Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Средних веков




Дополнительная

Основная

Литература

Нового времени и Просвещения

Философия средних веков, Возрождения,

 

Вы будете изучать:

развитие философской мысли Средневековья и ее основные религиозно-философские направления;

♦ философию Возрождения и ее главные особенности;

♦ философию Нового времени и характерные черты ее онтологии и гносеологии;

♦ философию английского, французского и немецкого Просвещения.

 

Цели модуля:

дать представление о концептуальном различии философской мысли эпохи Средневековья и Нового времени;

♦ изучить тенденции развития философии эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения;

♦ усвоить основные характеристики философской мысли в череде веков.

 

После изучения модуля вы сможете:

знать персоналии и терминологию философии Средневековья, Возрождения, Нового времени, Просвещения;

♦ выявлять сходство и различие философских концепций этих эпох;

♦ знать специфику философских направлений;

♦ выявлять тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания;

♦ ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей;

♦ иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.

 

1. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002.

2. Толпыкин В.Е. Введение в философию. Учебное пособие. – М. – Воронеж, 2002.

3. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. –М., 2001.

4. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

 

1. Антология мировой философии. – М., 1969. – Т. 1. Ч. 2.

2. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984.

3. Бабкин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. – М., 1978.

4. Бурлацкий Ф. М. Загадки и уроки Никколо Макиавелли. – М.,

1977;

5. Гоббс Т. Левиафан. – М., 1936.

6. Горфункель А. Г. Философия эпохи Возрождения. – М., 1960.

7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. – СПб., 2003.

8. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.

9. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. – М.,2003.

10. Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.

11. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). – М., 1989.

12. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

13. Майэрон Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

14. Мор Т. Утопия. – М., 1978.

15. НарскийИ.С. Западно-европейская философия XVII века. – М., 1974.

16. Рассел Б. История западной философии. – М,, 1959. – Кн. 2, 3.

17. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. – М., 1938.

18. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. — М., 1964.

19. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

20. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. – М., 1984.

 

 

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия – это философия эпохи: феодализма V–XV вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в I–V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можем выделить следующие периоды:

1) период апологетики и патристики (III–V вв.);

2) схоластический период (V–XV вв.).

Особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. «Философия – служанка богословия», «преддверие христианской веры»1 – так определялись место и роль философии в общественном сознании того периода.

Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежали иудаизм, христианство, мусульманство. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля).

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (от лат. t heos – бог). В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии – учения о бытии. Главным принципом средневековой философии является принцип абсолютной личности, личности Бога. Принцип абсолютной личности – это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта, что, собственно, и нашло свое воплощение в теоцентризме. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Идеализм являлся господствующим направлением в течение всего средневековья: «Вначале было слово. И это слово было Бог». Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке.

Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком случае творение – прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Такого рода представления были весьма распространены, что существенным образом сдерживало становление инженерной и научной мысли. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма (отлат. creatio), что значит «творение», «создание».

Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм – вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм – принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение и т. п. выходящие за пределы рассудочного познания формы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.