Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философского знания. Слово «философия» древнегреческое




Введение

Слово «философия» древнегреческое. Оно образовано из двух слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает «любовь к мудрости». Как любомудрие философия является особым типом знания. В составе человеческих знаний без труда различаются три больших и относительно самостоятельных группы: обыденные, конкретно-научные и мировоззренческие знания.

Первые приобретаются человеком в процессе самой жизни, они обслуживают повседневные интересы людей. Совокупность обыденных знаний человека иногда называют опытом, а слово «опыт», по выражению О. Уайльда, является «обозначением человеком собственных ошибок».

Ограниченность обыденных знаний связана с допускаемыми в них ошибками. Она обнаруживается чаще всего при столкновении человека с неизвестными ранее фактами и явлениями. Когда обыденных знаний явно недостаточно для разрешения проблем бытия и познания, мы обращаемся к знаниям конкретно-научным и (или) мировоззренческим. Их специфика состоит в том, что они выражают общее и наиболее общее в мире и его постижении. Если знания естественнонаучные (физические, химические и т.п.) раскрывают общее в мире самом по себе, то знания гуманитарные (исторические, лингвистические и т.п.) воспроизводят по преимуществу общее в человеческой природе. В отличие от конкретно-научных мировоззренческие знания нацелены на изучение наиболее общего не столько в мире и человеке по отдельности, сколько во взаимоотношениях между ними.

Мировоззрением называется система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Философское знание является знанием мировоззренческим. Вместе с тем не любое мировоззренческое знание есть знание философское. Древнейшим типом мировоззрения была мифология – совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы; тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами; фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и др. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизненно-практическим знанием. Если бы древний грек не был уверен в том, что богиня мудрости – Афина-Паллада - появилась из головы своего отца Зевса, который остался жив после того, как Вулкан раздробил ему голову, для него это не было бы мифом. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии. Основанная на вере в сверхъестественное религия как мировоззрение компенсирует бессилие людей перед противостоящими им силами природы и общества, способствует процессам их консолидации.

В то время как мифология и религия столь же древние, как человек, философия существовала не всегда. Ее возникновение в V – VI вв. до н.э. в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае было революционным процессом преодоления мифологически-религиозного мировоззрения. Именно там и тогда сложился особый тип мировоззренческого знания как проявление не божественной, а человеческой любви к мудрости. Философия – это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.

Своеобразие философии как формы сознания, деятельности и социального института

Богатство связей и отношений человека с миром обусловливает разнообразие философских учений. Из разнообразия философских учений складывается философия как особая форма сознания, «духовная квинтэссенция» человеческой культуры.

Многообразие философских учений упорядочивается в зависимости от того, как их создатели решают различные вопросы. Благодаря разному пониманию философами взаимосвязи материального и духовного они делятся на материалистов и идеалистов. Материализм – тип философского мировоззрения, согласно которому материальное является первичным. Идеализм – альтернатива материализма, тип философского мировоззрения, согласно которому первично идеальное. В истории философии были разработаны разные типы этих философских мировоззрений – субъективный и объективный идеализм, обыденный, конкретно-научный и философский материализм.

Большинство философов, размышляя о возможностях познания мира, не сомневались в них. Их иногда называют представителями гносеологического (познавательного) оптимизма. Те же немногие, кто им противостоит, называются гносеологическими пессимистами. Пессимисты делятся на тех, кто сомневался, а также частично или полностью отрицал возможность познания мира. Первых называют скептиками, а вторых – агностиками. Скептицизм – философское мировоззрение, в котором возможность адекватного познания и оценки мира подвергается сомнению. Радикальным скептицизмом является агностицизм тип философского мировоззрения, обосновывающий невозможность адекватного познания мира.

Материализм и идеализм, скептицизм, агностицизм как типы философского мировоззрения связаны с ответами на вопрос: о соотношении материального и идеального (духовного). Этот вопрос некоторые мыслители, например, Шеллинг, Энгельс, считали основным для философии. Не менее существенны для философии как формы сознания также и другие вопросы: находится ли мир в состоянии покоя или он движется, развивается? что является источником человеческих знаний, поведения и т.п.? В ответах на них складывались диалектика и метафизика, эмпиризм и рационализм, гедонизм, эвдемонизм и многие другие типы философского мировоззрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.