КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Участники сертификации
Кто участвует в процедуре обязательной сертификации? Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона, участники, представляющие первую сторону, при обязательном подтверждении соответствия — это «заявители»). заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона, продавец как получатель продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю — первую сторону, а также организации, представляющие третью сторону — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию — Минпромэнерго России и подведомственное ему Агентство по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование. Основные участники — заявители, органы по сертификации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах. Каковы права и обязанности заявителя? Согласно ст. 28 ФЗ «О техническом регулировании» заявитель вправе: — выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе — техническими регламентами); — обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать; — обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий. Заявитель обязан: — обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям; — выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; — указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; — предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия; — приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек либо их действие приостановлено или прекращено; — извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; — приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля. Какие функции выполняет орган по сертификации? Органы по сертификациивыполняют следующие функции: — привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ; — осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; — ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия; — информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; — приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия; — обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; — устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ. ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации. Важное нововведение (по отношению к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг») — запрет предоставлять лабораториям сведения о заявителе. Это правило подразумевает анонимность испытываемой продукции и направлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если право выбора ОС из нескольких органов, аккредитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории осуществляет ОС. Какова роль испытательных лабораторий в процессе ПС? Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ)осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. В стране действует более 2500 ИЛ. Лаборатория несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест — Москва». ОС не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Кто может быть экспертом органа по сертификации? Эксперт ОС(лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) — главный участник работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата. Кто является участником добровольной сертификации? Как было отмечено выше, система добровольной сертификации (СДС) — это совокупность участников сертификации, действующих в определенной области по установленным в системе правилам. В подавляющем большинстве случаев организаторы СДС — это юридические лица: научно-исследовательские институты, коммерческие предприятия, ассоциации и союзы предпринимателей, вузы, федеральные органы исполнительной власти. Очень часто ОС, осуществляющий обязательную сертификацию, является участником СДС. И это естественно, так как используются персонал и техническая база ОС, которые обеспечивают весомые стартовые позиции для развертывания СДС. Создатели СДС определяют ее инфраструктуру, т.е. участников, их функции и условия взаимодействия между ними. В ФЗ о техническом регулировании регламентированы только функции органа по добровольной сертификации, в частности ОС осуществляет подтверждение соответствия; выдает сертификаты соответствия; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия (если такой знак в системе предусмотрен); приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов. Лицо или лица, создавшие СДС, устанавливают: а) перечень объектов, подлежащих сертификации; б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация; в) правила выполнения работ по сертификации; г) участников данной системы. В качестве участника СДС могут выступать не только юридические, но и физические лица. Например, существует СДС персонала, где заявителями выступают специалисты, стремящиеся получить аттестат компетентности эксперта ОС. Согласно ФЗ «О техническом регулировании» (п. 3 ст. 21) СДС может быть зарегистрирована органом исполнительной власти по техническому регулированию. Однако эту норму справедливо критикуют /7/, так как необязательность регистрации означает, что СДС не проходит экспертизу, сопутствующую процедуре регистрации. Действующий порядок экспертизы предусматривает проверку только по двум параметрам: патентной чистоте знака соответствия и названию системы. Поскольку даже при возможной регистрации Закон не предусматривает проведение экспертизы документов СДС, то в одном сегменте рынка могут появиться 10—20 однотипных систем сертификации, вводящих приобретателей в заблуждение.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |