Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нефтяная промышленность России в 90-е годы




 

При рассмотрении вопроса о развитии нефтяной промышленности в 90-е гг. студенту необходимо помнить, что в это время Российская Федерация стала самостоятельным суверенным государством. Ее нефтегазовая промышленность представляла собой многоотраслевой комплекс, осуществлявший по существу на всей территории страны работы по поиску и разведке новых ме­сторождений, строительству скважин, обустройству площадей до­бычи нефти, комплексному освоению морских месторождений нефти, производству и ремонту нефтяного оборудования, развитию магистрального трубопроводного транспорта нефти. На территории России действовало около 2 тыс. объединений, предприятий и организаций.

В начале 1992 г. Миннефтегазпром был ликвидиро­ван. Новые организационные формы управления отраслью закладывались еще при существовании СССР. Так, 24 сентября 1991 г. представители производственных объединений, машиностроительного концерна «Нефтегазмаш», хозяйственной Ассоциа­ции «Нефтегазгеофизика» учредили Российскую государственную нефтегазовую корпорацию «Роснефтегаз». В 1992 г. Роснефтегаз практически был монополистом в нефтяной промышленности. Распад СССР повлек за собой серьез­ные проблемы в экономике, и в нефтяной промышленности, в частности,

В результате разрушения хозяйственных связей, неопределенности правовых и экономических ме­ханизмов, либерализации цен в промышленности при фиксирован­ных ценах на нефть спад производства в отрасли приобрел явно затяжной характер. В 1992 г. в отрасли продолжалось снижение среднесуточной добычи нефти, уменьшил­ся объем эксплуатационного оборудования, усилился рост фонда скважин с незавершенным строительством и находившихся в простое или ре­монте; массовый характер приняли простои буровых и строительно-монтажных бригад из-за недопоставок материальных ресурсов и оборудования.

К 1992 г. за два предыдущих года было создано два акционерных общества в отрасли (Саратовнефтегеофизика и Грозненское пред­приятие производственного обслуживания «Союзнефтебурмашремонт»), а 60 объединений, предприятий и организаций работали на аренде, часть из них — с правом выкупа. Предполагалось создать на базе корпорации «Роснефтегаз» и нефтяного комитета Минтопэ­нерго Российской Федерации национальную компанию, которая бу­дет выполнять функцию холдинга от имени государственного пакета акций, представлять функции государства в отношениях с иностран­ными инвесторами и быть представителем отрасли для защиты ее интересов в правительственных органах. В более полном объеме приватизация должна была начаться в 1992 г. и осуществляться поэтапно на базе наиболее подготовленных предприятий, с согласия их трудовых коллективов. Предполагалось закончить работу по акционированию в 1995 г.

Преобразование объединений, предприятий и организаций в акционерные общества практически началось в конце 1992 г. Одновре­менно с этой работой создаются:

— государственное предприятие «Роснефть» для коммерческого управления, закрепленного на три года в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ, созданных при преобразова­нии предприятий и объединений, указанных в приложении 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных пред­приятий в акционерные общества», до формирования из них само­стоятельных нефтяных компаний. Указанные пакеты акций переда­ются предприятию Госкомимуществом России по договору.

В 1992-1994гг. в Ханты-Мансийском Автономном округе создаются крупнейшие в России нефтяные компании - «Лангепас-Урай-Когалым-нефть» (ЛУКойл), ЮКОС («Юганскнефтегаз»), «Сургутнефтегаз», «НИПЭК», «Славнефть». В их уставной капитал вносится 38 % акций акционерных обществ, создаваемых при преобразовании предприятий и объединений. В состав этих компаний входили объединения, предприятия и организации по добыче и переработке нефти и нефтепродуктообеспечению. В 1993 г. предполагалось создать еще несколько таких компании;

— акционерные компании «Транснефть» и «Транснефтепро­дукт», в уставной капитал которых вносилось 51 % акций акционер­ных обществ, созданных при преобразовании предприятий и объ­единений по транспортировке нефти и нефтепродуктов, с сохране­нием акций компаний в федеральной собственности без права передачи в управлении третьему лицу в течение всего периода действия запрета на приватизацию трубопроводного транспорта, установленного Госу­дарственной программой приватизации государственных и муници­пальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.

Акции акционерных обществ и нефтяных компаний распределя­лись в следующем порядке:

1) 38 % акций предприятий и объединений, 1,45 % акций нефтяных компаний «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз», а также 48 % акций акционерных обществ, со­зданных при преобразовании предприятий, указанных в приложении 3 к Указу, закрепляются на три года в федеральной собственности;

2) 40 % акций компаний «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефте­газ» подлежат продаже на инвестиционных торгах в течение двух лет в порядке и на условиях, устанавливаемых совместно с Госкомимуще­ством и Минтопэнерго РФ. При этом 20 % акций продается в 1993 г., а их номинальная стоимость оплачивается приватизационными чеками;

3) оставшиеся акции акционерных обществ, созданных при об­разовании предприятий и объединений, после передачи и продажи на льготных условиях членам трудовых, а также 15 % акций нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефте­газ» подлежат продаже за приватизационные чеки;

4) доля акций, проданных иностранным инвесторам, не должна превышать 15 % акций акционерного общества.

При изучении проблем отрасли, студенту рекомендуется обратить внимание на то, что в 1992 г. было расформировано 140 буровых бригад. Неудовлетвори­тельное финансовое обеспечение отрасли, в том числе и валютными средствами, которые были заморожены в 1991 г., не позволяло нефтяникам произвести закупки оборудования. В условиях всеоб­щей неплатежеспособности промышленных предприятий, а также нерешенности расчетов за нефть со странами СНГ предприятия нефтяной промышленности были лишены возможности приобрете­ния даже отечественного оборудования. На начало 1993 г. задолжен­ность нефтеперерабатывающих заводов составила около 396 млрд., в том числе по России 361 млрд. руб. Это привело к неплатежеспособности нефтедобывающих предприятий.

Среди положительных моментов следует отметить некоторое увеличение эксплуатационного фонда скважин. Число неработаю­щих скважин за 9 месяцев 1993 г. уменьшилось на 1266 ед. Для сокращения простаивающего фонда скважин привлечено более 20 инофирм, и ими выполнено 1455 ремонтов по 43 контрактам, что позволило из отремонтированных скважин извлечь дополнительно 4 млн. т нефти. С начала 1990-х гг. идет расширение сотрудничества с ведущими фирмами различных стран. Наиболее распространенной формой сотрудничества являются совместные предприятия (СП). С 1990 г. к началу 1994 г. в России функционировало более 40 СП. Использование современных технологий СП дало определенные результаты. Так, в 1992 г. собственная продукция СП составила 4,5 млн. т., в 1993 г. — 12,2 млн. т., а к 1996 г пре­дусматривалось до 23 млн. т. Но и проблем в работе СП существовало огромное количество: это сложившаяся практика выбора случай­ных объектов для инвестирования, сложности в налогообложении СП, невыполнение договорных отношений, неплатежи за добытую нефть внутри России и т. д. Все это значительно тормозило дальней­шее развитие СП и инвестирование иностранного капитала в нефтя­ную промышленность.

В 1993 г. продолжалась работа по акционированию предприятий нефтяной промышленности, но как показали результаты, этот процесс слишком затянулся. Так, из 189 предприятий нефтяной и нефтеперерабаты­вающей промышленности, входивших в состав государственного предприятия «Роснефть», только 82 (43,4 %) завершили работу в этом направлении; 48 предприятий (25,4 %), расположенных на территориях Башкортостана, Татарстана, Чечни и Коми, акциониро­вались по законам соответствующих республик; 44 предприятия (23,3 %) направили документы для рассмотрения. Медленное про­движение в акционировании, естественно, накладывало свой отпеча­ток на общую деятельность предприятий в целом. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация была запрещена.

В 1993 г. добыча нефти с газовым конденсатом по России сокра­тилось в целом на 46,8 млн. (или на 11,7 %) и составила 354 млн. т. По уровню добычи Россия уступала Саудовской Аравии и США. При характеристике состояния нефтяной промышленности начала 90-х годов студенту следует учитывать, что нефтяной комплекс России в 1993 г. включал 148 тыс. нефтя­ных скважин, 48,3 тыс. км. магистральных нефтепроводов, 28 нефте­перерабатывающих заводов общей мощностью 300 млн. т. В разра­ботке находилось 840 месторождений. Основным нефтяным регио­ном являлась Тюменская область, где было сосредоточено более 70 % текущих запасов и добывалось 66 % российской нефти. В 1992г. там были введены в эксплуатацию Кошильское, Восточно-Придорожное и Кальчигинское месторождения. В 1993г. – Тянское, Сургутское, Умсейское, Северо-Тарасовское и Южно-Харампурское месторождения. В Тимано-Печерской провинции месторождения: Припразломное, Северо-Гуляевское, Поморское, Западно-Санатышское, Медынская, Полярная.

Снижение добычи нефти и нефти с газовым конденсатом с 1988 по 1993 гг. более чем на 210 млн.т. можно объяснить тем, что нефтяная отрасль в этот период находилась в состоянии глубокого кризиса. Это обусловлено це­лым комплексом факторов, совпадение которых во времени усилило их негативный эффект, а именно:

1.Качественно изменилось состояние сырьевой базы отрасли. Высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значитель­ной мере были выработаны, и по крупным залежам происходило ин­тенсивное снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин перевели с фонтанного на механизированный способ добычи. Вводились в эксплуатацию мелкие нефтепродуктивные месторождения. Все это вызвало резкий рост потреб­ностей отрасли в материальных и финансовых ресурсах.

2. Произошли значи­тельные экономические и политические изменения в народном хозяйстве страны. Нарушились хозяйственные связи между предприятиями, что сорвало обеспечение отрасли материальными ресурсами. Особенно негатив­ное влияние оказало разрушение экономических связей с Азербай­джаном и Украиной, на территории которых находилось большин­ство заводов бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб нефтяного сортамента.

3. Проводившаяся в ходе экономических реформ ценовая и на­логовая политика не позволила предприятиям нефтяной промыш­ленности получать достаточный объем собственных средств для за­мещения централизованных бюджетных инвестиций, за счет кото­рых развивалась отрасль. Дефицит финансовых ресурсов для разви­тия нефтяной промышленности еще более усугубился в результате всеобщего кризиса неплатежей в экономике России. В результате одновременного действия указанных и других факторов и наступил спад в нефтяной промышленности России.

Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство России и Министерство топлива и энергетики видело не в дополнительных государственных инвестициях, а в последовательном развитии рыночных отноше­ний. Предприятия отрасли должны были самостоятельно зарабаты­вать необходимые средства, а Правительство — со­здавать им для этого необходимые экономические условия.

В 1993-1995 гг. в этом направлении принимались меры, к кото­рым можно отнести:

1. Задания по поставкам нефти для государственных нужд со­кращались до 20 % ее добычи, остальные 80 % предприятия имели право реализовать самостоятельно.

2. Практически был снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулировало лишь предельно допустимый уро­вень рентабельности в цене.

3. Проводилась приватизация и акционирование, особенности, которых отмечены выше.

4. Осуществлялась политика формирования новых организацион­ных форм: прежде всего, создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, объединяющих акционерные общества по до­быче, переработке нефти и нефтепродуктообеспечению.

5. Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России в количественном отношении как достаточную для решения текущих задач и прогнозируемого будущего, правительство учиты­вало, что разработка новых месторождений и эксплуатация старых потребуют в дальнейшем более сложных и дорогостоящих техниче­ских средств и технологических процессов, а также применения но­вых, более эффективных методов повышения нефтеотдачи продук­тивных пластов.

6. Расширялось сотрудничество с иностранными фирмами, что было вызвано и необходимостью привлечения в создавшихся экономических усло­виях иностранного капитала, и стремлением использовать при­меняемые в мировой практике наиболее прогрессивные технологии и технику разработки нефтегазовых месторождений, которые не по­лучали должного развития в отечественной промышленности.

В итоге студент может сделать вывод: с середины девяностых годов нефтяная промышленность России начала постепенно выходить из кризиса. О об свидетельствуют следующие показатели:

 

Показатели                    
Добыча нефти и газового конденсата млн.т.   в т.ч. экспорт 518,0 461,0 399,0 354,0 318,0 307,0 293,0 306,5 303,8 305,0
              126,1 136,2 131,8
Переработка нефти млн.т.     244,0     181,8 176,0 178,3 163,7 169,2
Экспорт нефтепродуктов млн.т.               41,6 43,8 42,55

 

Таблица12

Основные районы добычи нефти

 

Районы добычи Доля %
РФ ВСЕГО:  
В т.ч.:  
Западно-Сибирская провинция 68,7
Урало-Поволжье 9,2
Тимано-Печерская провинция 7,6
Республика САХА, Красноярский край, Иркутская область, шельфы Охотского моря 4,4
Прочие (Северные месторождения) 10,1

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.