Software Engineering Body of Knowledge (1) - SWEBOK®, 2004

· ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207/99. Государственный стандарт РФ. Информационная технология. Процессы жизненного цикла информационных систем Издание официальное. - М., 1999

· Л.НовиковВведение в Rational Unified Process

· Analyzing requirements and defining Microsoft.Net solution architectures 2000 г. 491 стр. Microsoft Press

· А. Якобсон, Г. Буч, Дж. Рамбо Унифицированный процесс разработки программного обеспечения

· IEEE 1362 - Concept of Operations Document

· IEEE 1233 - Guide for Developing System Requirements Specifications

· IEEE Standard 830-1998, "IEEE Recommended Practice for Software Requirements Specifications"

· Microsoft Solutions Framework. Модель процессов MSF, версия 3.1

· Э.В.Попов Искусственный интеллект: в 3 книгах, кн. 2. Модели и методы М.: Радио и связь. - 1990

· Марка Д.А Методология структурного анализа и проектирования СПб.: Питер, 1995. - 235 с

· Марка Д., МакГоуэн К Методология структурного анализа и проектирования М.: МетаТехнология, 1993

· ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания

· Фаулер М, Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования Пер. с англ. - М.:Мир, 1999. - 191 с., ил

· Алистер Коберн Современные методы описания функциональных требований к системам

· Орлов C. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник СПб.: Питер, 2002. - 464 с.: ил

· ГОСТ 19.201-78 "Техническое задание, требования к содержанию и оформлению"

· ГОСТ 34.602-89 "Техническое задание на создание автоматизированной системы" (ТЗ на АС)

· Орлик С. Программная инженерия. Качество программногообеспечения (Software Quality) Copyright © Сергей Орлик, 2004-2005

· Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание Серия "Информатизация России на пороге XXI века". - М.: СИН-ТЕГ, 1997

· А.Л. Раскин Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 при разработке программного обеспечения М.: РИА "Стандарты и качество", 2002. - 104 с. - ("Дом качества", вып. 9 (18))

Интернет

· www.citforum.ru

· www.microsoft.com

· www.intel.com

· www.ibm.com

· www.sorlik.ru

· www.intuit.ru

· www.interface.ru

· www.sql.ru

· www.swebok.org

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.