КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Структура науки
Первоисточник к семинару Тема 4. Проблема истины в философии Первоисточник к семинару 1. Матурана У. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 110-121.
Вопросы к первоисточнику: 1. Какую идею демонстрируют авторы на примере лягушки? 2. Какую идею демонстрируют авторы на примере ягненка и девочки-волка? 3. Почему авторы отрицают, что нервная система является инструментом репрезентации мира? 4. Какие крайности существуют в трактовке познания? 5. Как можно избежать этих крайностей по мнению авторов?
1. Классическая концепция истины и ее проблемы. 2. Когерентная теория истины. 3. Понятие истины с точки зрения прагматизма. 4. Конвенциональная концепция истины. 5. Марксистская концепция истины.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое истина согласно классической концепции? 2. С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины? 3. Какие альтернативы классической концепции были предложены? 4. Что такое истина и каковы ее критерии согласно когерентной теории истины? 5. Что такое истина и каковы ее критерии согласно прагматистской теории? 6. Что такое истина и каковы ее критерии согласно конвенциональной теории? 7. Что такое истина и каковы ее критерии согласно марксисткой теории? 8. В чем отличие марксистской теории истины от классической? 9. Что такое догматизм и релятивизм?
Литература Основная литература: 1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6. Дополнительная литература: 1. Диалектика познания. – Л., 1983. 2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977.
1. Рассел Б. Человеческое познание // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.643-656.
Вопросы по первоисточнику: 1. Что такое факт по Расселу? 2. Что такое вера по Расселу? 3. Что понимает Рассел под истиной? 4. Является ли его концепция истины альтернативой классической? 5. Что такое знание в отличие от истинного мнения? 6. Что предлагала в качестве обоснования (надежного свидетельства) знания традиционная теория и почему Рассел считает традиционное обоснование знания неудовлетворительным? 7. Какую оценку дает Рассел таким критериям истины как самоочевидность, когерентность и успех? 8. К какому заключению приходит Рассел по вопросу о природе знаний? Раздел 4. Философия науки 1. Специфика научного познания. Наука и ее структура. Эмпирический и теоретический уровни, их различие. 2. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона. 3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания. 4. Научная теория и ее функции. Теоретическая модель объекта. 5. Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения. 6. Философские основания науки.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что отличает научное знание от обыденного знания и от искусства? 2. Что такое наука? 3. В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания? 4. В чем различие между данными наблюдений и фактами? 5. Что означает выражение «факты теоретически нагружены»? 6. В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона? 7. Что такое теория и каковы ее функции? 8. В чем состоит принцип простоты? 9. Какие подуровни выделяют в теоретическом знании? 10. В чем состоит подводящая модель научного объяснения? 11. Можно ли ее считать универсальной?
12. Что называют философскими основаниями науки, и какую роль они играют в научном познании?
Литература Основная литература: 1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2, Гл. 10. §§ 1-3, 4. Дополнительная литература: 1. Голдстейн М. Как мы познаем / М. Голдстейн, И. Голдстейн. – М., 1984. 2. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997. 3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999. 4. Философия и методология науки. – М., 1996.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |