Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности человеческого существования




Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

 

1. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

2. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о сотношении биологического и социального в природе человека?

3. Что изучает социобиология?

 

 

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией (от греч. axios –ценность и logos –учение).

 

ЦЕННОСТЬ–это отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека. АКСИОЛОГИЯ–философское учение о ценностях и их природе.

 

Ценности, обеспечивающие жизнь человека, – это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. К духовным ценностям традиционно относят нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие единое целое – бытие человека в культуре.

Для человека как природного, телесного существа высшей ценностью является здоровье. «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье», – писал Шопенгауэр. Отношение человека к своему здоровью становится сознательным, если человек уделяет внимание своей душе и телу: сохраняет психическое равновесие, не употребляет даже «привычные» наркотики, такие как алкоголь и никотин, правильно питается, соблюдает режим дня, занимается физическими упражнениями. Современное постиндустриальное общество и постмодернистская культура делают такое поведение все более сложновыполнимым.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живет, если он смертен? В чем смысл его собственной жизни? Смысл жизни каждый человек определяет сугубо индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с теми потребностями, которые выбраны человеком. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, а свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни. Следовательно, не существует единого смысла жизни для всех людей. Каждый человек по своим индивидуальным наклонностям может иметь одну или несколько сугубо индивидуальных целей жизни, которые и определяют смысл его жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли.

 

Свобода – это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости.

 

Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т. д.

 

Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям.

 

Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Нравственные ценности и мораль. Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы-этики различают «собственно мораль» как совокупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных социальных слоев существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении это философская дисциплина, изучающая мораль.

 

МОРАЛЬ (НРАВСТВЕННОСТЬ) – совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. ЭТИКА – философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.

 

Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религиозными системами. Так, например, Конфуций предложил правила поведения «благородного мужа», которыми на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы, – так называемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании ипутях освобождения от него, т. е. особая этическая система, занимало центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не интересовались вопросами онтологии и гносеологии, главное внимание уделяя именно этике (подробнее см.: 2.3. Древнеиндийская философия, 2.4. Древнекитайская философия).

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из нихявляются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание (подробнее см.: 2.5. Античная философия).

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используем название «циники» для тех, ктопренебрегает моральными ценностями. «Циниками», или киниками, в античной философии называли философскую школу, представители которой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм – учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская иэтическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности. Реформация, по мнению социолога М. Вебера, была эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретение богатства считает богоугодным делом. В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развивал Иммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» – моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства». В истории философии осталась и такая формулировка, как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фридриха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские ценности (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия XIXXX вв.: этическое учение у Ницше, в экзистенциализме и у русских религиозных философов).

В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм, также исходили из собственных этических систем. Любое видоизменение общества обязательно предполагает и изменение моральных ценностей (вспомните, как менялась нравственная оценка частной собственности и богатства в нашей стране в 70–90-е гг. XX в.).

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье. Изучая мораль, этика наделяет ее определенными характеристиками и задает целый ряд вопросов. Первый из них – это вопрос о происхождении морали. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, космосом, Богом, либо утверждать ее эволюционное происхождение, либо анализировать общественно-историческую природу морали.

Важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла. Для этого необходимо разобраться их природе. Соответственно, этика ставит вопросы: «Что такое добро?» и «Что такое зло?» Почему то, что представляется благом для одних, может стать несправедливостью для других? Субъективны ли моральные ценности? Чем определяется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и есть ли надежный критерий для их оценки? Ответы на эти вопросы предполагают специальное изучение морали, поскольку она представляет собой сложную сферу духовной жизни общества.

Этика как область философского знания характеризуется многообразием. Единой научной, выверенной и общепризнанной этики нет, существуют различные этические учения, созданные отдельными философами и их последователями. Но при всем многообразии этих систем существует некая строгая, объективная совокупность этических знаний, усвоение которых и составляет одну из важнейших задач этического образования. Ключевой для морали вопрос состоит в следующем: «Как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям?» Здесь мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможными отношения между людьми во всем их конкретном многообразии.

Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли, она есть автономия воли, ее самозаконодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинен только своему собственному, и тем не менее, всеобщему законодательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Индивидуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она свое выдает за всеобщее, а тогда, когда всеобщее избирает в качестве своего. Золотое правило нравственности дает образец такого соединения: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат – систему ценностных ориентации. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т. д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга – как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент, как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределению. Гибкость и универсальность морали заключается в том, что она опирается не только на рациональную аргументацию, но и на интуицию.

Религиозные ценности. Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии.

 

РЕЛИГИЯ – система представлений, на основе которых группа верующих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.

 

Религия предполагает веру в существование священных (сакральных) явлений и главенствующую роль сверхъестественных сил в жизни людей. Религия – это культурная универсалия, она встречается в любом обществе, выполняя разнообразные функции.

Во-первых, религия является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека.

Во-вторых, религия объединяет людей и формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей.

В-третьих, религия оказывается психологически необходимой человеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечностью земного существования.

Все когда-либо существовавшие религии можно разделить на два основных типа: политеизм (многобожие) и монотеизм. Исторически первым было представление о существовании множества богов, управляющих миром, т. е. политеизм (многобожие). Более поздним – монотеизм (единобожие). Три монотеистических религии являются мировыми религиями: буддизм, христианство и мусульманство. Мировыми их делает не столько их распространенность, хотя у каждой из них сотни миллионов верующих, сколько возможность принятия каждой из них любым человеком, независимо от национальности.

Мировые религии представляют собой высший этап в развитии религиозного сознания. Древнейшей мировой религией был буддизм, возникший в IV–V вв. до н. э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный). Христианство возникает в I в. н. э., в центре его вероучение о богочеловеке Иисусе Христе. Мусульманство (ислам) возникло в VII в. н. э., и его основателем был пророк Мухаммед.

Предметом познания философской антропологии является человек в многообразии всех его свойств, одним из которых является вера. Философы размышляли о Боге на протяжении столетий. Их интересовало, можно ли доказать существование Бога или можно его принять только на веру. Важнейшими из доказательств являются два: доказательства от причины и онтологический аргумент. В доказательстве от первой причины, предложенном в средние века Фомой Аквинским, утверждается, что идея Бога необходима как первопричина всех явлений. Однако материалистическое направление в философии предполагает, что можно мыслить материю как причину самой себя, а в качестве источника развития предполагать противоречия. Онтологический аргумент был сформулирован Ансельмом Кентерберийским: «Если Бог существует в уме как идея совершенного Сущего, то он должен существовать и в реальности». Логики, однако, отмечают, что аргумент Ансельма, будучи применен к другим вещам, привел бы к нелепым выводам. Например, можно было бы доказывать, что существует совершенный остров как остров, лучше которого невозможно помыслить ничего. Еще одним аргументом является аргумент от замысла: Вселенная столь совершенна, так прекрасно организована, что является произведением Создателя. Но и он не выдерживает строгой критики. Таким образом, логически доказать существование потустороннего мира оказалось невозможным. Уже И. Кант отмечает, что логически невозможно доказать бытие Бога, так же как логически невозможно его опровергнуть. Согласно Канту, наши научные и философские теории не имели бы смысла без идеи Бога, именно поэтому люди нуждаются в вере (подробнее см.: 4.2. Немецкая классическая философия).

В XIX и XX вв. получают распространение атеистические взгляды, тесно связанные с философией диалектического материализма (особенно в нашей стране, где атеизм был идеологическим принципом). Маркс видел в религии орудие классового господства, полагая, что она маскирует несправедливость эксплуатации. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией и мифом, называя ее «опиумом народа».

Религия в XX в. становится предметом изучения в психологии, социологии и культурологии. Фрейдизм и неофрейдизм отмечали психотерапевтическую роль религии. Социологи предприняли глубокий анализ роли религии в обществе (например, М. Вебер исследовал роль протестантизма и его этики в формировании капиталистической экономики и буржуазных отношений). Историк и культуролог А. Тойнби рассматривал религию как сокровенную основу культуры, положив религиозный принцип в основу своей теории локальных цивилизаций (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия Х1ХХХ вв.).

Для современной общественной жизни характерна секуляризация: религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, а религия утрачивает свое социальное влияние. Проявляется и движение к экуменизму – достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями.

Процесс секуляризации шел параллельно с модернизацией. Среди либеральных свобод в свое время был выдвинут принцип свободы совести: возможность занимать религиозную или атеистическую позицию. Принцип свободы вероисповедания предполагает возможность выбора религии. Принцип отделения церкви от государства означает, что религия является частным делом граждан.

Эстетические ценности и искусство. Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях, философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как любовь, вера, красота. Философская наука изучает сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру. Человек познает мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Ее осмыслением занята философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Художественное (образное) мышление присуще любой деятельности человека, но есть и сугубо профессиональная сфера – это искусство.

 

ЭСТЕТИКА – часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве.

 

Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Немецкий философ XVIII в. А.Г. Баумгартен выделил (вслед за Лейбницем) три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Если первые две изучаются логикой и этикой, то учение о чувстве он назвал эстетикой. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. В период античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная деятельность и богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика – на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Как самостоятельная и необходимая часть философии эстетика утвердилась в XVIII в., а с середины XIX в. начался третий этап в развитии эстетики. На нее оказывали влияние позитивизм, социология и марксизм.

Поскольку искусство является формой эстетической деятельности, то эстетика изучает его специфику и такие проблемы, как художественное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного.

Эстетическое также выступает универсальной категорией. Помимо нее можно выделить три группы категорий, которые отражают:

1) объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);

2) духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);

3) мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество).

Одну из важнейших эстетических категорий, прекрасное, можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.

Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира человеком, соединяют в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни. Например, эстетический идеал – такая категория, в которой основательно выражена социальная и духовная сущность человека. Он существует как исторически конкретный образ совершенной жизни человека и природы. Искусство, художественный образ и творчество являются категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность человека. Предметом искусства является человек, существующий в единстве социальной и духовной жизни, конкретно выражающейся в его эмоциональном, интеллектуальном и физическом бытии. В предмете искусства человек выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Социальное значение искусства в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально воздействует на человека. Искусство существует как произведение, которое структурно выражено в художественном образе. Художественный образ – это эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через специфические законы искусства и художественного творчества. Художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное отражение предмета искусства. Художественный образ может быть предельно обобщенным (символизм) или предельно выразительным (экспрессионизм), но он должен выполнять свою функцию раскрывать предмет искусства через правду жизни. В художественном образе воедино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфической форме.

Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрываются содержание процесса создания художественного произведения и природа художественного субъекта. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным произведением, которое он должен создать. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.