КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трансформация культурных традиций во второй половине XIX – начале XX вв
а) Развитие народного образования, появление донской интеллигенции. В XVIII – начале XIX вв. усиливается процесс трансформации сословных и этнокультурных компонентов, порождающих новые психологические стереотипы и деформировавших прежние, патриархальные традиции. Согласны ли Вы с точкой зрения этнолога Б.Н. Проценко, что в XIX в. духовная культура казачества – это уже православная русскоязычная культура, структура которой определяется элементами традиционной земледельческой культуры восточных славян, ограниченными, в основном, семейно-бытовой обрядностью, элементами дружинной военно-демократической культуры, восточной военно-демократической культуры и восточной культуры кочевого характера. Обоснуйте свое мнение. Одной из поздних традиций этнокультурного плана, сложившихся в конце XIX – начале XX вв. в среде донского казачества, является традиция народного просвещения. В становлении системы образования на территории Области Войска Донского достаточно полно отразились общие тенденции развития просвещения в России. Вместе с тем, этот процесс имел свою специфику. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Укажите, какими причинами она была обусловлена? Выделяют несколько этапов в истории развития системы народного образования на Дону. К середине XIX в. заканчивается первый период в истории народного образования на Дону (1790 – 1864 гг.). Основным видом учебных заведений в это время оставались начальные школы. Наиболее массовым типом являлись соответственно приходские училища и сельские станичные начальные училища, имевшие одинаковые учебные программы. Однако к началу XX в. количество церковных начальных училищ значительно уменьшилось. Заметим, что начальные школы посещало немногим более 1/3 детей школьного возраста, причем среди них преобладали казаки. Обозначенный период завершается целым рядом событий. Так, наконец, открылись в Новочеркасске средние учебные заведения для девочек – Донской Мариинский институт благородных девиц (1853 г.) и девичье училище (1860 г.). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Когда и где было открыто на Дону первое учебное заведение? Как оно называлось, какие предметы в нём преподавались? 2. Когда было основано Черкасское главное народное училище? Второй период в истории народного образования на Дону (1864 – 1907 гг.), благодаря активной политике войсковых властей в области просвещения и образования, стал важнейшей ступенью в переходе к средней ступени образования. Начало серьезной реорганизации и основательного обновления народного просвещения относится к 1864 г., когда утверждается «Положение о начальных народных училищах» и новый устав гимназий и прогимназий. Эти нормативные документы позволили развернуть казачьим управленческим структурам организационную деятельность по расширению сети образовательных учреждений, в результате чего в 60 – 80-х гг. XIX в. почти во всех станицах открылись приходские и другие училища. Немалую лепту в развитие народного просвещения внесли земства, хотя они и не прижились на Дону. Будучи сориентированными, на подъем культуры широких масс населения, земские учреждения, просуществовавшие всего шесть лет (1876 – 1882 гг.), обеспечили значительный количественный прирост культурно-просветительских центров, и, прежде всего сельских начальных и воскресных школ, народных библиотек. Бум народного образования сдерживала нехватка подготовленных педагогических кадров. Удовлетворить возникшую потребность могло только радикальное и перспективное решение вопроса. Вот почему уже в 1878 г. открывается учительская семинария. Это способствовало приходу в сферу народного просвещения немалого числа талантливой молодежи. Изменялась сама социально-психологическая атмосфера в донском обществе по отношению к «книжному знанию». Практически во всех слоях населения люди осознали не только необходимость получения, как минимум, начального образования, но и стремились расширить свой кругозор, выйдя за рамки удовлетворявшего ранее общения на станичном майдане. Чувствуя общественные настроения, войсковое начальство разрешило организовывать «просветительские клубы и собрания всех сословий с целью распространения полезных научных сведений». Такие собрания, праздничные и семейные чтения стали новой традицией в культурной жизни городов Новочеркасск и Александровск-Грушевский, станиц Цимлянской, Каменской, Гундоровской, Урюпинской. Новая атмосфера формировала и новую ценность донской субкультуры. В обозначенный период получение среднего образования выдвигается в качестве цели воспитания детей для многих казачьих семей. Расширяются и возможности для осуществления этой цели. С 1863 г., кроме Новочеркасской гимназии, существовавшей еще с 1805 г., открылись Усть-Медведицкая и Нижне-Чирская, Донской императора Александра III кадетский корпус, 3 классических гимназии, православная и армянская духовные семинарии, 4 реальных училища, юнкерское училище, 1 военно-фельдшерская и 5 военно-ремесленных школ, 2 технических училища, 3 мореходных класса, учительская семинария, 527 окружных, городских и народных училищ, 759 церковно-приходских школ. Тем самым можно констатировать, что во второй половине XIX в. были заложены крепкие основы среднего образования. Всего же в 1916 г. на Дону насчитывалось 1550 учебных заведений. К концу второго периода в истории народного образования в Донском крае удалось добиться серьезных успехов. В донском обществе в эти годы сформировалась уже значительная прослойка образованных людей. По уровню грамотности населения область к началу XX в. занимала 12-е место в России. Анализ статистических данных, проведенный И.Г. Кислициной, свидетельствует, что уровень грамотности казаков составлял 23,3%, а невойскового сословия – 20,7%. Такой уровень у казаков поддерживался и благодаря специальным ассигнованиям войсковой администрации, образовывавшим 1/3 всего бюджета начального просвещения. Казачью же элиту, естественно, не устраивали ни начальный, ни средний уровни образования. Понимая значимость знаний в продвижении по службе, занятии определенного общественного положения, в постижении культурного богатства, накопленного человечеством и предками донцов, верхушка казачества стремилась дать своим отпрыскам как можно более высокий уровень подготовки. Дети многих казачьих офицеров и чиновников обучались в крупных военных и светских высших учебных заведениях России. Тем самым появлялась еще одна возможность для становления казачьей интеллигенции, которая в конце XIX – начале XX вв. внесла свой весомый вклад в российскую науку и культуру. Особая роль здесь принадлежала казачьему столичному клубу «Донской курень», созданному на рубеже столетий по инициативе И.В. Мушкетова в Санкт-Петербурге и постоянно поддерживавшему связь с родным Доном. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Какие типы учебных заведений существовали на Дону в XIX в.? Третий период в истории народного образования (1907 – 1919 гг.) связан со становлением на Дону системы высших учебных заведений. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. В каком году и где на Дону появился первый институт? 2. Когда и при каких обстоятельствах в Области Войска Донского появился первый университет? 3. Назовите выдающихся выпускников донских учебных заведений XIX – нач. XX вв. 4. По каким специальностям готовили студентов? 5. Существовали ли высшие учебные заведения для женщин? В результате к концу третьего периода в истории народного просвещения на Дону образовался тонкий, но прочный слой либеральной и демократически настроенной интеллигенции. Появление своей донской интеллигенции дало толчок к глубокому и всестороннему изучению донского края, и, прежде всего донского казачества. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Назовите имена донских писателей XIX в. Какие их произведения вы знаете? 2. Кого из донских писателей начала XX в. Вы знаете? 3. Какие их произведения вы читали, слышали о них? Росла сеть книжных лавок и магазинов. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Где и когда открылась на Дону первая публичная библиотека? Выходцы Дона проявили себя во многих отраслях естествознания. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Чем знамениты следующие люди: Г.Я. Седов, И.В. Мушкетов, А.Н. Краснов, А.В. Ходин, Л.Г. Попов, С.М. Васильев, И.Н. Горелов, Д.П. Косоротов, Н.Ф. Мельников-Разведёнков. Больших успехов добились уроженцы Дона в военно-инженерном деле. Среди них: военный инженер М.И. Кучеров, инженер В.И. Иванов, инженер А.В. Миненков, инженер-путеец С.И. Косоногов, инженер-мостостроитель Н.А. Белелюбский, инженер-металлург М.А. Павлов, инженер-архитектор И.Н. Краснов. Памятники научной мысли оставили после себя многие ученые: профессор филологии С.И. Иловайский, профессор математики П.С. Фролов, профессор физики Киевского университета И.И. Косоногов, профессор физики Н.П. Тихонов, профессор математики В.Г. Алексеев профессор по геологии Д.И. Иловайский и др. Достижения науки, общественное и экономическое развитие Дона потребовали усиления информационного обмена. Поэтому в 60-80-е гг. XIX в. в культурную жизнь донского края прочно и навсегда вошла периодическая печать. Первой донской газетой стали «Донские войсковые ведомости». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Какие ещё газеты пользовались наибольшей популярностью среди донской общественности? 2. Когда вышел в свет первый номер ежемесячного историко-литературного иллюстрированного журнала «Дон»? 3. Журналы, каких обществ появились в этот же период? С начала XX в. появляются и печатные органы различных политических партий и направлений. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Выходили печатные издания в казачьих станицах? Периодическая печать привлекла внимание донской общественности к угасающим народным традициям, к фольклору, являющемуся частью души народа. В XIX – начале XX вв. неоднократно организуются фольклорные экспедиции и готовятся сборники собранных материалов. В результате становятся достоянием широкой публики сборники казачьих былин, сказок и песен, записанных А.М. Листопадовым, А.И. Савельевым, А.Н. Пивоваровым.
б) Достижения науки, литературы, искусства. Любовь к песне, умение исполнять её прививались казакам с детства. Профессиональные хоры на Дону существовали при храмах. Как учебный предмет музыка преподавалась в главном народном училище, а потом и в первой донской гимназии. В начале XIX в. правительственным распоряжением в Новочеркасске создаётся войсковая капелла. Существовали и многочисленные любительские хоры. В 60-е гг. XIX в. во всех средних и многих начальных учебных заведениях Дона в качестве обязательных предметов ввели пение и музыку. В станицах при гимназиях и училищах нередко существовали свои ученические хоры и оркестры. Их воспитанники часто становились профессиональными певцами и музыкантами. Для музыкально одаренных детей в Ростове открывается в 1900 г. музыкальное училище. В 1908 г. создаются специальные музыкальные классы в Новочеркасске. С их успешной деятельностью связаны имена талантливых композиторов, музыкантов-педагогов: выдающегося русского композитора М.А. Балакирева, М.Ф. Гнесина. Среди донских музыкантов, певцов знамениты профессор Московской консерватории К.А. Ромашков, профессор-музыковед Н.С. Морозов, солист Мариинского театра, известный драматический тенор, профессор Петербургской консерватории И.В. Ершов, талантливый скрипач и композитор К.М. Думчев, композитор С.А. Траилин. На донской земле родились и жили другие известные музыканты и композиторы. В их числе прекрасный скрипач и концертмейстер П.П. Ильченко, певец Большого театра В.Ф. Любченко, главный хормейстер Большого театра В.П. Степанова, композиторы И.И. Апостолов и М.Б. Греков. В конце XIX вв. на Дону складываются и развиваются свои литературные традиции. Обычно из литераторов – выходцев с Дона принято отмечать классиков русской литературы А.П. Чехова и М.А. Шолохова. Однако не менее интересны многие другие писатели и поэты. Среди которых Е.Н. Котельников, А.А. Леонов, Н.Н. Туроверов, Н. В. Чесноков, И.И. Галушкин, И.В. Турчанинов, И.П. Попов, А.Я. Напалков, А.И. Петровский, И.Я. Золотарев, Ф.Д. Крюков и др. Рельефно выделяются по своему творчеству уроженцы Дона Р. Патканян и М. Налбандян. На рубеже эпох российской истории писали свои произведения А.С. Серафимович (Попов) и К.А. Тренев. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Какие произведения донских писателей и прозаиков вы знаете, читали или слышали о них? 2. Почему на Дону до XVIII в. не развивалось изобразительное искусство? В середине XVIII в. на Дону появилась светская живопись. 3. Укажите, какими произведениями она была представлена. Со второй половины XIX в. на Дону появляется профессиональное изобразительное искусство. Безусловно, этот факт связан с длительной и целенаправленной политикой войсковой администрации в области народного просвещения. В итоге выросла целая плеяда художников: И.И. Болдырев, М.Б. Греков, И.И. Дубовской, Н.Н. Дубовской, И.Л. Калмыков, Н.И. Карпов, А.3. Краснушкин, И.И. Крылов, К.В. Попов, К.А. Савицкий, М.С. Сарьян и др. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Приведите примеры их произведений. 2. Какие художественные учебные заведения существовали на Дону до революции 1917 г.? Накопление произведений изобразительного искусства выдвинуло задачу их сохранения и пропаганды. С этой целью в конце 90-х гг. XIX в. в Таганроге создаётся при активной поддержке А.П. Чехова первый художественный музей. На Дону появляются и свои скульпторы. Из известных имён можно отметить Д.К. Бударина и С.Г. Королькова. Первый донской театр открылся в 1827 г. в Таганроге. В 1858 г. постоянный театр открылся в Новочеркасске. Сначала ставили различные водевили, потом перешли к серьёзным драматическим произведениям. В 1871 г. здесь дебютировал артист А.П. Ленский. Великая актриса В.Ф. Комиссаржевская тоже впервые вышла на сцену в Новочеркасском театре. В Ростове-на-Дону постоянный театр стал действовать в 1863 г. К 1871 г. здесь уже было два постоянных театра. Созданный в эти годы в Новочеркасске Казачий народный театр выявил целый пласт самобытной казачьей культуры. На рубеже веков на Дону стало хорошей традицией меценатство. В среде крупных донских предпринимателей, торговых казаков и купцов-меценатов особенно выделялись Е. Парамонов, В. Асмолов, Н. Яблочков, братья Генч-Огнуевы и др. Их покровительство культурным начинаниям способствовало развитию донской субкультуры. Изменилась во второй половине XIX в. – начале XX в. ситуация в области народного здравоохранения. Завершилось становление системы первичного медицинского обслуживания населения на профессиональной основе, хотя врачей еще явно не хватало. Медицинская помощь оказывалась казакам бесплатно. Иногороднее крестьянство практически долго оставалось без медицинского обслуживания, и только с начала XX в. положение несколько улучшилось. Достижения цивилизации медленно, но все же проникали в казачью глубинку. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Какие меры по развитию медицины на Дону были предприняты в начале XIX в.? 2. Что входило в обязанности донского аптекаря в XIX в.? 3. Сохранилась ли народная медицина на Дону? 4. Сколько больниц и аптек было на Дону в начале XX в.? Таким образом, традиционная народная культура при активном содействии всех слоев населения взрастила в XIX в., а особенно во второй половине столетия и затем в начале XX в. целый пласт культурных традиций, ранее не свойственных Дону. Казаки ярко проявили себя на новом поприще. Они доказали не только свое умение сражаться в кровавых столкновениях эпохи, но и выдвинули из своей среды значительную плеяду разнообразных талантов, людей с мировыми именами. Творчество этих выдающихся личностей достойно уважения и вдумчивого осмысления нашими современниками. Вместе с тем, к началу XX в. под влиянием надвигающейся городской (индустриально-информационной) цивилизации медленно начинается процесс социокультурного расказачивания, постепенного отмирания ненужных в новых условиях сословных и этнических традиций. Сдерживаемый искусственно царским правительством этот процесс иногда приобретает острые формы в виде межсословных и этносоциальных конфликтов между казачьим и резко возросшим неказачьим, иногородним многонациональным населением края. Неразрешимость, сложность описываемого переходного периода во время революции и гражданской войны (1917 – 1920 гг.) привели к усилению взаимного неприятия не только в межсословном, но и культурном уровне, ужесточили социально-классовую борьбу, вылились в политику расказачивания. В результате потомки казаков с большим трудом сумели сохранить крупицы материальной и духовной культуры в годы советской власти.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |