Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Структура науки




Первоисточник к семинару

Тема 4. Проблема истины в философии

Первоисточник к семинару

1. Матурана У. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 110-121.

 

Вопросы к первоисточнику:

1. Какую идею демонстрируют авторы на примере лягушки?

2. Какую идею демонстрируют авторы на примере ягненка и девочки-волка?

3. Почему авторы отрицают, что нервная система является инструментом репрезентации мира?

4. Какие крайности существуют в трактовке познания?

5. Как можно избежать этих крайностей по мнению авторов?

 

1. Классическая концепция истины и ее проблемы.

2. Когерентная теория истины.

3. Понятие истины с точки зрения прагматизма.

4. Конвенциональная концепция истины.

5. Марксистская концепция истины.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое истина согласно классической концепции?

2. С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

3. Какие альтернативы классической концепции были предложены?

4. Что такое истина и каковы ее критерии согласно когерентной теории истины?

5. Что такое истина и каковы ее критерии согласно прагматистской теории?

6. Что такое истина и каковы ее критерии согласно конвенциональной теории?

7. Что такое истина и каковы ее критерии согласно марксисткой теории?

8. В чем отличие марксистской теории истины от классической?

9. Что такое догматизм и релятивизм?

 

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. Диалектика познания. – Л., 1983.

2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977.

 

1. Рассел Б. Человеческое познание // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.643-656.

 

Вопросы по первоисточнику:

1. Что такое факт по Расселу?

2. Что такое вера по Расселу?

3. Что понимает Рассел под истиной?

4. Является ли его концепция истины альтернативой классической?

5. Что такое знание в отличие от истинного мнения?

6. Что предлагала в качестве обоснования (надежного свидетельства) знания традиционная теория и почему Рассел считает традиционное обоснование знания неудовлетворительным?

7. Какую оценку дает Рассел таким критериям истины как самоочевидность, когерентность и успех?

8. К какому заключению приходит Рассел по вопросу о природе знаний?

Раздел 4. Философия науки

1. Специфика научного познания. Наука и ее структура. Эмпирический и теоретический уровни, их различие.

2. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона.

3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания.

4. Научная теория и ее функции. Теоретическая модель объекта.

5. Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения.

6. Философские основания науки.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что отличает научное знание от обыденного знания и от искусства?

2. Что такое наука?

3. В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?

4. В чем различие между данными наблюдений и фактами?

5. Что означает выражение «факты теоретически нагружены»?

6. В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона?

7. Что такое теория и каковы ее функции?

8. В чем состоит принцип простоты?

9. Какие подуровни выделяют в теоретическом знании?

10. В чем состоит подводящая модель научного объяснения?

11. Можно ли ее считать универсальной?

12. Что называют философскими основаниями науки, и какую роль они играют в научном познании?

 

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2, Гл. 10. §§ 1-3, 4.

Дополнительная литература:

1. Голдстейн М. Как мы познаем / М. Голдстейн, И. Голдстейн. – М., 1984.

2. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.

3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

4. Философия и методология науки. – М., 1996.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.