Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Терминологический аппарат




О-82

Учебное пособие

ИСТОРИЯ РОССИИ

Электронный ресурс

Рефераты

Доклады

Терминологический аппарат

Основные события

СССР в 1946-1985 гг.

Семинар 16.

 

 

 

Литература

 

 

 

Вопросы для самоконтроля


* Учебники, отмеченный звездочкой, имеются в библиотеке университета.

 

 

Москва, 1998


ББК 63.3(2) я73

 

 

Авторский коллектив:

ГУСЕВ С.П. – кандидат исторических наук, доцент

ЕСЬКОВ Г.С. – доктор исторических наук, профессор

КОЗЛОВ Н.В. – доктор исторических наук, профессор

МАРКИНА Т.Д. – кандидат исторических наук, доцент

ПАВЛОВ В.С. – доктор исторических наук, профессор

ПАПКОВ Г.А. – кандидат исторических наук, доцент

ПРОХОРОВ В.Л. – кандидат исторических наук, доцент.

 

Редакционная коллегия:

В.И. ЖУКОВ – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор

Г.С. ЕСЬКОВ – доктор исторических наук, профессор

В.С. ПАВЛОВ – доктор исторических наук, профессор

 

Рецензенты:

САФРОНОВА В.М. – доктор исторических наук, профессор

ВОЛКОВ А.П. – доктор исторических наук, доцент

 

ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебное пособие.

Под ред. Жукова В.И., Еськова Г.С., Павлова В.С. – М.: Союз, 1998.

 

 

Учебное пособие рассчитано на абитуриентов, учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов техникумов и вузов, изучающих отечественную историю.

 

 

Ответственный за выпуск В.С. Павлов

 

 

© Авторский коллектив

© Издательство МГСУ "Союз" 1998.


 

История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней.

 

В.О. Ключевский.

 

Со времен античности утвердилось положение об истории как наставнице жизни, призванной активно воздействовать на человека. Общественная мысль России дала немало поучительных образцов использования истории для воспитания соотечественников, формирования у них высокой нравственности, патриотизма, гордости за свой народ, его культуру. А.С. Пушкин, остро осуждая нигилистическое отношение к истории, писал: "Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим".

Историю России вполне обоснованно называют матерью гражданина (какова история – таков, в конечном счете, и гражданин). В наше время, когда страна вступила в новый, сложный и противоречивый, этап своего развития, интерес к изучению истории России небывало возрос. Жизнь продиктовала необходимость научного переосмысления наследия прошлого, возрождения в полной мере исторической памяти народа как неотъемлемой составной части его богатейшей культуры.

Особо подчеркнем, что ИСТОРИЗМ МЫШЛЕНИЯ – один из важнейших показателей культуры, образованности личности, характеризующей его способность взвешенно и правдиво оценивать события в обилии фактов и явлений; соотносить опыт прошлого и настоящего, извлекая все ценное для практики; прогнозировать свою деятельность с учетом уроков истории своего народа, общества и государства.

Отечественная история охватывает период, равный почти двенадцати векам: от расселения славян на землях Восточно–Европейской равнины и до наших дней. Ее главными вехами, отличающимися уровнем социально–экономического, политического и культурного развития общества, являются: образование Древнерусского государства, расцвет Киевской Руси; возникновение нескольких самостоятельных княжеств; объединение этих княжеств в единое государство; создание Российской империи; образование и распад СССР, создание суверенной России – Российской федерации.

История России органически связана с историей многочисленных народов и народностей, проживавших и проживающих на территории России. Конкретная история русского народа – лучшее опровержение теории об особенностях русского национального характера, которому якобы свойственны "первобытность" мышления, безразличие к внешней опасности и даже склонность к коллаборационизму, наряду с извечной, угрожающей Западу агрессивностью. Однако непредубежденное изучение истории России выявит в характере русской нации миролюбие и нетерпимость к тирании и захватчикам, широту воззрений и способность объединять людей, чему свидетельство – великая отечественная культура.

Отечественная история способствует формированию научного мировоззрения у членов общества – продолжателей достойных патриотических традиций нашего великого народа. Его история самобытна, оригинальна, и было бы неверным оценивать ее в сравнении с историей других государств. Здесь уместно привести мнение В.Г. Белинского, который в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 г." подчеркивал: "Один из величайших умственных успехов нашего времени в том состоит, что мы, наконец, поняли, что у России была своя история, нисколько не похожая на историю ни одного европейского государства, и что ее должно изучать и о ней должно судить на основании ее же самой, а не на основании историй, ничего не имеющих с нею общего, европейских народов".

Одним из важнейших условий успеха в изучении студентами отечественной истории является осознание необходимости, полезности, обязательности затрат труда и времени в этой увлекательной области. Обращение к истории, возможно более глубокое и детальное познание давнего и недавнего прошлого позволяет обогатить себя опытом поколений, извлечь уроки для настоящего и будущего.

Авторский коллектив не ставил своей задачей систематическое изложение всего курса отечественной истории. В учебном пособии изложены наиболее важные проблемы истории России, дающие определенное представление о пройденном нашим народом пути, приобщающие читателя к процессу исторического познания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.