Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первоисточник к семинару. Занятие 2. Философия истории




Занятие 2. Философия истории.

Первоисточники к семинару

1. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Антихрист: антология. – М.: Высш. шк., 1995. – С.135-159.

2. Достоевский Ф.М. Великий Инквизитор // Антихрист: антология. – М.: Высш. шк., 1995. – С.76-89.

3. Турен А. Возвращение человека действующего // Кравченко А.И. Социология: хрестоматия для вузов. – М.: Ак. Проект, 2002. – С. 720-728.

 

Вопросы по первоисточникам:

1. В чем Великий Инквизитор обвиняет Христа?

2. Что является благом для народа с точки зрения Великого Инквизитора?

3. Каковы основные черты Великого Инквизитора в понимании Достоевского?

4. В какой зависимости находятся добродетель и польза?

5. В чем суть так называемого патерналистского милосердия? Оправдано ли насилие в делах благодеяния и милосердия?

6. Какие две противоположные характеристики определяют направление современных обществ по мнению Турена?

7. Когда и почему в истории европейских государств гражданское общество отмежевалось от государства?

8. Какие обязанности за государством и гражданским обществом теперь сохраняются?

9. Что, по мнению Турена, должно стать предметом анализа современной социальной философии и социологии?

10. Что такое общественное движение и какова его роль в жизни общества?

 

1. Проблема смысла истории.

2. Теории единства Всемирной истории (Гегель, К. Маркс).

3. Критика теорий исторического прогресса.

4. Концепции локальных культур и цикличности развития (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как решался вопрос о смысле и направленности истории в христианской философии?

2. Что понимает Ясперс под «осевой эпохой»?

3. Каковы особенности формационного подхода к пониманию исторического процесса?

4. Что такое общественно-экономическая формация? Какие типы формаций выделят Маркс?

5. В чем сущность антиисторицизма К. Поппера?

6. Каковы основные черты цивилизационного подхода к истории?

7. Как понимает прогресс всемирной истории Данилевский?

8. Чем обусловлена уникальность каждой цивилизации, по мнению Тойнби?

 

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 8. §§ 2,3.

Дополнительная литература:

1. Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического анализа // История СССР – 1990 – №5.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1990. – Ч.6.

3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

4. Формации или цивилизации: материалы круглого стола // Вопросы философии – 1989 – №10.

5. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии – 1990 – №3.

6. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т. 1. – М., 1993.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

1. Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. – 1990. – № 11.

 

Вопросы к первоисточнику:

1. Почему так называемая «пятичленка» должна быть призвана условной теорией по мнению Гуревича?

2. За какую односторонность теории критикует формационный подход Гуревич?

3. Почему теорию Маркса Гуревич называет телеологической?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.