Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену




Критерии оценки эссе

Эссе оценивается по следующим критериям:

1) Тезис.

- тезис оригинальный и сформулирован ясно – 3 балла

- тезис неоригинальный, ясно сформулирован – 2 балла

- тезис сформулирован расплывчато – 1 балл

 

2) Обоснование.

- обоснование всестороннее и глубокое – 4 балла

- обоснование есть, но не всестороннее – 3 балла

- обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 2 балла

- обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы - 1 балл

3) Использование литературы.

- использована дополнительная литература и даны ссылки на нее – 2 балла

- использованы первоисточники и даны ссылки – 1 балл

 

4) Оформление.

- эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 1 балл

 

Работа над эссе потребует от вас серьезного, вдумчивого отношения.

Успеха!


1. Мировоззрение и личность. Характер мировоззренческих проблем. Особенности философского решения мировоззренческих проблем: рациональность, рефлексивность, критичность.

2. Предмет и структура философии. Основные этапы истории философии. Функции философии в культуре: мировоззренческая, методологическая, критическая.

3. Взаимоотношения философии и науки. Позитивистская трактовка философии.

4. Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Поиски первоначала в ранней греческой философии (Милетская школа, пифагорейская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, атомисты Левкипп и Демокрит).

5. Платоновская модель реальности. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Структура идеального мира. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры.

6. Метафизика Аристотеля. Понятие метафизики. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.

7. Спор о природе универсалий в средневековой схоластике. Реализм и номинализм.

8. Научная революция XVII в. Декарт - основатель философии Нового времени. Дуализм Декарта. Принцип сомнения. Механистическое понимание природы. Психофизическая проблема.

9. Идеализм Лейбница. Критика Лейбницем механицизма с позиций идеализма. Учение о монадах. Предустановленная гармония.

10. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Трактовка реальности. Отрицание материи. Проблема солипсизма.

11. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.

12. Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

13. Принцип материализма. Понятие материи. Уровни организации материи. Физикализм и эмерджентизм.

14. Материя и движение. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

15. Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы

16. Принцип детерминизма. Детерминизм и свобода. Индетерминизм. Возможность и действительность. Вероятность.

17. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи. Синергетика как новое миропонимание.

18. Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм).

19. Понятие отражения. Развитие форм отражения. Сознание как высшая форма отражения.

20. Проблема предельного основания знания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

21. Скептицизм Д.Юма. Радикальный эмпиризм. Отрицание существования духовной субстанции. Трактовка причинности

22. Теория познания И. Канта. Синтез рационализма и эмпиризма. Априорные формы сознания и их роль в познании. Агностицизм.

23. Чувственное познание и его формы. Соотношение объективного и субъективного в чувственном образе. Единство чувственного и рационального в познании.

24. Рациональное познание и его формы. Мышление и язык.

25. Теории истины (классическая, когерентная, прагматистская, конвенциональная, диалектико-материалистическая).

26. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различие и взаимосвязь.

27. Научная теория и ее функции. Природа идеализаций. Формализация и математизация научного знания.

28. Понятие научного метода. Общелогические методы, методы эмпирических и методы теоретических исследований.

29. Особенности научного познания. Отличие научного знания от ненаучного. Критерии научности: верифицируемость, фальсифицируемость. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

30. Научное объяснение. Подводящая модель научного объяснения. Объяснение и понимание.

31. Теория научных революций Т. Куна.

32. Рационалистические модели развития научного знания (К. Поппер, И. Лакатос).

33. Этика науки.

34. Образы человека в истории философии. Особенности познания человека.

35. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии.

36. Происхождение человека. Факторы антропогенеза.

37. Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы.

38. Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека.

39. Бессознательное и его роль в жизни человека (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).

40. Экзистенциализм о природе человека и основных чертах человеческого существования.

41. Понятия «этика», «мораль», и «нравственность». Мораль как особая форма регуляции общественных отношений.

42. Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Эпикур, стоики).

43. Этика И. Канта. Принцип автономии морали. Понятие категорического императива.

44. Утилитаристская этика (И.Бентам, Д.С.Милль).

45. Общество как особая реальность. Натурализм, идеализм и материализм в объяснении общества.

46. Общество как система. Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

47. Проблема общественного идеала. Понятие гражданского общества. Права человека.

48. К. Маркс об истории как смене общественно-экономических формаций.

49. Теория локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

50. Общество и личность. Соотношение исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Свобода и ответственность.

51. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.

52. Глобальные проблемы современности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.