1) Прочитайте приведенные ниже выдержки из трудов ученых. Сопоставьте их с текстом лекции и скажите, что нового Вы узнали. Дополняют ил эти высказывания Ваши знания по обсуждаемым проблемам?
Средства эмоционального воздействия не должны выноситься за рамки знаковых систем, поскольку одна из функций знака как раз и состоит в том, чтобы вызывать эмоции, вне знаковых систем могут оказаться разве что стимулы. Так, плач от лука есть не более чем простая рефлекторная реакция, но какая-нибудь душераздирающая сцена вызывает у меня слезы только после того, как я восприму ее как знак.
Умберто Эко
Категоризация обеспечивает взаимную связь (gateway) между процессами восприятия и познания. После того как перцептивная система получает информацию о некоторой сущности и ее окружении, когнитивная система помещает эту сущность в некоторую категорию (например, буква). Такие категории являются репрезентациями, поскольку они замещают воспринятые сущности. Действительная форма репрезентации в мозге человека вовсе не должна быть похожей на своего референта или на его языковое обозначение. Как бы то ни было, такие состояния мозга являются репрезентациями в том смысле, что они замещают внешних референтов и когнитивные механизмы могут манипулировать этими репрезентациями в целях суждения об окружающем человека мире.
Лоренс Барсалоу
Среди факторов, обусловливающих адекватность понимания коммуникантами друг друга в процессе общения, следует назвать корпус знаний и представлений, которым располагает каждый из коммуникантов. Совокупность всех знаний и представлений есть когнитивное пространство (КП) индивидуума, формируемое когнитивными структурами (КС), которые могут быть либо лингвистическими, либо феноменологическими. К лингвистическим когнитивным структурам (ЛКС) мы относим те КС, которые лежат в основе языковой компетенции и формируют совокупность знаний и представлений о законах языка, о его синтаксическом строении, лексическом запасе, фонетико-фонологическом строе, о законах функционирования его единиц и построения речи на данном языке. Феноменологические когнитивные структуры (ФКС) формируют совокупность знаний и представлений о феноменах экстралингвистической и собственно лингвистической природы[i], т. е. об исторических событиях, реальных личностях, законах природы, произведениях искусства, в том числе и литературных и т. д. (см., напр., [8]).
Общение и понимание невозможно, если коммуниканты не владеют общими КС (общим фондом знаний). Чем больше «коллективных» КС, тем лучше понимание, вплоть до того, что называется «пониманием с полуслова».
Виктория Владимировна Красных,
Дмитрий Борисович Гудков
ЛИТЕРАТУРА
1. Рождественский В.С.. Лекции по общему языкознанию.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление