Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест 13. Тест смысложизненных ориентаций




Исследование духовного здоровья

Ключ для опросника

№№ пп. Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    А   Б  
  Б       А
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
    А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б   А  
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А

Подсчитав баллы по каждой шкале, вы сможете выстроить рейтинг преобладающих в Вашем стиле поведения способов разрешения конфликтов и сделать выводы о том, являются ли Ваши способы разрешения проблемных ситуаций максимально конструктивными.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. То­мас считает применимой двухмерную мо­дель регулирования конфлик­тов, осно­вополагающими из­ме­рениями в которой являются кооперация, связан­ная со вниманием человека к инте­ресам других людей, вовлечен­ных в кон­фликт, и на­пористость, для которой характе­рен акцент на защите соб­ствен­ных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следую­щие способы регулирования конфликтов:

1.соревнование (конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворе­ния своих инте­ресов в ущерб другому;

2.приспособление, означающее в противоположность соперниче­ству, при­не­се­ние в жертву собственных интере­сов ради другого;

3.компромисс: попытка конструктивного анализа ситуации с тем, чтобы путем взаимных уступок найти удовлетворяющий обе стороны выход из кон­фликта;

4. сотрудничество – поиск участниками ситуации такого решения, кото­рое бы пол­ностью удовлетворило интересы обеих сторон, и совместная дея­тельность по его реализации;

5.избегание – это отсутствие выраженного стремления как к взаимодейст­вию с ок­ружающими, так и, зачастую, пренебрежение к собст­вен­ным целям в том случае, если их реализация требует известных усилий и нервного напряжения, т.е. по сути – уход от конфликта;

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не дос­тигает ус­пеха; при таких формах поведе­ния, как конкуренция, приспо­соб­ле­ние и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а дру­гой проигрывает, или оба проигры­вают, так как идут на ком­промисс­ные ус­тупки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказыва­ются в вы­игрыше.

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

Ф.И.О. ___________________ Пол __Возраст __Факультет__ Курс__

Дата заполнения ____________

ИНСТРУКЦИЯ: Вам будут предложены пары противоположных утвер­ждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр I, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в вы­боре (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

1. Обычно мне очень скучно.   Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.   Жизнь кажется мне совершенно спо­койной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений   В жизни я имею очень ясные цели и наме­рения
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной   Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие   Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь инте­ресными вещами, которыми всегда мечтал заняться   Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал   Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов   Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
9. Моя жизнь пуста и неинтересна.   Моя жизнь наполнена интересными де­лами
10. Если бы мне пришлось подводить сего­дня итоги моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной   Если бы мне пришлось сегодня подво­дить итоги моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11. Если бы я мог выбирать, то я бы по­строил свою жизнь совершенно иначе   Если бы я мог выбирать, то я бы про­жил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в расте­рянность и беспокойство   Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня бес­покой­ства и растерянности
13. Я человек очень обязательный   Я человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что человек имеет возмож­ность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию   Я полагаю, что человек лишен возмож­но­сти выбирать из-за влияния природ­ных способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя целе­уст­ремленным человеком   Я не могу назвать себя целеустремлен­ным человеком
16. В жизни я еще не нашел своего призва­ния и ясных целей   В жизни я нашел свое призвание и цель
17. Мои жизненные взгляды еще не опре­дели­тесь   Мои жизненные взгляды вполне опреде­лились
18. Я считаю, что мне удалось найти призва­ние и интересные цели в жизни   Я едва ли способен найти призвание и ин­тересные цели в жизни
19. Мох жизнь в моих руках, и я сам управ­ляю ею   Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение   Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

 

 

КЛЮЧИ ШКАЛ ТЕСТА СЖО

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуе­мым пози­ции на симметричной шкале 3 2 1 О 1 2 3 в оценки по восхо­дящей или нис­ходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам:

1. 3 2 1 0 1 2 3 -> 3

2. 3 2 1 0 1 2 3 -> 1

3. 3 2 1 0 1 2 3 -> 4

4. 3 2 1 0 1 2 3 -> 5

5. 3 2 1 0 1 2 3 -> 2

После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответст­вую­щие по­зициям, отмеченным испытуемым.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) - пп. 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (Процесс) - пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (Результат) - пп. 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (Локус контроля - Я) - пп. 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (Локус контроля - жизнь) - пп.7, 10, 11, 14, 18,19.

Результаты тестирования занести в итоговую таблицу

 

Цели Процесс Результат Локус контроля - Я Локус контроля - жизнь
         

Интерпретация субшкал:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или от­сутст­вие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмыс­ленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живу­щему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам

СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Со­держание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единствен­ный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворен­ности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать пол­ноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощуще­ние того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть, вы­сокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать че­ловека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но про­шлое спо­собно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетво­ренность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют пред­ставлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свобо­дой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими це­лями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контро­лировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизиь или управляемость жизни. При высоких бал­лах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, сво­бодно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фата­лизм, убе­жденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загады­вать на бу­дущее.

Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице 2.

. В таблице 2 приведены средние и стандартные отклонения по общему показа­телю ОЖ и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, получен­ные на вы­борке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.