Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. 1. Долгополов Л.К. На рубеже веков




Дополнительная

1. Долгополов Л.К. На рубеже веков. – Л.: Сов. писатель, 1985. – С.5-56 (5б208)

2. Зайцев Б. Леонид Андреев / Зайцев Б. Странное путешествие / Сост., вступ. ст. и прим. С. Федякина. – М.: ОКМА-ПРЕСС, 2002. – С.179-187(5б208)

3. Мігальчинська В.М. Трагічне обличчя часу. Експресіонізм у літературі, малярстві та музиці. – Зарубіжна література в школах України. – 2004. – №4. – С.54-56 (5б208)

4. Тузков С. Экзистенциальные мотивы в творчестве Л.Андреева //Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. – 2002. – №4. – С.23-24 (5б208)

5. Чирва Ю.Н. Вступительна статья / Андреев Л.Н. Драматические произведения: В 2-х т. – М.. 1989. – Т.1. – С.4-15 (ц/б)

6. Чуковский К. Современники: Портреты и этюды. – Минск. – С.188-231 (ч/з ун-та)

7. Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX века. – М., 1975. – С.275-283

8. Ясенский С.Ю. Проблематика свободы воли в новелистике Брюсова и Андреева // Русская литература. – 1997. – №1. – С.23-29 (5б208)

Театр и драматургия Серебряного века подчинялись общей закономерности эпохи – стремлению обновить, модернизировать традиционные правила и приемы. Заметное влияние на процесс обновления русского театра оказала европейская «новая драма», представленная именами М.Метерлинка, Г. Ибсена, Г.Гауптмана. «Новая драма» предполагала углубление психологизма, философичности, мистицизма, скрытого под покровом привычной социально-бытовой пьесы. Пришедшие из Европы идеи и тенденции, как и в случае с символизмом и футуризмом, именно в России оформились в целостное и системное явление, раскрывшее свою истинно новаторскую сущность. Значительную роль в становлении новой русской драмы сыграл появившийся в 1898 году в Москве художественный театр (МХТ), в стенах которого произошло рождение теперь всемирно известной системы К.С. Станиславского. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко разработали принципиально новую концепцию режиссерского театра, согласно которой пьеса и спектакль подчинялись сверхзадаче режиссера и приобретали целостность и завершенность. Это был психологический «театр переживания», рассчитанный на творческую личность актера и его способность «вжиться в роль», существовать в образе, что привело к новаторским приемам актерской игры и новому образу театра, который должен был «начинаться с вешалки».

Совершенно иные представления положены в основу деятельности Вс. Мейерхольда – признанного мэтра театрального авангарда. Идея «театрализации театра» привела режиссера к необходимости воспринять дух и стиль великих эпох прошлого, то есть к художественной стилизации, объектом которой стал итальянский театр масок Dell arte, где слова заменялись пантомимой, а постоянство сюжета и масок оживлялось импровизацией, зависящей от актеров и места представления. По мнению Вс. Мейерхольда, «театр должен строиться на основе балагана, где движения ценятся дороже слова».

Интересные театральные новации предлагал театр В.Н. Комиссаржевской, давший благодаря таланту актрисы современный стиль актерского искусства, камерный театр Г.Таирова, утвердивший саму идею камерного театра, открытого эксперименту, «старинный театр» Н.Н. Евреинова, занимавшийся реставрацией старинных жанров (пасторали, фарса), традиций испанского театра. В эти годы появились жанры театрального капустника, театра-кабаре, театра миниатюр.

Одна из общих примет культуры серебряного века – активное взаимодействие разных видов искусства – характеризует и новый театр, который, по свидетельству Вс. Мейерхольда, «вырастает из литературы». С другой стороны, для целого ряда авторов мотивом для обращения к драматургии стало появление нового театра или скандальная постановка. «Не будь Художественного театра, не стал бы писать пьесы», – признавался Л. Андреев.

Интерес к театру был всеобщим, о чем свидетельствуют концептуальные статьи о театре А.Блока, Л.Андреева, Вяч.Иванова, Ф.Сологуба, А.Белого, А.Ремизова, возникшая в 1908 году бурная полемика о современном состоянии театра и путях его развития между представителями символизма и критиками-марксистами. Возникла мода на театр, предлагались новые теории театра, в частности, Вяч.Ивановым была заявлена теория «литургического театра» как некоего «тайнодействия», в котором будут задействованы и зрители, что сделает театральное представление и творчеством жизни. Постановка в 1906 году Вс.Мейерхольдом пьесы А.Блока «Балаганчик» позволила говорить о рождении символической драмы как особого драматургического феномена. Отличительную особенность символической драмы точно охарактеризовал Л. Андреев, написавший о драмах Метерлинка: «Мысли свои он одел в штаны, а сомнения заставил бегать по сцене».

Подобным образом поступал в своем драматургическом творчестве и сам Л. Андреев. Его пьеса «Жизнь человека» (1906) стала одной из самых ярких театральных постановок серебряного века. Поставленная почти одновременно К.С.Станиславским в МХТе и Вс.Мейерхольдом в театре В.Н. Комиссаржевской, эта пьеса стала знаковым явлением эпохи, ее символом. В «Жизни человека» и других пьесах Л.Андреев предлагает экзистенциальную концепцию драматургии. Его человек, оказавшийся в мире, отрекшемся от Бога, вновь мучим сущностными вопрошаниями: Кто я? Откуда я? Зачем я? «Слишком оголив», по словам М. Горького своего человека, Л. Андреев дает ему равноправного партнера – «Некто в сером», который конструирует все пространство драматургического действия в пьесе. Лиризация как проявление усилившегося авторского начала делает речь общей и одновременно ничьей, не принадлежащей конкретно ни одному из персонажей, а зрелищно-действенная сторона драмы подавляется причудливой системой описаний, деталей, создающей смутный и неясный, мистический образ происходящего.

Первая пьеса «условного театра» Л.Андреева проиллюстрировала стремление автора следовать модернистской эстетике рубежа веков, в частности эстетике экспрессионизма.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.