Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за экологические правонарушения в сфере обращения опасных отходов




Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Под экологическим правонарушением в юридической доктрине и действующем законодательстве подразумевается виновное, противоправное деяние (действие либо бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Ответственности за экологические правонарушения посвящена глава XIV Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 75-80). В ст. 75 этого закона за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды установлено четыре вида ответственности – имущественная (гражданско-правовая), дисциплинарная (включая материальную), административная и уголовная.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака):

· объект;

· объективную сторону;

· субъективную сторону;

· субъект.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности. Например, в качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и рационального природопользования, отношения в сфере установленного порядка обращения с отходами производства и потребления и т.д.

Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы) могут являться предметом экологического правонарушения (т.е. тем, на что непосредственно направлено преступное посягательство).

Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом ее образуют следующие признаки:

1) нарушение экологических требований путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. Признание лица виновным означает установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лицза правонарушения:

· дисциплинарную (включая материальную);

· административную;

· гражданско-правовую (имущественную);

· уголовную.

Юридические лица(предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности.

Административная ответственность. Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушение экологического законодательства, в том числе в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ [5] экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем, в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на федеральном уровне только Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы административной ответственности за экологические правонарушения. В связи с принятием нового КоАП РФ был отменен ряд статей действующих федеральных законов, в которых имелись конкретные составы административных правонарушений с указанием административных наказаний в виде предупреждения и штрафа.

Существенным нововведением КоАП РФ является привлечение к административной ответственности юридических лиц. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права эксплуатации транспортного средства);

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Причем в отношении юридического лица могут применятся административные наказания, перечисленные в п. 1-4.

Наиболее распространенной мерой административного наказания является взыскание административного штрафа с правонарушителей. Цель этого штрафа - воздействие на нарушителей правил охраны окружающей среды для прекращения их противоправного поведения.

КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях. Протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства российской Федерации.

Остановимся на конкретном составе административного правонарушения в области обращения с отходами. Это статья 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях «Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами». Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Данное правонарушение посягает на (Объект) установленные экологические и санитарно-эпидемиологические правила обращения отходов производства и потребления или иных опасных веществ.

Правила обращения отходов производства и потребления или иных опасных веществ сформулированы в следующих нормативных документах:

1. ст. 47, 48, 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [1]:

- производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого - гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством;

- юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения;

- ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

Запрещаются:

- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлеченияценных минеральных ресурсов;

- ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

 

2. Ст. 12-14 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г.№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

- Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

- Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основеспециальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

- Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- Запрещается захоронение отходов натерриториях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ;

-Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

- Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

-Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветныхметаллов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы;

- Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

-На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

3. Ст. 18 Федерального закона РФ от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

-Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок:, предусмотренных правилами, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, запрещается;

- Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения иди захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

- Mеста хpaнения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

4. Ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

- Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условии и способов санитарным правилам;

- В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль;

- Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационной контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

5. Ст. 48 Федерального закона РФ от 21.11 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»:

- При хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов;

- Хранение или захоронение радиоактивных отходов допускается только в специально предназначенных для этого местах хранения. Хранение или захоронение радиоактивных отходов должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. Порядок организации, сбора и захоронения радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющие данную деятельность, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативные требования по обращению с опасными отходами установлены также в многочисленных подзаконных актах, например, в Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15 июня 2001 г. № 511.

Привлекаться к ответственности (субъект) могут граждане, должностные лица, в обязанности которых входит соблюдение правил обращения с веществами и отходами, представляющим потенциальную угрозу окружающей среде, а также юридические лица.

Органами, уполномоченными рассматривать дела о правонарушении, являются:

A) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

Б) органы, осуществляющие государственный экологический контроль;

B) органы Российской транспортной инспекции.

Должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об экологических административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2.

Уголовная ответственность. В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации [60]. Он включает главу 26 «Экологические преступления», в которой содержится 17 статей преступлений (ст. 246-262).

Статья 247 Уголовного Кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов:

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеры оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев,либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказывается лишением свободы на срок на срок от трех до восьми лет.Данная статья является новой для российского уголовного законодательства и представляет собой общий состав экологического преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил обращения (на всех его этапах) с опасными веществами и отходами.

Целью данной статьи является недопущение производства запрещенных видов отходов и обеспечение соблюдения установленных правил оборота экологически опасных веществ и отходов.

Для этого конструируются два самостоятельных состава преступления с одинаковыми последствиями: 1) производство запрещенных видов опасных отходов; 2) обращение, то есть транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических химических веществ и отходов. Оба указанных преступления имеют одни и те же квалифицирующие признаки.

Предметом данного преступления являются запрещенные виды опасных отходов, а также радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, обращение которых осуществляется с соблюдением установленных правил.

Опасные вещества и отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные.

Токсичные отходы - это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества.

Под токсичными веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни или здоровью людей, окружающей среде.

Бактериологические (биологические) вещества и отходы и правила обращения с ними регламентируются нормативно-правовыми актами в нескольких направлениях: деятельность по регулированию биомассы, привнесению в окружающую среду не свойственных ей живых организмов, деятельность предприятий, организаций и граждан по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду (экологические и санитарные правила), деятельность по ввозу и вывозу растений и животных, биологических веществ и отходов.

В ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» понятие радиоактивные отходы трактуется как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива, в процессе производства энергии на атомных радиостанциях, при переработке использованного ядерного топлива, при производстве оружейных ядерных материалов, в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике, а также при подземных ядерных взрывах.

Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, производство которых запрещено в любом случае, как, например, сильнодействующие отравляющие вещества, которые могут иметь военное предназначение, а также запрещено при осуществлении определенных производственных и технологических процессов; запрещено в объеме, превышающим установленный, в определенной концентрации или в определенных местах и в определенные периоды, либо без соответствующей лицензии или разрешения.

Производство запрещенных видов опасных отходов подразумевает профессионально осуществляемый на постоянной или временной основе в заранее установленных целях технологический процесс или комплекс технологических процессов. Не является производством запрещенных видов опасных отходов проведение отдельных опытов, в результате которых появляются запрещенные виды опасных побочных веществ, представляющих собой отходы для данного опыта (опытов).

Объективная сторона производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренная ч. 1 ст. 247, включает в себя их производство, наступление последствий (возникновение угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) и наличие причинной связи между производством опасных отходов и возникновением угрозы. Следовательно, этот состав преступления, помимо нанесения ущерба природной среде, влечет причинение вреда здоровью человека. Причем вред здоровью человека может быть непосредственно нанесен данным составом преступления. То есть в данной статье вред, причиненный окружающей среде, может и не выступать в качестве причины вреда здоровью человека.

Преступление, предусмотренной ч. 1 ст. 247 УК РФ считается оконченным с момента нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, создающего угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Закон предусматривает три группы последствий данного вида преступления: в основном составе - угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; в квалифицированном составе - загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а также неосторожное причинение смерти человеку либо массовое заболевание людей.

Причинная связь между производством запрещенных видов опасных отходов и возникновением угрозы наступления существенного вреда здоровью людей и окружающей среде является обязательной. При этом угроза возникает вследствие именно производства запрещенных видов опасных отходов, а не их использования или нарушения правил обращения с ними либо под воздействием иных факторов.

Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины. Виновный осознает, что нарушает правила обращения с экологически опасными веществами и отходами, а также предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. Данное преступление может быть совершено с косвенным умыслом: закон не предусматривает возможности совершения преступления по неосторожности.

Часть 2 ст. 247 содержит состав преступления, в котором содержится указание на совершение действия по производству запрещенных видов опасных отходов в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также причинение в результате этих действий вреда здоровью человека или массовой гибели животных.

Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 247, предполагает наступление последствий в виде смерти человека либо массового заболевания людей. Под массовым заболеванием людей понимается одновременное заболевание двух и более человек, вызванное одними и теми же действиями, связанными с производством запрещенных видов опасных отходов.

От производства запрещенных видов опасных отходов следует отличать нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Данное преступление будет выражаться в транспортировке, хранении, захоронении, использовании или иных способах обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, последствия нарушения этих правил и в причинной связи между нарушением и последствиями.

Действующее экологическое законодательство содержит в различных нормативных правовых актах весьма широкий круг правил обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами.

Правила сформулированы в федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» (см. ст. 47, 48, 51), в федеральном законе РФ «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп. от 29.12.00 г.) (см. ст. 12-14), в ст. 24 федерального закона РФ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ст. 18 федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», в ст. 22 федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в ст. 48 Федерального закона РФ «Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп. 1997 г.), а также в многочисленных подзаконных актах, например, в «Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденных Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. № 511.

Так, ст. 22 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Субъективная сторона данного преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 комментируемой статьи, характеризуется косвенным умыслом. Лицо осознает, что оно нарушает правила обращения с опасными веществами и отходами, предвидит возможность наступления опасных для жизни, здоровья человека или окружающей среды последствий и сознательно допускает наступление этих последствий, либо относится к их наступлению безразлично.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 247 УК РФ, характеризуется двойной формой вины (см. ст. 28 УК РФ): умыслом по отношению к нарушению указанных правил и неосторожностью по отношению к последствиям, предусмотренным ч. 3.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее признаки специального субъекта. В обязанности такого лица входит соблюдение правил обращения с веществами и отходами, представляющими потенциальную угрозу окружающей среде.

В качестве реального примера привлечения к уголовной ответственности за экологическое преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК РФ,можно привести уголовное дело, описанное прокурором Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры В. Тюриным в интервью журналу «Законность» (№ 5, 2000 г.). С 1995 г. по весну 1999 г. фирмы ООО «Энергия», ТОО «Импульс» и ООО «Ариэм», нарушая правила обращения с экологически опасными веществами и отходами, поставили без гигиенического сертификата ЗАО «Нижнекамскнефтехим» в Нижегородскую область около 15000 тонн отходов химпроизводства, которые использовались в качестве печного топлива котельных городов и поселков области. Отходы нефтехимического производства содержали токсичные вещества и вызвали острые отравления 6 рабочих асфальтобетонного завода Навашинского ДРСП, появились жалобы на ухудшение здоровья и от жителей г. Уреня.

11 ноября 1998 г. прокуратурой было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, на руководителей фирм-поставщиков, предприятий-потребителей и лиц, ответственных за обеспечение топливом городов и районов в области. 24 января 2000 г. Канавинским судом Нижнего Новгорода вынесен приговор. Виновными в совершении преступления признаны 7 человек.

Прокурор в своей статье обращает внимание руководителей природоохранных и правоохранительных органов на имеющиеся нарушения по использованию нефтехимических отходов в качестве печного топлива во многих субъектах Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарную ответственность за экологические проступки несут работники предприятий (организаций) в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется, трудовым законодательством (ст. 192, 193 ТК РФ). За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работнике могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда или в органах по рассмотрение индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с трудовым законодательством за экологические правонарушения предусмотрена и материальная ответственность - это имущественная ответственность работнике, по вине которых предприятие (организация) понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих подробно регламентированы трудовым законодательством. Так, материальной ответственности сторон трудового договора посвящен раздел XI Трудового Кодекса РФ. В соответствии со ст. 232 сторона трудового договора (в данном случае работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральным законами.

Материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться самим договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности.

Материальная ответственность за нарушения экологического законодательства наступает наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной). Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия) (ст. 233 ТК РФ). Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Установление размеров материальной ответственности работников за ущерб определяется, в соответствии со ст. 241-250 ТК РФ.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность. Данный вид ответственности наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил, причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда (арбитража). При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств (например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в предназначенные для их захоронения или утилизации места и т.п.).

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в суд или арбитраж в течение двадцати лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человечество, используя опыт предшествующих поколений и возможности имеющегося разума, в течение десятков, а возможно, и сотен тысяч лет коренным образом трансформирует исходную, сложившуюся за гораздо большой промежуток времени биосферу.

Первоначально под влиянием человеческого общества происходили такие изменения в биосфере, как исчерпание ресурсов живой природы.

По мере увеличения численности человеческого общества и усиления разумной его деятельности (но направленной большей частью на удовлетворение собственных потребностей), этот процесс углубился, и имеющееся сокращение численности и видов животных, а также растительности в дальнейшем усилилось исчерпанием минеральных ресурсов (металлов, горючих ископаемых, почв и т.д.), т. е. возникло исчерпание уже всех природных ресурсов.

В связи с последующим развитием человеческой цивилизации по техногенной концепции взаимодействия с природой, этот негативный процесс включил в себя еще и разнообразное загрязнение в виде накопления разного вида отходов.

Отходы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В связи с этим особенно актуальным становится определение устойчивой оптимальной формы взаимодействия человеческого сообщества и природной среды, представляющей собой инерционный саморегулирующийся механизм, который направлен на сохранение, поддержание и повышение продуктивности и разнообразия биосферы.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью, ростом народонаселения и состоянием окружающей среды. Широкое эколого-природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний, этических норм и ценностей, использование которых необходимо для устойчивого благоприятного развития природы и общества.

Данное учебное пособие посвящено вопросам обращения с опасными отходами в области их накопления, правильного хранения и транспортировки. Кроме этого рассмотрены и предложены некоторые виды утилизации и переработки отходов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 4066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.