Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель




Платон

 

С точки зрения Платона, тело является

не очень надежным предметом любви…

И если к чему иметь любовное влечение…,

то уж лучше тогда любить вечное и неизменное,

вступать в брак с идеальным и страстно увлекаться

чем-то бессмертным и небесным.

 

А.Ф Лосев

 

Платон (427 – 347) родом из Афин, происходил из рода последнего афинского царя Кодра; настоящее имя – Аристокл, прозванный Сократом Платоном (греч. platus – "полный", "широкоплечий"). Платон – один из выдающихся и известнейших философов-классиков античного мира. Его богатейшее философское наследие (им написано 36 работ, множество писем и эпиграмм) широко использовалось в поздней античности, в средневековой философии и исследованиях нового времени. Имя Платона и его труды хорошо известны и сегодня.

Платон первым среди античных философов обосновал объективно-идеалистическую онтологию и гносеологию. Ученик, страстный почитатель и последователь Сократа, Платон создал философскую концепцию, в которой нашел место идеям учителя, философии Гераклита, учению о бытии Парменида Элейского и не отказал в симпатиях Пифагору, знатоку математики и ее идеалистического истолкования. Именно их идеям Платон отдает предпочтение в созданной им онтологии и гносеологии, критически пересмотрев их содержание.

По мнению Платона, гипотеза о первосущности (архэ) философов-натуралистов не решает вопроса о первопричине (источнике и цели) возникновения и развития природы и человека. Даже Анаксагор, который, по мнению Платона, лучше других понимавший необходимость введения такой духовной первопричины, не сумел преодолеть натуралистическое представление о субстанциональном начале мира. Нус (ум) Анаксагора является лишь независимой от вещей движущей силой их развития. Платон открыл новую реальность, которая, являясь сверхчувственной, надматериальной, умопостигаемой и идеальной, выступает как единство первосущности и первопричины.

Для объяснения сути концепции объективного идеализма Платон прибегает к образу "второй навигации", взятой из мореходной практики. Когда стихает ветер и судно теряет управляемость с помощью парусов, то оно переходит на поддержание курса с помощью весел. Это и называлось "второй навигацией". Натурфилософский способ объяснения сущности бытия путем ссылки на внутреннюю природную первосущность заменен Платоном гипотезой о существовании высшей и последней первосущности и первопричины любой вещи, имеющей метафизическую, а не природную основу. Это мир идей, эйдосов. Идеи – это не просто понятия как формы мысли. Это подлинное бытие – формы, матрицы и истинные причины многообразия вещей.

Объективный идеализм Платона представлен рационально обоснованной системой философских знаний, метафизикой[171]. Материальный мир – это "тень мира идей". Он вторичен, производен от мира идей и им определяется. Он преходящ, изменчив, временен и не может быть сущностью мира. Идеи же обладают достоинством неизменности, определенности и вечности. Это и есть подлинное бытие, действительная сущность материального мира, единство его многообразия. Сам материальный мир часто выступает кажущимся, нереальным бытием (как у элеатов) и тождественным небытию. Ведь вещи имеют иную форму небытия – как "инаковость", "особость". Например, "идея дома" и сам дом соотносятся как вечный образец, модель, эталон, подобие дома и его "тень" – временная, преходящая, меняющаяся непрерывно, чувственно воспринимаемая реальность.

Платоновский мир идей представляет собой организованное множество. В нем есть идеи многообразия материального бытия: идеи материальных вещей, моральных и эстетических ценностей, идеи математических количеств и геометрических фигур и многое другое. В соотношении умопостигаемого бытия и чувственного его продукта часто обнаруживается дуалистическое понимание[172], разъединяющее надмирные идеи и мир вещей. Недаром Платон называет комплекс идей "гиперуранией" – место под небесами, то, что существует "поверх физического космоса". Гиперурания – мифологический образ умопостигаемого, надфизического мира, который "доступен лишь наиболее возвышенной части души, разуму. Но есть ли в вещах что-либо от мира идей, кроме формы? До конца не ясно.

Становление космоса, по Платону, осуществляется богом – творцом Демиургом[173], олицетворяющим мир идей как источник бытия и его изменения. Демиург определил порядок и движение (развитие) мира. Космос один. В центре его – земля. Небесные тела – это боги.

Теория познания (гносеология) Платона – это теория обретения знаний путем воспоминаний. Бессмертная душа до соединения с телом пребывает в мире идей и знает их содержание. Поэтому человеку познающему необходимо отрешиться от мира и, вопрошая себя, вспомнить то, что его душа знала ранее. Истинное познание – умопостигаемое, рациональное. Чувственное познание есть (doxa) мнение. Чувственному познанию соответствует две формы: тени и образы вещей и сами вещи.

Платон выделяет в рациональном познании две ступени: первая – математическое познание, вторая – чистая диалектика идей. Математическое познание (переходное от мысли о действительности к мысли об универсальном), а диалектика суть интуитивное восхождение (движение) от мысли к мысли, постигая абсолютную истину. Диалектика предполагает и обратное движение мысли от универсальной мысли к общей. Диалектическое познание является синонимом философствования, а диалектик и есть философ.

Платоновское понимание искусства решительно отрицает его познавательную функцию. Искусство, будучи имитацией чувственного опыта, являющегося продуктом вещного мира (который сам является слепком идеи) троекратно удалено от истинного бытия, а следовательно, от истины.

Учение Платона о душе вытекает из его онтологии, гносеологии и учения о человеке. Известная, отмеченная ранее дуалистичность мира идеи и вещей сказывается на дуалистичном образе отношений души и тела. "Кто знает, жить – не значит ли умирать, а умирать – не значит ли вновь ожить?" Душа бестелесна, бессмертна и существует извечно. Она состоит из трех упорядоченных частей: высшая – разум, подчиненная – воля и благородные желания, низшая – влечения и чувственность. Попадая в тело, душа делает человека обладателем тех способностей и знаний, какие несет в себе душа. "Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней – в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного и способного управлять; третья – в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика"[174].

У Платона основной философской проблематикой, затрагивающей самые существенные стороны бытия людей, являются вопросы этики. Этика же теснейшим образом связана с учением о государстве, политике. Платон указывает в "Апологии Сократа" на противоречивость морали и политики современного ему государства. В концепции идеального государства, представленного в трудах "Государство" и "Политика", Платон пытается совместить добродетели и политическую деятельность. Человек реализует через государственные законы познанное благо и добродетели. Возможны три формы государства, в которых можно реализовать идеально нравственную конституцию: монархия, аристократия и демократия. Их извращение ведет к появлению тирании, олигархии и демагогии.

В 388 году до н.э. Платон основал школу (гимнасий), располагавшуюся в роще, за городскими стенами, и названную Академией в честь мифического героя Академа. После смерти Платона школой руководил Спевсипп, внук Платона (347 – 338). С этого так называемого древнего периода Академии начинается ее закат. Спевсипп возвращается к идеям пифагореизма. В период средней Академии (Аркесилай и другие (III в. до н.э.)) устанавливается влияние скептицизма, сохранившееся и в новой Академии (Карнеад и другие (II – I вв. до н.э.)). В IV – V в. Академия переходит на позиции неоплатонизма (Плутарх Афинский). Академия закрыта в 529 г. эдиктом императора Юстиниана.

 

В основе побед Александра Македонского

мы всегда в конце концов находим Аристотеля…

 

Шарль де Голль, генерал,

президент Франции (1958 – 1969)

 

Аристотель (384 – 323 до н.э.) – классик древнегреческой философии, величайший ум энциклопедических способностей. Родился в Стагире в семье врача Никомаха, служившего при дворе македонского монарха. Осиротев в 15 лет, Аристотель уже в 17 отправляется в Афины и становится на долгие 20 лет учеником и соратником Платона, вплоть до самой его смерти. Был приглашен в Македонию воспитателем будущего Александра Великого. Вернулся в Афины в 335 году до н.э. и создал свою школу Ликей (расположена около храма Аполона Ликейского), больше известную под названием перипатетической (греч. peripatetikos – прогуливающиеся), которая просуществовала до 529 г.

Энциклопедизм научных интересов и универсализм творчества Аристотеля в его трудах, в большинстве своем сохранившихся до наших дней:

1) по физике: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах", "Проблемы", "Механика";

2) по биологическим вопросам: "О душе", "История животных", "О частях животных", "О движении животных";

3) труды по "первой философии", позднее названные Андроником Родосским (I в. до н.э.) – "Метафизика" ("то, что над физикой") – учение о сверхчувственных (умопостигаемых) основах и принципах бытия;

4) по этике: "Никомахова этика", "Эвдемова этика";

5) по социально-политическим и историческим вопросам: "Политика", "Политии" (описание конституций греческих государств-полисов);

6) работы по искусству, поэзии, риторике: "Поэтика", "Риторика";

7) по логике: "Органон" – общее название работ по логике, введенное перипатетиками позднее. "Органон" – это орудие, основной метод познания, который приписывался логике последователями Аристотеля. В него включались трактаты: "Категории", "Об истолковании", "Аналитики" (первая и вторая), "Топика", "Опровержение софистических аргументов". Аристотеля по праву называют творцом формальной логики как науки.

Аристотель фактически подвел итог развитию философии и научных знаний в целом за весь предшествующий период греческой истории. Его философия явилась творческим обобщением и критическим осмыслением этого периода. В его трудах мы находим все многообразие существовавших к тому времени эмпирических и теоретических знаний. По упоминаниям биографов Аристотеля, он написал более 150 трактатов.

Аристотель признавал наиболее значимыми теоретические науки – "первая философия" (метафизика), физика и математика. Вторыми по ценности признаются науки практические (этика, политика, риторика, искусство и другие). Следующие по значимости выступают продуктивные науки, способствующие производству нужных вещей. Метафизика определяет следующие задачи исследования: 1) познание первых причин, высших начал и принципов бытия; 2) исследование основных аспектов бытия; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге.

Познание первых причин бытия позволяет выявить его сущность, становление и цель. Аристотель называет 4 вида причин, необходимых, чтобы объяснить эти аспекты бытия: формальная, материальная, действующая, целевая. В качестве примера Аристотель приводит строительство дома, где наглядно демонстрирует виды причин: формальная причина – это план архитектора, материальная причина – это материал, из которого строят дом, действующая причина – умелая деятельность строителя, целевая причина – обоснованность необходимости строительства дома для определенных целей[175].

В качестве первых причин бытия Аристотель называет форму (сущность) бытия и материю, порождающие вещи. Материя понимается веществом, субстратом вещи, которая сама по себе неподвижна и бескачественна. Стать вещью – значит обрести форму. Форма – сущность вещи, образующая ее и скрепляющая ее элементы, она же – основная причина ее бытия. Бытие вещей, однако, имеет целевую и действующую причины. Они призваны объяснить целесообразность бытия и источник его динамики. Аристотель находит носителя движения и целесообразность бытия в едином Боге[176]. Бог суть сверхчувственная субстанция, являющаяся вечным и неподвижным началом движения и совершенствования (целесообразности).

Метафизику часто отождествляют с учением о бытии (онтологией). И действительно, универсальное понятие "бытия" не подвластно конкретным наукам. Они знают лишь части бытия или аспекты, стороны его. Начиная с Парменида понятие бытия становится предметом интеллигибельного (умопостигаемого) познания. Платон признал существование "небытия", но отказал чувственному миру в бытии, назвав его промежуточным между бытием и небытием.

Для Аристотеля бытие являет собой как сферу чувственного, так и умопостигаемого. Оно имеет много смыслов, но их сущность определяется отношением к субстанции: 1) бытие как носитель категориального смысла; 2) бытие как акт и потенция; 3) бытие как акциденция; 4) бытие как истина.

Аристотель выделяет 10 категорий, обозначающих "высшие роды бытия": субстанция, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, состояние. Субстанция (сущность бытия) обладает самостоятельным существованием. Все другие категории обозначают бытие атрибутов[177] субстанции.

Другой смысл бытия как "акта" (действительности) и "потенции" (возможности) выражает взаимосвязь формы (субстанции), которая всегда актуальна, и материи, имеющей лишь потенциальную возможность стать вещью, обретя форму. Форма как "акт" является абсолютным бытием, потенциальное бытие материи относительно, оно становится действительным лишь в акте.

Третий смысл бытия – акцедентальный. Обычно его связывают с существованием случайного. Однако у Аристотеля случайное означает лишь отличное, не такое как все. В вещах акцедентальные свойства являются частными, в отличие от универсальных, атрибутивных.

Четвертый смысл бытия Аристотель придает содержанию интеллекта. Бытие как истина суть такое содержание знаний, которое соответствует действительности. Ложь является выражением небытия. Например, "пятиугольный квадрат" является небытием.

Если метафизика – наука об умопостигаемом мире, то физика ("вторая философия") изучает чувственно воспринимаемый мир. В отличие от современной физики аристотелева, по существу, интересуется онтологией чувственного мира.

Аристотель представлял физический мир как разделенный на небесный и подлунный (земной). Небесная реальность вечна и неизменна, образована из эфира – тонкой и легкой субстанции. Земной мир образован из четырех элементов (земли, воды, воздуха и огня), имеющих попарно противоречивые свойства (теплое, холодное, сухое, влажное). Зарождение и распад природного мира определяется взаимодействием четырех элементов и их противоположных свойств.

Теория познания Аристотеля признает значимость чувственного опыта, который пробуждает активность ума. Полное знание предмета возможно путем индукции (от опыта к общему суждению) и дедукции (от общих утверждений к частному, опытному знанию). И все же основополагающим в познании Аристотель считает знание общего, знание единичного вытекает из него. Умопостигаемые знания являются более основательными и абсолютно истинными, чем чувственно постигаемые. Именно это обстоятельство подвигло Аристотеля на основательное изучение принципов и законов логического мышления.

Серьезный интерес проявил Аристотель к практическим наукам – этике и политике. Высшим благом человека Аристотель считает счастье человека. Судьей же в вопросе – "что есть счастье?" – выступает "рациональная душа". Животные лишены счастья, поскольку имеют лишь чувствующую душу. Добродетели всегда существуют в рамках меры (границы существования качества добродетели). Мужество, к примеру, существует между безрассудством и трусостью. Определить меру способен лишь разум. Путь нравственности и правоты – это средний путь.

В политических воззрениях Аристотель исходит из нравственных оснований. Цель государства – достижение нравственности. Человек – часть государства. "…Кто не нуждается ни в чем, ни в ком, достаточен самому себе, тот, не являясь частью государства, он либо зверь, либо Бог". Аристотель выделяет три правильных формы правления, соответствующие принципу справедливости (удовлетворящему всех и каждого): монархию, аристократию, политию. Несправедливыми формами правления он называет тиранию, олигархию, демократию.

Идеальное государство по Аристотелю должно соответствовать возможности осуществления всех нравственных принципов и быть способным создать условия для развития своих возможностей полноправным гражданам.

Школа Аристотеля (школа перипатетиков) после его смерти испытала нелегкую судьбу платоновской Академии. Возглавивший школу Теофраст (с 322 по 284 до н.э.) и другие, не менее талантливые последователи стали всего лишь комментаторами своего учителя. Школа просуществовала до 529 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.