Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возрождения донского и российского казачества




План.

Тема 6. Проблемы возрождения донского казачества.

 

Данная тема изучает причины, основные этапы, проблемы и перспективы возрождения казачества в новых условиях общественного развития.

1. Причины возрождения донского и российского казачества:

а) возникновение и деятельность общественно-политического движения за возрождение казачества;

б) возрождение военных и культурно-хозяйственных традиций.

2. Проблемы и перспективы возрождения казачества:

а) политизация казачьего движения. Казачье движение и органы государственной власти;

б) социальный состав и идеология современного казачества;

в) проблема самоидентификации казаков;

г) перспективы казачьего движения.

 

ПОНЯТИЯ: современное казачество, казачье общество, казачья община, общественные объединения казачества

 

а) возникновение и деятельность общественно-политического движения за возрождение казачества

Духовное, культурное, этносоциальное возрождение казачества представляет собой одно из ярких и сложных явлений в отечественной и мировой истории.

Современное казачье движение возникло в 1988 – 1989 гг. первоначально как историко-культурное движение, ставившее своей целью возрождение у потомков казаков культурных традиций, обычаев и исторической памяти.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Как, Вы полагаете, почему именно в этот период возникает движение за возрождение российского и донского казачества?

На рубеже 80-90 годов, произошли значимые события, повлиявшие на начало восстановления традиционного казачьего самоуправления: произошел распад СССР, уход КПСС с политической арены, гласность и открытость в обществе, пробуждение национального самосознания и т.д.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Как Вы думаете, почему казачество было отнесено к репрессированным народам и имеет право на льготы?

2. Как оценивают свой социальный и этический статус сами казаки?

3. Кто сегодня может считаться казаком?

4. Что сегодня преобладает в казачьем движении - политика или культурное возрождение? Почему?

5. Назовите полезные исконные казачьи традиции, которые следует возрождать.

6. Какие традиции, на Ваш взгляд возрождать не следует.

В настоящий момент казачье движение приобрело немалую социальную поддержку. Однако в него люди приходили своеобразными «волнами», каждая из которых оставила свой след. Подчеркивая условность этих названий, можно выделить следующие «волны»:

- интеллигентно-фольклорная;

- маргинально-криминальная;

- общинно-станичная;

- экономически-мафиозная;

- политически-скандальная;

- этносоциальная.

Двойственные названия подчеркивают двойственность каждого потока.

Для адекватного понимания сути современного казачества необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию. По экспертным оценкам численность современного казачества в стране – до 10 млн. человек.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Кого сегодня можно считать донским казаком?

2. Целесообразно ли сегодня или в будущем воссоздание Донской республики или автономной области в составе Российской Федерации?

3. Имеются ли в настоящее время законные предпосылки для введения атаманского правления на Дону? Как Вы относитесь к передаче власти казачьим структурам?

4. Каково Ваше собственное отношение к перспективам казачьего возрождения?

Аналитически оценивая итоги всего периода возрождения донского казачества, можно выделить четыре этапа, характеризующих данный процесс.

Первый этап: 1988 – конец 1990 гг. (реставрационный).

В этот период происходило становление движения. Центральной тенденцией было восстановление элементов казачьей культуры, пробуждение общественного самосознания. Данный этап завершается организационным оформлением казачьего движения, созданием «Союза казаков Области Войска Донского».

Особую роль сыграла КПСС – она участвует в организации первых казачьих объединений, союзов. Были предприняты лихорадочные меры по реанимации казаков, как военной силы, в результате которых в движение пришли разномастные элементы: и романтики, чистые ревнители казачества, и корыстолюбцы, охваченные непомерными амбициями. Последние, получив мощную поддержку со стороны теневого капитала и военных структур, оттеснили первых и поставили их в состояние изоляции. Верх взяли настроения о возрождении казачества, как военного сословия.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Укажите причину этого.

Второй этап: 1991 – 1993 гг. (сословно-корпоративный).

Идет внутреннее развитие казачества. Преобладающая тенденция – политические акции. Новые казаки стремятся доказать свою преемственность традициям казачества, совершают различные неадекватные состоянию общественного мнения поступки, будоражат донскую общественность, заявляют о законных правах на землю, на независимость Дона. Эта активность заставляет органы государственной власти обратить внимание на казачье движение и как-то включить его в существующую политическую систему. Казачье движение постепенно приобретает цивилизованный характер.

Третий этап: с конца 1993 г. по весну 1994 г. (социально-статусный).

Преобладающая тенденция – укрепление правового статуса движения. Казаки начинают избавляться от эксцентричных форм деятельности, ищут поддержки в различных социальных группах населения, укрепляют сотрудничество с государственными органами власти и управления, участвуют в выборах. Казаков и власти заботят проблемы политического компромисса, плавного вживления казачьих структур в систему управления.

Большинство организаций казаков возникли в конце 1980 – начале 1990-х гг. и почти сразу же началось их дробление, укрупнение и прочее.

С конца 1994 г. создавались новые организации, не связанные с уже существовавшими ранее. Появились организации с «казачьими» названиями, которые гораздо больше связаны с коммерческими и политическими интересами.

Четвёртый этап: 1994 – 1997 гг. (юридический).

б) возрождение военных и культурно-хозяйственных традиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.