Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление, реализующее функции организации




Политическое» и «технологическое» управление

как функция "достижения целей"

Системный взгляд на управление различает два его интегрированных в это общее понятие вида: 1) управление, реализующее функции организации («политическое» управление, т.е. стратегическое управление внутренней и внешней политикой организации, реализующее долгосрочные программы) и 2) «технологическое», административное управление, непосредственно реализующее те цели и задачи (целевые программы), которые были выработаны при «политическом» управлении.

 

(«политическое» управление)

Это управление и есть реализация функции «достижение целей». И она может быть рассмотрена как на примере реализации других функций при анализе деятельности учредителей-законода­телей, высшего руководства и подразделений организаций. Оно состоит из:

1. Прогностическая оценка текущей и будущей ситуации в самой организации и во внешней среде (в городе, регионе, в стране, в мире).

2. Выработки системы взглядов (концепции стратегического развития), реализующих указанные функции системы-организации. С учетом постоянного обеспечения сохранения структуры (основных взаимосвязей-взаимоотношений) системы-организации, ее интегративного качества.

3. Разработка программ и планов оперативного и тактического характера, опирающихся на стратегию организации и обеспечивающих безопасное развитие организации в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды.

4. Постоянное обеспечение сохранения структуры самой системы-организации, ее интегративного качества.

Опасно для организации стать заложником фальшивой цели, но не менее опасно стать заложниками отсутствия общей для всей организации цели. Вспомним, что организующим центром любой социальной системы является согласие на то, что есть справедливо и честно входящих в нее людей в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной, конкретно-исторической культуры;

Конечно, всегда можно обязать то или иное управленческое подразделение организации, всех управленцев добиваться тех или иных целей и, соответственно этим целям, иметь те или иные функции. Но эффектив­ность достижения целей этими подразделениями, как и всей организацией, (эффективность функционирования), как доказывает организационная теория и убеждает практика, зависит, прежде всего, от:

а) корректности (достижимости) поставленных целей;

б) со­ответствия этим целям (функциям) имеющихся у организации ресурсов (т.е. соответствие кадровой, финансовой, материальной и информационной базы органи­зации этим целям). Здесь существует закономерная связь между целями и ресурсами организации: какие бы цели не ставились перед организацией, но если для их реализации у нее нет ресурсов, то необходимо либо изменять цели, либо предоставлять (изыскивать) организации ресурсы, соответствующие целям.

Для примера можно взять цели и ресурсы, которыми обладают органы местной власти (самоуправления) в С.-Петербурге и задачи в области разваливающегося на глазах ЖКХ районов;

в) умения руководителей организации управлять этими базами, ресурсами, реализуя указанные функции (и все это - в условиях, как правило, огpаниченности pесуpсов).

В это умение входит и создание руководством такого организационного дизайна (структуры организации, ее модели), который (а) отвечает задачам достижения поставленных целей и (б) стимулирует самоорганизацию системы. Анализ оргдизайна, созданного руководством организации, есть важная часть исследования причин успехов или провалов в деятельности данной организации.

В этой связи реализация всех функций системы, в первую очередь, связана с ее финансовой, кадровой, материальной и информационной базами (ресурсами), с умением высших руководителей управлять этими базами. Но специфика организации (как системы элементов и взаимосвязей между ними) также связа­на и с возможностями, которые есть у этой системы. И, прежде всего с властью (не противоречащей законодательству), которой обладает высший менеджмент.

Власть также следует рассматривать как ресурс, имеющийся у управленцев организации (коррупция с “ресурсной” точки зрения есть обмен властных полномочий на материальные блага, услуги).

С точки зрения системного и организационного анализа власть высшего руководства организации является, прежде всего, его реальная способ­ность (его управленческих, штабных, консалтинговых подразделений) контролировать и координировать ресурсы всей организации и обеспечивать, таким, образом процессы достижения целей организации.

Под ресурсами пони­маются: валютные резервы, запасы национальной валюты и иных ма­териальных ценностей; транспорт, связь, зна­ния персонала, технологии и другие информационные ресурсы, станки и иная техника, запасы топлива, энергии и продовольствия, жизнь и здоровье самих сотрудников и их права и свободы и т.д.

Эта власть характеризуется также:

- иерархизованной структурой управленческих учреждений организации, обладающих своим персоналом (членами организации), управлением и материальной базой. Особенностью этой базы является ее "публичность", т.е. признаваемые членами организации как принадлежа­щие организации имущество, источники доходов, информация и т.п.;

- функциями (1) собственного самосохранения, (2) интеграции, (3) адаптации и (4) направления функционирования и развития организации на достижения каких-то общезначимых (для какой-то части общества и членов организации, или только для членов организации, или только для высшего руководства) целей;

- контролем (с ограничениями, указанными в уставе организации, в законодательстве страны, или без таковых) и координацией значи­мых для организации ресурсов как основы самой способности высшего менеджмента действовать во имя ка­ких-то целей;

- присущем этой власти собственным "способом производства ": издание нормативных актов, правил корпоративной жизни, общеобязательных для членов организации, выработка и распростpанение какой-то идеологии фирмы, контрольно-распределительные и принудительные действия. Основным способом существования такой власти являются от­ношения зависимости, независимости и взимозависимости между высшим руководством и членами организации;

- фоpмами функциониpования этой власти: своевpеменное (основанное на анализе существующего положения дел и пpогнозе будущего) пpинятие pешений и контpоль за их pеализацией, пpинуждение (моральное и экономическое) и сотpудничество, наказание и поощpение, сопеpничество и т.д.

- механизмами самоорганизации и обратной связи (от внешней среды к высшему руководству).

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что этот "способ" имеет в своем аpсенале:

- механизм учета в реализации этой функции ограничений, устанавливаемых действующим законодательством и национальной (или групповой) морали;

- законное принуждении (или угрозу этого принуж­дения; но все должно быть в соответствии с законодательством о труде), обговоренное в уставе, кодексе организации;

- нормативное, с использованием имеющихся у организации pесуpсов, разрешении внутренних и внешних конфликтов и

- информацион­но-пропагандистскую деятельность высшего руководства.

В итоге мы можем определить содержание сложного понятия «управление в социальной сфере» следующим образом:

Это - вытекающее из объективного закона самоорганизации-саморазвития материи свойство организованных социальных систем (и биологических и технических тоже), которое включает в себя:

(1) обеспечение реализации основных функций системы путем выполнение требований функции целедостижения;

(2) направление деятельности системы на достижения конечных целей путем реализации ее программ, решения задач и разрешения возникающих проблем и

(3)постоянное поддержание процесса этой целенаправленной деятельности.

Вновь подчеркнем: с учетом постоянного обеспечения сохранения структуры (основных взаимосвязей-взаимоотношений) системы-организации, ее интегративного качества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.