КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нефтяная промышленность России в 90-е годы
При рассмотрении вопроса о развитии нефтяной промышленности в 90-е гг. студенту необходимо помнить, что в это время Российская Федерация стала самостоятельным суверенным государством. Ее нефтегазовая промышленность представляла собой многоотраслевой комплекс, осуществлявший по существу на всей территории страны работы по поиску и разведке новых месторождений, строительству скважин, обустройству площадей добычи нефти, комплексному освоению морских месторождений нефти, производству и ремонту нефтяного оборудования, развитию магистрального трубопроводного транспорта нефти. На территории России действовало около 2 тыс. объединений, предприятий и организаций. В начале 1992 г. Миннефтегазпром был ликвидирован. Новые организационные формы управления отраслью закладывались еще при существовании СССР. Так, 24 сентября 1991 г. представители производственных объединений, машиностроительного концерна «Нефтегазмаш», хозяйственной Ассоциации «Нефтегазгеофизика» учредили Российскую государственную нефтегазовую корпорацию «Роснефтегаз». В 1992 г. Роснефтегаз практически был монополистом в нефтяной промышленности. Распад СССР повлек за собой серьезные проблемы в экономике, и в нефтяной промышленности, в частности, В результате разрушения хозяйственных связей, неопределенности правовых и экономических механизмов, либерализации цен в промышленности при фиксированных ценах на нефть спад производства в отрасли приобрел явно затяжной характер. В 1992 г. в отрасли продолжалось снижение среднесуточной добычи нефти, уменьшился объем эксплуатационного оборудования, усилился рост фонда скважин с незавершенным строительством и находившихся в простое или ремонте; массовый характер приняли простои буровых и строительно-монтажных бригад из-за недопоставок материальных ресурсов и оборудования. К 1992 г. за два предыдущих года было создано два акционерных общества в отрасли (Саратовнефтегеофизика и Грозненское предприятие производственного обслуживания «Союзнефтебурмашремонт»), а 60 объединений, предприятий и организаций работали на аренде, часть из них — с правом выкупа. Предполагалось создать на базе корпорации «Роснефтегаз» и нефтяного комитета Минтопэнерго Российской Федерации национальную компанию, которая будет выполнять функцию холдинга от имени государственного пакета акций, представлять функции государства в отношениях с иностранными инвесторами и быть представителем отрасли для защиты ее интересов в правительственных органах. В более полном объеме приватизация должна была начаться в 1992 г. и осуществляться поэтапно на базе наиболее подготовленных предприятий, с согласия их трудовых коллективов. Предполагалось закончить работу по акционированию в 1995 г. Преобразование объединений, предприятий и организаций в акционерные общества практически началось в конце 1992 г. Одновременно с этой работой создаются: — государственное предприятие «Роснефть» для коммерческого управления, закрепленного на три года в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ, созданных при преобразовании предприятий и объединений, указанных в приложении 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», до формирования из них самостоятельных нефтяных компаний. Указанные пакеты акций передаются предприятию Госкомимуществом России по договору. В 1992-1994гг. в Ханты-Мансийском Автономном округе создаются крупнейшие в России нефтяные компании - «Лангепас-Урай-Когалым-нефть» (ЛУКойл), ЮКОС («Юганскнефтегаз»), «Сургутнефтегаз», «НИПЭК», «Славнефть». В их уставной капитал вносится 38 % акций акционерных обществ, создаваемых при преобразовании предприятий и объединений. В состав этих компаний входили объединения, предприятия и организации по добыче и переработке нефти и нефтепродуктообеспечению. В 1993 г. предполагалось создать еще несколько таких компании; — акционерные компании «Транснефть» и «Транснефтепродукт», в уставной капитал которых вносилось 51 % акций акционерных обществ, созданных при преобразовании предприятий и объединений по транспортировке нефти и нефтепродуктов, с сохранением акций компаний в федеральной собственности без права передачи в управлении третьему лицу в течение всего периода действия запрета на приватизацию трубопроводного транспорта, установленного Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Акции акционерных обществ и нефтяных компаний распределялись в следующем порядке: 1) 38 % акций предприятий и объединений, 1,45 % акций нефтяных компаний «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз», а также 48 % акций акционерных обществ, созданных при преобразовании предприятий, указанных в приложении 3 к Указу, закрепляются на три года в федеральной собственности; 2) 40 % акций компаний «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз» подлежат продаже на инвестиционных торгах в течение двух лет в порядке и на условиях, устанавливаемых совместно с Госкомимуществом и Минтопэнерго РФ. При этом 20 % акций продается в 1993 г., а их номинальная стоимость оплачивается приватизационными чеками; 3) оставшиеся акции акционерных обществ, созданных при образовании предприятий и объединений, после передачи и продажи на льготных условиях членам трудовых, а также 15 % акций нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз» подлежат продаже за приватизационные чеки; 4) доля акций, проданных иностранным инвесторам, не должна превышать 15 % акций акционерного общества. При изучении проблем отрасли, студенту рекомендуется обратить внимание на то, что в 1992 г. было расформировано 140 буровых бригад. Неудовлетворительное финансовое обеспечение отрасли, в том числе и валютными средствами, которые были заморожены в 1991 г., не позволяло нефтяникам произвести закупки оборудования. В условиях всеобщей неплатежеспособности промышленных предприятий, а также нерешенности расчетов за нефть со странами СНГ предприятия нефтяной промышленности были лишены возможности приобретения даже отечественного оборудования. На начало 1993 г. задолженность нефтеперерабатывающих заводов составила около 396 млрд., в том числе по России 361 млрд. руб. Это привело к неплатежеспособности нефтедобывающих предприятий. Среди положительных моментов следует отметить некоторое увеличение эксплуатационного фонда скважин. Число неработающих скважин за 9 месяцев 1993 г. уменьшилось на 1266 ед. Для сокращения простаивающего фонда скважин привлечено более 20 инофирм, и ими выполнено 1455 ремонтов по 43 контрактам, что позволило из отремонтированных скважин извлечь дополнительно 4 млн. т нефти. С начала 1990-х гг. идет расширение сотрудничества с ведущими фирмами различных стран. Наиболее распространенной формой сотрудничества являются совместные предприятия (СП). С 1990 г. к началу 1994 г. в России функционировало более 40 СП. Использование современных технологий СП дало определенные результаты. Так, в 1992 г. собственная продукция СП составила 4,5 млн. т., в 1993 г. — 12,2 млн. т., а к 1996 г предусматривалось до 23 млн. т. Но и проблем в работе СП существовало огромное количество: это сложившаяся практика выбора случайных объектов для инвестирования, сложности в налогообложении СП, невыполнение договорных отношений, неплатежи за добытую нефть внутри России и т. д. Все это значительно тормозило дальнейшее развитие СП и инвестирование иностранного капитала в нефтяную промышленность. В 1993 г. продолжалась работа по акционированию предприятий нефтяной промышленности, но как показали результаты, этот процесс слишком затянулся. Так, из 189 предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, входивших в состав государственного предприятия «Роснефть», только 82 (43,4 %) завершили работу в этом направлении; 48 предприятий (25,4 %), расположенных на территориях Башкортостана, Татарстана, Чечни и Коми, акционировались по законам соответствующих республик; 44 предприятия (23,3 %) направили документы для рассмотрения. Медленное продвижение в акционировании, естественно, накладывало свой отпечаток на общую деятельность предприятий в целом. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация была запрещена. В 1993 г. добыча нефти с газовым конденсатом по России сократилось в целом на 46,8 млн. (или на 11,7 %) и составила 354 млн. т. По уровню добычи Россия уступала Саудовской Аравии и США. При характеристике состояния нефтяной промышленности начала 90-х годов студенту следует учитывать, что нефтяной комплекс России в 1993 г. включал 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км. магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 300 млн. т. В разработке находилось 840 месторождений. Основным нефтяным регионом являлась Тюменская область, где было сосредоточено более 70 % текущих запасов и добывалось 66 % российской нефти. В 1992г. там были введены в эксплуатацию Кошильское, Восточно-Придорожное и Кальчигинское месторождения. В 1993г. – Тянское, Сургутское, Умсейское, Северо-Тарасовское и Южно-Харампурское месторождения. В Тимано-Печерской провинции месторождения: Припразломное, Северо-Гуляевское, Поморское, Западно-Санатышское, Медынская, Полярная. Снижение добычи нефти и нефти с газовым конденсатом с 1988 по 1993 гг. более чем на 210 млн.т. можно объяснить тем, что нефтяная отрасль в этот период находилась в состоянии глубокого кризиса. Это обусловлено целым комплексом факторов, совпадение которых во времени усилило их негативный эффект, а именно: 1.Качественно изменилось состояние сырьевой базы отрасли. Высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере были выработаны, и по крупным залежам происходило интенсивное снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин перевели с фонтанного на механизированный способ добычи. Вводились в эксплуатацию мелкие нефтепродуктивные месторождения. Все это вызвало резкий рост потребностей отрасли в материальных и финансовых ресурсах. 2. Произошли значительные экономические и политические изменения в народном хозяйстве страны. Нарушились хозяйственные связи между предприятиями, что сорвало обеспечение отрасли материальными ресурсами. Особенно негативное влияние оказало разрушение экономических связей с Азербайджаном и Украиной, на территории которых находилось большинство заводов бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб нефтяного сортамента. 3. Проводившаяся в ходе экономических реформ ценовая и налоговая политика не позволила предприятиям нефтяной промышленности получать достаточный объем собственных средств для замещения централизованных бюджетных инвестиций, за счет которых развивалась отрасль. Дефицит финансовых ресурсов для развития нефтяной промышленности еще более усугубился в результате всеобщего кризиса неплатежей в экономике России. В результате одновременного действия указанных и других факторов и наступил спад в нефтяной промышленности России. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство России и Министерство топлива и энергетики видело не в дополнительных государственных инвестициях, а в последовательном развитии рыночных отношений. Предприятия отрасли должны были самостоятельно зарабатывать необходимые средства, а Правительство — создавать им для этого необходимые экономические условия. В 1993-1995 гг. в этом направлении принимались меры, к которым можно отнести: 1. Задания по поставкам нефти для государственных нужд сокращались до 20 % ее добычи, остальные 80 % предприятия имели право реализовать самостоятельно. 2. Практически был снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулировало лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене. 3. Проводилась приватизация и акционирование, особенности, которых отмечены выше. 4. Осуществлялась политика формирования новых организационных форм: прежде всего, создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, объединяющих акционерные общества по добыче, переработке нефти и нефтепродуктообеспечению. 5. Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России в количественном отношении как достаточную для решения текущих задач и прогнозируемого будущего, правительство учитывало, что разработка новых месторождений и эксплуатация старых потребуют в дальнейшем более сложных и дорогостоящих технических средств и технологических процессов, а также применения новых, более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов. 6. Расширялось сотрудничество с иностранными фирмами, что было вызвано и необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, и стремлением использовать применяемые в мировой практике наиболее прогрессивные технологии и технику разработки нефтегазовых месторождений, которые не получали должного развития в отечественной промышленности. В итоге студент может сделать вывод: с середины девяностых годов нефтяная промышленность России начала постепенно выходить из кризиса. О об свидетельствуют следующие показатели:
Таблица12 Основные районы добычи нефти
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |