КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новая экономическая политика. Особое место в истории России и СССР занимает начало 20–х годов
Особое место в истории России и СССР занимает начало В этой связи у политического руководства государства возникла необходимость критического анализа теоретического и практического опыта первых лет Советской власти, развития положений теории основоположников марксизма и уточнения собственных воззрений на социализм. Теоретические и практические ошибки РКП (б) и Советского правительства, выявленные в экономической политике, сводились к следующему: недооценка объективных законов развития общества, в частности закона стоимости, денежного обращения, экономических интересов; свертывание рынка и переход на прямой продуктообмен между городом и деревней без свободной торговли, то есть посредством административно–командных, снабженческих методов; забегание вперед и попытка «введения» социализма, создания основ его экономики с помощью таких рычагов, как продразверстка и внеэкономическое принуждение к труду; внеэкономическое, административно–командное обобществление собственности на средства производства. Переход к НЭПу потребовал отказаться от некоторых догм в теории и на практике. Находившийся в России американский бизнесмен очень верно подметил, что если бы предложил НЭП не В.И. Ленин, а кто–нибудь другой, то «этого человека, наверное, расстреляли бы как предателя революции». Не случайно при высочайшем политическом авторитете В.И. Ленина его предложение, внесенное 8 февраля 1921 г. в Политбюро ЦК РКП (б) о замене продразверстки продналогом, вызвало бурные дебаты. Предложение обсуждалось более месяца. Оказалось, что очень многие близкие соратники В.И. Ленина не разделяют его взгляды. Особенно резко возражал против замены продразверстки продналогом Нарком продовольствия А.Д. Цурюпа, считая, что при продналоге государство не сумеет собрать необходимый продовольственный фонд. Свою точку зрения по вопросу новой экономической политики В.И. Ленин обосновал в марте 1921 г. на X съезде РКП (б), а затем в ряде печатных работ. Например, в апреле 1921 г. В.И. Ленин в брошюре «О продовольственном налоге» глубоко обосновал сущность, цель и значение НЭПа. Далее он углублял и развивал положения о новой экономической политике на XI съезде партии, X Московской губпартконференции, III и IV Конгрессах коминтерна, на IX Всероссийском съезде Советов. В начале 1922 г. ЦК РКП (б) по предложению В.И. Ленина принял директиву, в которой подчеркивалось, что «новая экономическая политика является достаточно твердо и ясно установленной». НЭП – это, прежде всего, новая социальная философия, уточнение и конкретизация теоретических положений о социализме, отказ от некоторых устоявшихся догм, новые воззрения на товарно–денежные отношения, экономические интересы и механизмы рыночного регулирования в условиях становления социалистического строя. Несомненно, центральным элементом НЭПа стала замена продразверстки на продналог, что позволяло крестьянину продавать излишки, материально стимулируя тем самым развитие сельскохозяйственного производства, повышение продуктивности, производительности труда. «Определяющим моментом НЭПа, – отметил Н.И. Бухарин, – является существование – в той или иной мере – рыночных отношений. Это важнейший критерий, определяющий сущность НЭПа». Еще точнее и конкретнее раскрыл сущность НЭПа Н.И. Рыков в речи на I Всероссийском съезде представителей биржевой торговли 11 января 1923 г. «Очередные задачи торговой политики и практика». Характеризуя коренную разницу между новой экономической политикой и старой, он подчеркнул, что «она заключается прежде всего в господстве при НЭПе товарного и денежного обращения, замене продразверстки продналогом, развязывании торговли, установлении связи между потребителем и промышленностью не на основе снабжения, а на основе свободного обмена. Основа, узел новой экономической политики заключается в торговле». НЭП – долговременная стратегия, предполагающая строить социализм не на голом энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, на личной материальной заинтересованности, на хозяйственном расчете. Руководству страны была понятна и опасность НЭПа: появление новой буржуазии, возникновение реставраторских тенденций и возможность «термидора», мелкобуржуазной контрреволюции, а также «тихой» реставрации капитализма. Однако в тот момент положительный исход НЭПа связывался с тем, что в руках Советского государства находились все командные высоты, а «нэпманы» не допускались к участию в политической жизни. Поэтому делалось все, чтобы социалистический сектор экономики контролировал и регулировал другие социально–экономические уклады народного хозяйства страны. Следовательно, развитие социалистического уклада несло в себе гарантию успешного решения задач переходного периода. Таким образом, НЭП позволил оживить и социалистический уклад, повысить его системообразующую роль в переходной многоукладной экономике. К числу основных направлений НЭПа следует отнести, во–первых, укрепление экономической смычки на основе торговли между рабочим классом и крестьянством, между городом и деревней. Это означало подведение под политический союз рабочих и крестьян материальной основы, что обусловливало их более активное вовлечение в сложный процесс строительства Во–вторых, определение нового отношения к частному капиталу, его рамок в модернизированных производственных отношениях по принципу: контроль за его «допущением, регулированием и вытеснением». Эта возможность реализовывалась посредством командных высот, принадлежавших диктатуре пролетариата. В–третьих, НЭП позволил реорганизовывать крупную государственную промышленность на основе самостоятельных, хозрасчетных трестов, синдикатов, а также концессий. Это позволяло с помощью внутренних источников накопления постепенно перейти к расширенному воспроизводству, а в дальнейшем – к ускоренной, форсированной индустриализации экономики страны. В–четвертых, новая экономическая политика закладывала основы кооперирования в деревне, ибо поощряла развитие сети снабженческо–бытовых, потребительских, кредитных, извозных, подсобно–промышленных кооперативов. В–пятых, выдвигались задачи проведения финансовой реформы, укрепления рубля, преодоления инфляции, перехода от «эмиссионной системы» к здоровому денежному обращению. В–шестых, новая экономическая политика предполагала решение сложной задачи планомерно–пропорционального регулирования рыночных отношений, позволяла выровнять экономический фронт, поднять его уровень и эффективность, привести в адекватное состояние с уровнем политического уклада советского социалистического общества. Следует отметить, что цели и задачи экономического строительства решались не без труда, не без ошибок и недостатков. Практика показала, что поспешили с арендой земли, и поэтому в Законе «О трудовом землепользовании» от 22 мая 1922 г. была разрешена трудовая аренда как временная переуступка прав на землепользование. Однако арендатор не имел права эксплуатировать при этом наемный труд, а должен был обрабатывать землю только силами членов своей семьи. Пришлось отменить действие Постановления ВСНХ от 29 ноября 1920 г., согласно которому национализировались все предприятия, имеющие число рабочих свыше 5 человек при механическом двигателе и 10 человек – без двигателя. Имели место просчеты и недоработки в реализации НЭПа. Смычка города с деревней еще не была создана, хотя деревенские жители были довольны новой политикой. Не удалось полностью поставить, как намечалось, частный капитал в рамки контроля и регулирования со стороны государства. В 1923 г. возник серьезный кризис по причине «ножниц» цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, что вызвало недовольство крестьян. В 1924 г. – очередной кризис, но уже на торговом фронте, возникший вследствие неумелого и преждевременного наступления на частный капитал, что расстроило рыночный оборот. В 1925 г. дали о себе знать серьезные диспропорции в развитии отношений города и деревни, что проявилось в обострении товарного голода на продукцию промышленности. Следствием этого стало уменьшение предложения рынку продукции сельского хозяйства. Экономические отношения с промышленностью вновь «зашатались». В 1926–1927 гг. с новой силой встала проблема государственного регулирования цен, возникла так называемая «кулацкая хлебная стачка», а в 1928 г. пришлось вновь пойти на изымание хлеба у зажиточных крестьян и кулаков. Несмотря на эти досадные недоразумения, ошибки и недостатки, в итоге реализации НЭПа удалось поднять жизненный уровень народа. К середине 20–х годов сельское хозяйство по многим показателям превзошло довоенный уровень (1913 г.), а затем, к 1928–1930 гг., заметно превысило его. Посевные площади к концу 1926 г. увеличились на 5,3 млн. га по сравнению с 1913 г., в 1928 г. – на 8 млн. га. Средняя урожайность зерновых культур в 1922–1925 гг. составляла 7,6 ц. с га (в 1909–1913 гг. – 6,9 ц. с га). В 1925 г. в целом по СССР было произведено хлеба на 1,7 млрд. пудов больше, чем в 1920 г., то есть увеличение составило 1,6 раза. В итоге в 1926 г. крестьяне стали больше, чем в 1923 г., потреблять: молока и молочных продуктов – почти в два раза, сала – в 3 раза, масла коровьего – в 1,5 раза. Заметно повысилась рождаемость, прирост населения. Выполнение намеченных НЭПом реформ позволило восстановить работу тяжелой и легкой промышленности. Так, в 1925 г. уже 41,5% всех расходов крупной индустрии покрывалось за счет собственных ее ресурсов. Одновременно шла работа над выполнением плана ГОЭЛРО. Наряду с развитием товарно–денежных и рыночных отношений Совнарком придавал важное значение регулированию этих процессов, называя первые советские планы планами «экономического и социального развития», позволяющими устанавливать сроки для производства коренных социальных изменений. Не случайно, что почти одновременно с концепцией Реализация НЭПа подняла благосостояние горожан. Так, в 1927–1928 гг. горожане стали потреблять свыше 41 кг мяса на душу населения, а жители деревни – 22,6 кг (в 1913 г. среднедушевое потребление мяса составляло 29 кг). Население было обеспечено хлебом: примерно 180 кг зерна на человека в городе и 229 кг, в деревне; а также молоком, крупой, растительным маслом. На рубеже 20–30–х годов И.В. Сталин и его сторонники в Политбюро ЦК ВКП (б) встали на путь свертывания и пересмотра принципов новой экономической политики. Началась полоса ликвидации многоукладности в экономике, укрепления командно–административной системы управления народным хозяйством СССР.
национальная политика советской власти.
Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917 г. – середина 1918 г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение». Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» Совнарком гарантировал полную и беспрепятственную свободу устройства жизни мусульман. К концу 1917 г. Совнарком принял Манифест к украинскому народу, декрет о Турецкой Армении, декрет о признании государственной независимости Финляндии. Во всех этих документах разъяснялись принципы, которыми руководствовалась Советская власть в решении национального вопроса. «Мы хотим как можно более крупного государства, – разъяснял В.И. Ленин, – как можно более тесного союза, как можно большего числа наций, живущих по соседству с великоруссами; мы хотим этого в интересах демократии и социализма...». На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики. Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920 гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам. На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922 гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства. Конституционному оформлению Союза ССР предшествовало складывание национальной государственности на базе Советов при непосредственном участии Всероссийских и республиканских съездов Советов, СНК и ЦИК РСФСР. В числе первых 13 наркоматов, учрежденных 26 октября (8 ноября) 1917 г. – Наркомат по делам национальностей РСФСР. Наркомнац действовал до 1923 г. под руководством Совнаркома и ЦК РКП (б), был тесно связан с национальными секциями, национальными центрами и местными партийными организациями. В задачи Наркомнаца входило создание условий для проведения в жизнь мероприятий, обеспечивающих братское сотрудничество и интересы всех национальностей и национальных меньшинств. Наркомнац содействовал организации национальных республик, автономных областей, вел работу с национальными кадрами, боролся с проявлениями шовинизма и национализма, сепаратизма, издавал литературу на национальных языках, участвовал в подготовке документов по национально–государственному строительству. В составе Наркомнаца работали национальные комиссариаты (нацкомы) и национальные отделы. В конце 1918 г. действовали 11 нацкомов – польский, литовский, мусульманский, еврейский, армянский, белорусский, немцев Поволжья, горцев Кавказа, грузинский, латышский, чехословацкий; 8 отделов – киргизский, марийский, народов Сибири, украинский, эстонский, вотякский, чувашский, народов Поволжья. Нацкомы и отделы информировали народы о мероприятиях Советской власти в области национальной политики. Советские органы на местах вели политическую и культурно–просветительную работу, оказывали помощь в решении хозяйственных вопросов, улаживали возникающие конфликты между центром и национальностями, вели подготовку образования В августе 1918 г. в аппарате Наркомнаца работало 222 чел. К началу 1919 г. в Наркомнаце насчитывался 21 комиссариат. Их возглавляли видные деятели РКП (б): Ю.М. Лещинский, В.С. Мицкявичус–Капсукас, В.А. Аванесов, А.Г. Червяков, С.М. Диманштейн, М.Ю. Кулик, А.З. Каменский, А.Г. Мещеряков, М.А. Молодцова, Г.К. Клингер, Н.Н. Нариманов, Т.Р. Рыскулов и др. Деятельность Наркомнаца возглавляла коллегия во главе с наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным. Однако за 6 лет существования Наркомата он участвовал лично в работе коллегии не более трех месяцев из–за частых поездок на фронты гражданской войны и выполнения других заданий Совнаркома и ЦК РКП (б). Таким образом, основную тяжесть этой сложной работы выполняли члены коллегии. Вначале комиссариаты и отделы Наркомнаца вели работу с национальностями почти по всем вопросам: занимались судьбами беженцев, вопросами трудоустройства, социального обеспечения, просвещения, земледелия и др. После того, как в январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов провозгласил образование РСФСР, деятельность Наркомнаца существенно изменилась. После окончания гражданской войны Наркомнац стал больше уделять внимания планам и проектам улучшения экономического и культурного развития народов Российской Федерации. С мая 1920 г. началась перестройка центрального аппарата наркомата. В 1921 г. вместо комиссариатов были созданы 14 национальных представительств, сформирован Совет национальностей, состоящий из 26 человек, который выполнял роль большой коллегии наркомата. Наряду с этим начал работу институт уполномоченных Наркомнаца РСФСР при правительствах республик и в областях. Им поручили «наблюдать за проведением национальной политики на местах», изучать историческую, этнографическую и культурную жизнь народностей и национальных групп автономий, защищать права и интересы малых народов. В связи с этим выросли и штаты наркомата. Наркомнац плодотворно работал по созданию при нем ряда учебных, научных, культурно–просветительных учреждений и организации их деятельности. Среди них выделялись Коммунистические Университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада (КУТВ им. И.В. Сталина и КУНМЗ им. Ю.Ю. Мархлевского, 1921–1938 гг.). КУТВ издавал журнал «Революционный Восток». За время своей работы Университет подготовил несколько тысяч специалистов. При Наркомнаце функционировали Институт востоковедения и несколько При содействии Наркомнаца национальные районы получали ощутимую помощь материальными средствами, продовольствием, кредитами. Из центра России направлялись специалисты для подготовки и обучения местных кадров. В Москве готовились учителя для ликвидации неграмотности на языках коренных национальностей. Созданное в 1922 г. при Наркомнаце Восточное издательство выпускало буквари и учебники, общественно–политическую, сельскохозяйственную, научно–популярную, художественную литературу на родных языках. При типографии издательства работала школа по подготовке кадров наборщиков для печати национальных районов. Благодаря деятельности Наркомнаца возникла широкая сеть национальных школ, вузов, просветительских обществ, библиотек, национальных театров. Впервые в истории России успешно решалась гигантская задача ликвидации неграмотности нерусского населения. На национальные языки переводились важнейшие документы, касающиеся национально–государственного строительства. В конце 1919 г. Наркомнац издавал газеты почти на 60 языках и наречиях и имел свой печатный орган – газету «Жизнь национальностей» (с 1922 г. – журнал, выходивший тиражом от 7 до 12 тыс. экземпляров). В январе 1918 г. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Советская Россия учреждалась на основе союза свободных наций в виде федерации Советских национальных республик и стала называться Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Принципами федерации являлись: добровольность вступления, равноправие наций, пролетарский интернационализм, демократический централизм. Высшим органом федерации объявлялся Всероссийский съезд Советов, который избирал ВЦИК и В первое время существования РСФСР внутри ее возникла такая форма национально–государственного строительства как автономная республика. К конце 1918 г. появилась автономная трудовая коммуна. В 1920 г. – автономная область. Трудовая коммуна и автономная область имели права губернии, но отличались национально–государственным статусом. Наиболее высокой формой автономии являлась автономная республика (АССР) – государство. Автономная республика имела высшие органы власти и управления, близкие к всероссийским, свою правовую систему, конституцию. Некоторые автономные республики в годы гражданской войны имели свои вооруженные силы, дипломатические и внешнеторговые связи, управляли транспортом, регулировали денежные отношения. В 1920 г. эти функции по согласованию с нижестоящими субъектами взял на себя центр. V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. утвердил Конституцию РСФСР, обобщив и юридически закрепив первый опыт советского национально–государственного строительства. С победой в гражданской войне продолжалась работа по созданию автономных национальных государств в рамках РСФСР. В 1920–1921 гг. национально–государственное строительство в РСФСР приобрело широкие масштабы. Создание автономий шло разными путями: некоторые народы впервые обретали свою государственность, другие восстанавливали свою государственность на новом уровне. В конечном итоге, в состав РСФСР к концу 1922 г. входили 8 автономных республик (Туркестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская); 11 автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская, В 1921 г. на территории бывшей Российской империи существовало 7 социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. Задачи преодоления тяжелейшей послевоенной разрухи, экономического возрождения республик, преодоления вековой культурной отсталости народов окраин ускорили их сближение с РСФСР. Отражая эту линию, X съезд РКП (б) в марте 1921 г. взял курс на организацию государственного союза республик. На основе решений IX Всероссийского съезда Советов и IV Всероссийского съезда совнархозов (май 1921 г.) складывалась единая система управления промышленностью всей федерации. Промышленность делилась на общефедеративную и местную. Объединению подлежали тяжелая и легкая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь. В 1921–1922 гг. складывался общефедеративный бюджет, хотя не все вопросы были решены. Так, в РСФСР, УССР и БССР существовала единая денежная система еще со времени гражданской войны, а в Закавказских республиках ходили свои денежные знаки, наряду и наравне с денежными знаками РСФСР. Нередко в документах республик составлялись экономические планы без учета общефедеративных задач восстановления, в первую очередь, важнейших народнохозяйственных объектов. Восстановление народного хозяйства с помощью РСФСР укрепляло и расширяло сотрудничество республик. Возникла потребность в принятии общефедерального законодательства. Это было вызвано тем, что в республиках имели место и национал–сепаратистские тенденции, то есть тенденции к отделению, обособлению. К образованию единого союзного государства народы советских республик наряду с внутриполитическими причинами подталкивали и внешнеполитические факторы. Так, в апреле–мае 1922 г. в Генуе проходила международная экономическая и финансовая конференция, на которой делегации РСФСР поручили представлять дипломатическое единство советских республик. В марте 1922 г. образовалась Закавказская Федерация Социалистических Советских Республик с задачей обеспечить братское сотрудничество народов Закавказья, искоренить межнациональную вражду. Улучшение экономического и политического положения советских республик Закавказья привело в декабре 1922 г. к преобразованию федеративного союза в федеративное государство – Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР) в составе Грузинской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, ССР Абхазии. Формирование союзного государства сопровождалось острой полемикой. Предлагались варианты положить в основу союза республик конфедерацию или федерацию, основанную на автономии, или сохранении при некотором совершенствовании существовавших договорных отношений. Конфедерация представляла собой такую форму государственного устройства, при котором ее члены оставались полностью независимы, но могли координировать свои действия в определенных целях посредством объединенных органов (военных, внешнеполитических и т.д.). Предложение о конфедерации поддержки не получило. С лета 1922 г. ЦК РКП (б) вплотную занялся вопросом подготовки к объединению советских республик. В начале августа начала работу комиссия под председательством В.В. Куйбышева. Отдельные деятели: И.В. Сталин, Д.З. Мануильский, Г.К. Орджоникидзе и некоторые другие – были за федерацию на основе «автономизации». И.В. Сталин предлагал, чтобы советские республики – Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав РСФСР на автономных началах. Этот проект сводил к минимуму самостоятельность советских республик и вел фактически к формированию централизованного, унитарного государства. Против этого предложения были ЦК КП Украины, Грузии. Сталинский проект поддерживали Закавказский краевой комитет РКП (б), ЦК компартии Армении и Азербайджана. ЦК КП (б) Белоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. Подвергнув критике проект «автономизации», В.И. Ленин выдвинул новую форму добровольного и равноправного объединения советских республик. Будучи против чрезмерного централизма, он предложил укреплять суверенитет каждой республики как обязательное условие сплочения народов. Еще в декабре 1919 г. В.И. Ленин, рассматривая возможные варианты тесного союза республик в письме к рабочим и крестьянам Украины, писал: «Мы хотим добровольного союза наций – такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой – такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии». В сентябре 1922 г. В.И. Ленин заявил в письме «Об образовании СССР»: «Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию». Пленум ЦК РКП (б) 6 октября 1922 г. принял ленинское предложение о форме объединения советских республик в союзное многонациональное государство. Но идея «автономизации» показала свою живучесть и после этого Пленума, привела к обострению местного национализма. Особенно резко он проявился в Грузии, где возник так называемый «грузинский инцидент». В конце октября 1922 г. ЦК КП (б) Грузии коллективно подал в отставку. Поддерживая решения октябрьского пленума ЦК РКП (б) 1922 г. об образовании Союза, Ф.И. Махарадзе от имени ЦК компартии Грузии предложил вместо пункта о вхождении в Союз ССР Закавказской Федерации предусмотреть возможность самостоятельного, т.е. отдельного вхождения в Союз Грузии, Армении, Азербайджана. Закавказский крайком партии большевиков возглавлял Г.К. Орджоникидзе, он в грубой форме отреагировал на это заявление Ф.И. Махарадзе, обвинив грузинских руководителей в шовинизме. Впрочем, и другая сторона ответила тем же. В ноябре была создана комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским для рассмотрения инцидента. В.И. Ленин работой комиссии остался недоволен, так как она осудила грузинское руководство и одобрила линию Заккрайкома. В.И. Ленин не мог активно вмешиваться в это дело, так как тяжело заболел. Однако в конце декабря 1922 г. он продиктовал письмо «К вопросу о национальностях, или об «автономизации», где резко осудил администрирование и грубость в межнациональных отношениях, формальное отношение к национальному вопросу. X Всероссийский съезд Советов (23–27 декабря 1922 г.), обсудив доклад И.В. Сталина об объединении советских республик и выступлений делегатов – представителей от других республик (М.В. Фрунзе от УССР, М.Г. Цхакая от Грузии, Г.М. Мусабекова от Азербайджана и др.), принял постановление о вхождении РСФСР в состав союзного государства. 30 декабря 1922 г. в Москве в Большом театре работал I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 – от УССР, 33 – от БССР, 91 – от ЗСФСР. По данным мандатной комиссии среди делегатов преобладали рабочие – 44,4%, крестьян было 26,8%, служащих и интеллигенции – 28,8%. На съезде присутствовали представители более 50 национальностей. С кратким докладом выступил И.В. Сталин. Он зачитал тексты Декларации об образовании Союза ССР и Союзного Договора, одобренные накануне Конференцией полномочных делегаций советских республик. В Декларации подчеркивался вывод о великой роли Советов в сплочении народов страны, в создании федерации нового типа. Подчеркивалось, что Союз гарантирует внешнюю безопасность, экономический и культурный подъем, свободу национального развития народов. Декларация отмечала, что союз – это добровольное объединение равноправных народов, что за каждой республикой закреплено право свободного выхода из Союза и что доступ в Союз открыт всем социалистическим республикам – существующим и будущим. Договор об образовании СССР содержал 26 статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. К ведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. В рамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику. Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Для всех граждан республик устанавливалось единое союзное государство. Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР в составе Председателя СНК СССР, его заместителей и 10 наркомов. Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик. Статья 13 утверждала самостоятельность актов высших органов Союза для всех республик. В то же время статья 15 закрепляла право ЦИК союзных республик опротестовывать документы союзных органов, а в исключительных случаях, по статье 17, ЦИК союзных республик имели право приостановить исполнение распоряжения наркомов Союза, поставив в известность СНК СССР и наркома Союза. Съезд завершился избранием ЦИК СССР (371 член и 138 кандидатов – пропорционально численности населения союзных республик). При этом РСФСР и УССР добровольно уступили ряд мест в пользу менее населенных республик. Среди избранных членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2%, крестьяне – 13,6% и интеллигенция – 40,2%. Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум Союза ССР из 19 членов и 13 кандидатов. Затем ЦИК СССР избрал четырех своих председателей – М.И. Калинина – от РСФСР, Г.И. Петровского – от УССР, Н.Н. Нариманова – от ЗСФС, А.Г. Червякова – от БССР. Секретарем ЦИК СССР был утвержден А.С. Енукидзе. Сессия поручила Президиуму ЦИК СССР подготовить проект первой Конституции СССР и формирование исполнительных органов власти. Сессия ЦИК утвердила состав первого СНК СССР. Председателем был избран В.И. Ленин. Заместителями его утвердили Л.Б. Каменева, А.И. Рыкова, А.Д. Цюрупу, В.Я. Чубаря, Г.К. Орджоникидзе, И.Д. Орахелашвили. Общесоюзные наркоматы возглавили: по иностранным делам – Г.В. Чичерин, во военным и морским делам – Л.Д. Троцкий, внешней торговли – Л.Б. Красин, путей сообщения – Ф.Э. Дзержинский, почт и телеграфов – И.И. Смирнов. Объединенные наркоматы Союза возглавили: ВСНХ – А.И. Рыков, продовольствия – Н.П. Брюханов, труда – В.В. Шмидт, финансов – Г.Я. Сокольников, Рабоче–Крестьянскую инспекцию – В.В. Куйбышев. В процессе работы над проектом Конституции СССР были внесены дополнения, касающиеся усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР. С этой целью, наряду с уже действовавшим Союзным Советом, создавался новый, равноправный с ним орган – Совет Национальностей. В ведении Союза СССР дополнительно было отнесено «урегулирование вопроса об изменении границ между союзными республиками» и разрешение споров между ними. Вторая сессия ЦИК СССР, заслушав 6 июля 1923 г. доклад А.С. Енукидзе, обсудила по главам и ввела в действие Конституцию СССР. Окончательное утверждение Основного Закона СССР состоялось на Втором съезде Советов Союза ССР. Второй Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерацию суверенных советских С образованием СССР Наркомнац в июле 1923 г. был упразднен. Считалось, что оформившиеся в самостоятельные республики и области национальности, могут обойтись без указанного наркомата. Об этом говорилось в постановлении 2–ой сессии ЦИК РСФСР X созыва 7 июля 1923 г. Проведение в жизнь национальной политики на местах возлагалось на президиумы ЦИК автономных республик и исполкомов Советов областей и губерний. Для руководства работой по осуществлению национальной политики в республике и координации работы представителей автономий при Президиуме ЦИК РСФСР постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 9 апреля 1923 г. был образован Отдел национальностей при Президиуме ЦИК РСФСР. Интересы национальных меньшинств учитывались в каждом республиканском отраслевом органе. С созданием СССР в составе ЦИК СССР, наряду с палатой Союзного Совета, конституционно оформилась палата Совета Национальностей. Президиум Совета Национальностей направлял директивы ЦИКам союзных и автономных республик по вопросам национальной политики, контролировал работу отделов и нацкомиссий. Совет Национальностей издавал журнал «Революция и национальности», газеты на немецком, еврейском, татарском языках, направлял деятельность Научно–исследовательского института национальностей СССР. 31 января 1924 года Второй съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил текст Конституции СССР и завершил конституционное оформление единого союзного государства, законодательно закрепил полное правовое равенство народов, их суверенитет, безоговорочное признание за всеми народами равных прав и равных обязанностей. К этому моменту в составе добровольного союза республик имелось 33 национально–государственных образования: союзных республик – 4, автономных республик – 13, автономных областей – 16. В мае 1925 г. Третий съезд Советов СССР принял постановление «О вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик». В 1929 г. была образована Таджикская ССР. В 1936 г. Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных республик. В этом же году Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, ранее входившие в ЗСФСР, непосредственно вошли в СССР в качестве союзных республик. В 1940 г. в Союз ССР вошли Латвийская, Литовская и Эстонская советские социалистические республики. К моменту распада СССР в 1991 г. в его состав входили: союзных республик – 15, автономных республик – 20, автономных областей– 8, автономных округов – 10. Время высветило социально–политическое значение создания СССР для многонациональной семьи населявших его народов. Сразу же была решена двуединая историческая задача: сохранить и использовать преимущества веками сложившегося крупного государства и единого экономического пространства, предоставить нациям и народностям право создавать и развивать свою государственность. Последующий опыт межнациональных отношений показал, что именно добровольное сложение усилий, дружба народов, входивших в Союз, позволили им в небывало короткие сроки преодолеть былую вековую технико–экономическую и культурную отсталость и выйти на рубежи современной цивилизации. И прежде всего, русский народ отдавал свои знания и энергию для развития экономики и культуры республик бывшего СССР. Только благодаря Союзу ССР республики сумели защитить свою национальную независимость и нанести решающее поражение фашистской Германии и ее сателлитам в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. При всех трудностях, деформациях и просчетах, допущенных политическим руководством в прошлом, СССР выдержал проверку временем и являлся великой державой. Его распад в декабре 1991 г. произошел вопреки воле народов и отбросил республики далеко назад, повлек за собой тяжелые, ничем не оправданные материальные, социальные и нравственные потери для всех наций и народностей. Потеряв «общий дом», сегодня большинство людей, а также многие политики на печальном опыте осознали необходимость возрождения сотрудничества в рамках СНГ, учитывающего взаимные интересы субъектов интеграции и необходимость объединения усилий для устойчивого социального прогресса веками живших вместе народов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |