КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исполнительский этап
Исполнительский этап включает в себя изучение различных источников и ведение записей прочитанного и написание чернового варианта первой главы. Чтение книг. Когда отбор литературы (и другого материала) завершился и нужные источники оказались у вас в руках, важно переключить себя на новую работу, а именно на восприятие текстов, которые собираетесь изучать. Психологически подготовленное восприятие значительно эффективнее восприятия неподготовленного. Если вы знакомы с темой (или изучали) ранее, то может возникнуть ощущение полной известности материала, препятствующее вдумчивому его восприятию. Поэтому нужно вспомнить всё, что вы знаете о данной работе, о проблемах, затрагиваемых в ней, и на этой основе уточнить, что же все-таки вами забыто, что воспроизводится обобщенно, какие вопросы остались неясными. Тогда изучение текста по знакомой теме будет носить активный характер. В зависимости от характера материала, конкретных целей и условий учебной работы используются разные приёмы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное. Ознакомительное чтение позволяет получить о книге или статье первое общее представление. Для того чтобы научиться быстро и в то же время внимательно просматривать книги, нужно установить определенный и наиболее целесообразный порядок просмотра. При беглом просмотре книги в основном нужно придерживаться следующего порядка: · внимательно прочитать титульный лист (не обложку!), где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания; · найти в книге «Содержание» («Оглавление») и ознакомиться с ним, так как в нем отражен логический план произведения, т. е. дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге; · прочитать или бегло просмотреть «Введение» («Предисловие»), чтобы представить себе содержание книги, понять её назначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений, содержащихся в книге; · выяснив общее содержание книги и её назначение, следует познакомиться с основным текстом произведения, прочитав некоторые отрывки из него, абзацы, наиболее ценные и интересные разделы; · важно просмотреть «Заключение» («Послесловие») к книге, где кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в произведении. Особое внимание следует уделить справочному аппарату книги, т. е. вспомогательным материалам. Необходимо познакомиться с предметными, именными, географическими и другими указателями, которые могут быть в книге, а также с рисунками, таблицами, картами, схемами, диаграммами, по которым можно судить о степени глубины и характере изложения вопросов. Цель изучающего чтения – детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части. Так читаются первоисточники, документы, учебники и учебные пособия, монографии, статьи. Изучающее чтение обычно бывает медленным, неторопливым, с многочисленными возвратами для углубленного понимания и самопроверок. По своему характеру чтение бывает сплошным или выборочным. При сплошном чтении не делается никаких пропусков, весь текст читается целиком; при выборочном – в поле зрения находятся лишь отдельные части, а все остальное только просматривается. Выбор того или иного способа зависит как от характера материала, так и от интереса читателя. Ведение записей прочитанного. Чтение – не механический, а своего рода творческий труд. Но таким его делают обдумывание, размышление, работа мысли при чтении. Умение вести записи по ходу чтения – один из важнейших признаков культуры умственного труда. Для чего и почему нужно записывать прочитанное? В пользу записей можно привести много доводов: · запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены как бы заново осмысливать то, что прочитали); записи облегчают запоминание, так как, записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее; · запись дисциплинирует читающего, заставляет его внимательно отнестись к делу, помогает проникать в такие стороны каждый книги, которые без этого могли бы просто ускользнуть; · записи ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений, служат источником для справок, ценным пособием в практической работе; · записывание повышает уровень культуры речи – устной и письменной, вырабатывает у читателя собственный стиль изложения. Конспект (от лат. conspectus – «обзор, изложение») – наиболее сложная и совершенная форма записи прочитанного, потому что объединяет в себе многие виды записей – пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспект будет текстуальным, если запись идёт в соответствии с расположением материала в книге и в основном словами конспектируемого текста. Конспект будет свободным, если при записи не придерживаются порядка изложения, которому следует автор книги, и мысли излагаются собственными словами. Конспект – универсальная форма записи, поэтому в нём находят место и цитирование, и запись, близкая к тексту, и свободное изложение материала. Конспект, содержащий все эти элементы, называют смешанным. Конспектирование – сложный вид работы. Освоить его удаётся не сразу. Только постоянное общение с книгой, систематическая работа с различными видами литературы дадут желаемый результат. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и являются результатом мыслительной деятельности читателя. Остановимся на простейших видах – выписках и цитатах. Выписывать (на отдельных листах, карточках, в особой тетради) нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность не только хорошо изучить литературу, но и создать для себя задел, пригодный на будущее. Наконец, выписки выделяют из читаемого текста самое главное, самое существенное и тем помогают глубже его понять и лучше использовать в работе над рефератом. Цитаты. Все студенты хорошо знают, что такое цитаты (от лат. zito – «призываю в свидетели» – выписки из текста книг (статей) выдержек, извлечений, сведений словами автора).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |