Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный план анализа стихотворения




Памятки

Занятие 63. Повторение

Занятие 62. Современная поэзия

Занятие 61. Направления в современной поэзии

Тексты: стихотворения Ахмадулиной Б.А., Бродского И.А., Вознесенского А.А., Высоцкого В.С., Евтушенко Е.А., Кузнецова Ю.П., Мартынова Л.Н., Окуджавы Б.Ш., Рубцова Н.М., Самойлова Д.С., Слуцкого Б.А., Соколова В.Н., Солоухина В.А., Тарковского А.А. (по желанию студента).

1. Подготовьте выразительное чтение и анализ одного стихотворения.

 

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность стихотворения.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой. Его своеобразие и способы его самораскрытия.

11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение и соединение различных уровней сознания.

13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

18. Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворении.

22. Звучание стихотворения в наши дни.

Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не су­ществует. При этом общеизвестно, что анализ худо­жественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение истории создания, те­матики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической вы­разительности, особенностей стиха, а также зна­чения произведения в творчестве поэта, в литера­турной жизни эпохи, в литературной традиции.

Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходи­мо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.

Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает, с чего начать, можно реко­мендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов.

Вот ее возможный вариант:

I

В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чув­ства и мысли вызывает?

Как творческая история стихотворения в кон­тексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?

II

1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?

Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?

 

2. Как построено стихотворение?

Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?

3. Как звучит начало стихотворения?

Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?

Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний, мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких худо­жественных средств это изображено?

4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?

Как передается движение: с помощью лирическо­го сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воп­лощаются?

Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?

Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изо­бражено?

5. Каков итог лирического высказывания?

Находит ли лирический конфликт свое разреше­ние?

Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысло­вая целостность стихотворения?

Ш

Как и на основании чего можно оценивать мас­терство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?

Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.