Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтологическая сторона основного вопроса философии




Общее понятие основного вопроса философии, его стороны

                                         
 
 
       
 
 
   
     
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
 
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии заключается в том, познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания
 
       
 
     
Философские направления, выделяемые при рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии
 
Философские направления, выделяемые при рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии
 
       
 
 
       
 
 


       
 
   
 


ü К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
ü Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
ü Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
ü В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, её механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
ü Материализм как господствующее направление философии был распространён в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периуда буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

ü материя реально существует;
ü материя существует независимо от сознания (то есть зависит независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
ü материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своём существовании ни в чём, кроме самой себя;
ü материя существует и развивается по своим внутренним законам;
ü сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
ü сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
ü сознание определяется материей (бытием).


ü Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
ü Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.

Субъективный идеализм (Беркли, Юм и др.)
Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

                       
     
 
 
Основные положения
 
Основные положения
 
     


ü реально существует только идея;
ü идея первична;
ü вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
ü «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном замысле и т. д.);
ü «мир вещей» - самостоятельный мир – не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
ü каждая единичная вещь - воплощение идей (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);
ü большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
ü отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
ü всё существует только в сознании познающего субъекта (человека);
ü идеи существуют в разуме человека;
ü образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
ü вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.


           
 
     
Дуализм наряду с деизмом относится к промежуточным (компромиссным) течениям философии, тогда как материализм и идеализм являются полярными (конкурирующими) главными направлениями. Был основан Декартом
 
 


       
 
Основные положения
 
   


ü существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
ü всё в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
ü В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;
ü материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытии;
ü основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

       
   
Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворённой и не противопоставляли материю и дух (сознание).
 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.