Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Когнитивные структуры и знаковые системы




1) Прочитайте приведенные ниже выдержки из трудов ученых. Сопоставьте их с текстом лекции и скажите, что нового Вы узнали. Дополняют ил эти высказывания Ваши знания по обсуждаемым проблемам?

 

Средства эмоционального воздействия не должны выноситься за рамки знаковых систем, поскольку одна из функций знака как раз и состоит в том, чтобы вызывать эмоции, вне знаковых систем могут оказаться разве что стимулы. Так, плач от лука есть не более чем простая рефлекторная реакция, но какая-нибудь душераздирающая сцена вызывает у меня слезы только после того, как я восприму ее как знак. Умберто Эко

 

Категоризация обеспечивает взаимную связь (gateway) между процессами восприятия и познания. После того как перцептивная система получает информацию о некоторой сущности и ее окружении, когнитивная система помещает эту сущность в некоторую категорию (например, буква). Такие категории являются репрезентациями, поскольку они замещают воспринятые сущности. Действительная форма репрезентации в мозге человека вовсе не должна быть похожей на своего референта или на его языковое обозначение. Как бы то ни было, такие состояния мозга являются репрезентациями в том смысле, что они замещают внешних референтов и когнитивные механизмы могут манипулировать этими репрезентациями в целях суждения об окружающем человека мире. Лоренс Барсалоу

 

Среди факторов, обусловливающих адекватность понимания коммуникантами друг друга в процессе общения, следует назвать корпус знаний и представлений, которым располагает каждый из коммуникантов. Совокупность всех знаний и представлений есть когнитивное пространство (КП) индивидуума, формируемое когнитивными структурами (КС), которые могут быть либо лингвистическими, либо феноменологическими. К лингвистическим когнитивным структурам (ЛКС) мы относим те КС, которые лежат в основе языковой компетенции и формируют совокупность знаний и представлений о законах языка, о его синтаксическом строении, лексическом запасе, фонетико-фонологическом строе, о законах функционирования его единиц и построения речи на данном языке. Феноменологические когнитивные структуры (ФКС) формируют совокупность знаний и представлений о феноменах экстралингвистической и собственно лингвистической природы[i], т. е. об исторических событиях, реальных личностях, законах природы, произведениях искусства, в том числе и литературных и т. д. (см., напр., [8]). Общение и понимание невозможно, если коммуниканты не владеют общими КС (общим фондом знаний). Чем больше «коллективных» КС, тем лучше понимание, вплоть до того, что называется «пониманием с полуслова». Виктория Владимировна Красных, Дмитрий Борисович Гудков

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Рождественский В.С.. Лекции по общему языкознанию.

2. Хроленко А.Т. Общее языкознание.

3. Лингвистический энциклопедический словарь.

4. Степанов Ю.С. Основы языкознания.

5. Мечковская Н.Б. Семиотика.

6. Леонтьев А.А. Введение в психолингвистику.

7. Залевская А.А. Введение в психолингвистику.

8. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов.

9. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество.

10. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.