КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность. Под деятельностьюпонимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели
Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Герой романа И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда не знаешь, для чего живёшь, так живёшь как-нибудь, день за днём; радуешься, что день прошёл, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра». Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями. Потребности - источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета её удовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется. Потребности человека разнообразны. Выделяют потребности естественные (природные) и социальные. Естественные потребностиявляются врождёнными, но к моменту рождения они ещё окончательно не сформированы и развиваются в течение всей жизни. Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных относятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потребность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические потребности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр. Не всегда человек даёт себе отчёт в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосознанных потребностях. Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обществе. Важной нравственной потребностью является потребность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь. Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материальной (материальные потребности), так и духовной (духовные потребности). Поэтому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родителей, так и общества в целом. Таким образом, потребность, или переживаемая человеком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета её удовлетворения. Этот предмет потребности есть действительный мотив деятельности человека. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотивы деятельности человека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жизни и поэтому чрезвычайно многообразны. Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов. Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародышевой. Различают движения непроизвольные и произвольные, врождённые и приобретённые. Непроизвольные движения - моргание, сосание, крик - врождённые. Большинство движений являются приобретёнными, они приобретаются человеком в жизненном опыте. Действия - более сложная часть деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определённый объект (предмет). Действия всегда социальны. Любые действия человека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мысленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выполнения упражнений, устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учении широко представлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действия предметные (едим ложкой, пишем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок). Отдельные движения и даже действия ещё не составляют целостной деятельности. Деятельность - это совокупность действий, объединённых единой целью. Сущность деятельности как раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. Например, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает книгу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к экзамену, а чтение в этом случае - действие, которое включено в деятельность. Следует отметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большое значение имеют дальние цели, которые дают определённое направление деятельности, показывают перспективу её развития. Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, её осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем. Знания о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но ещё не владеть навыками выполнения этого дела. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия. В одних случаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других - являются результатом дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик, имеющий навык чтения, не умеет ещё выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретённого навыка чтения. Причём умение может появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях и навыках. Умение - это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе. Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определённые навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии. Навык - это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный специалист лучше работает и меньше устаёт, чем начинающий работник. К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: пристально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его сознания, сами делают все, что надо»1. Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определёнными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. Именно они определяют направленность личности человека. Формирование потребностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания. В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности иуровень достижений. Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании её продукта, 2) общественное признание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружающие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек. Самооценка и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определённую сторону, повышая или понижая её уровень, она в значительной степени формирует и самооценку. Каковы же психологические условия позитивного оценивания деятельности своей и другого человека? Самооценка человека в решающей степени складывается на основании успеха или неуспеха в значимой для деятельности и формирует тот или иной уровень притязаний личности на достижения в этой области. Реализованный в деятельности уровень притязания личности укрепляет её самоуважение, нереализованный - разрушает или не даёт возможности вообще сформироваться. Американский психолог У. Джеймс вывел формулу самооценки, которую обозначал термином «самоуважение»: «Наше довольство собой в жизни, - писал он, - обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания: При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать». Таким образом, уровень самоуважения порождается двумя противоположными тенденциями: тенденцией поддерживать свою самооценку, свой успех в деятельности на как можно более высоком уровне; тенденцией снижать свои притязания, чтобы не потерпеть неудачи и тем самым не нанести ущерба привычной самооценке. Умение «примирить» эти тенденции и в ходе конкретной деятельности реалистически отнестись к себе, к своим достижениям -одно из важных условий эффективности деятельности и развития личности. От уровня достижений в деятельности зависит уровень притязаний личности. Поэтому так важно, чтобы уровень достижений соответствовал реальному вкладу труда и творчества человека в деятельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. В противном случае притязания будут формироваться как бы на «пустом месте», что может привести человека к разочарованию не только в деятельности, но и в себе самом, к нервному срыву и т.д. «Если ты что-нибудь делаешь, - говорил Л.Н. Толстой, -делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |