Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа кинизма




Пиррон

Скептицизм

 

Эллинистический скептицизм возник раньше эпикуреизма и стоицизма. Родоначальником скептицизма является Пиррон из Элиды (примерно 360 – 270 до н.э.). Он не писал трудов, как и Сократ, излагал свое учение ученикам изустно. О взглядах Пиррона знаем из трудов его ученика Тимона[178].

 

 

На всякое слово

есть обратное.

 

Основная идея скептицизма Пиррона – абсолютное сомнение в истинном познании мира и невозможность отличить истину от лжи. Всякое утверждение не более истинно, чем его отрицание. Ничто не может служить критерием истины: ни чувственное познание, ни разум, ни авторитеты. Аргументы в пользу сомнений в истинности познания мира представлены в десяти доводах-тропах[179].

В первом тропе представлены доводы в пользу различия чувственного восприятия животными различных видов;

во втором – доводы, основанные на индивидуальном различии физиологии и психики людей;

в третьем – доводы, основанные на восприятии одних и тех же предметов разными органами чувств (вино для глаз – красное, для вкуса терпкое);

в четвертом – доводы, обосновывающие влияние болезни, сна, бодрствования, радости и тому подобных телесных и душевных влияний на познание;

в пятом – доводы о влиянии расстояния на процесс восприятия размеров тела;

в шестом – доводы о влиянии бесконечного многообразия факторов на чувственное восприятие;

в седьмом – доводы о различном количестве вещества, воздействующем на человека (в малом количестве полезно, а в большом – вредно);

в восьмом – доводы об относительности связей вещей друг с другом (относительно одной вещи может быть "вправо", относительно другой – "влево");

в девятом – обосновываются доводы различного восприятия привычных и непривычных явлений;

в десятом – доводы в пользу невозможности положительных утверждений (в вере, в правах, во взглядах и т.п.).

Позднее к десяти тропам скептики добавили еще пять. Отказываясь "что-либо утверждать", скептицизм отказывается от познания. Три основных вопроса скептиков и ответы на них дают представление о бытии, познании и этике Пиррона и его последователей.

1. Каковы вещи по природе? Вещи сами по себе неподвластны органам чувств и разуму. Господствует видимость, вещи не таковы, как нам даются.

2. Как мы должны относиться к вещам? Воздерживаться от суждений о них, поскольку возможны противоположные мнения.

3. Какая польза уместна при таком отношении к вещам? Мы достигаем, таким образом, устойчивого и невозмутимого покоя – атараксии.

Платоновская академия при Аркесилае (315 – 240 до н.э.) получила новый скептический импульс развития. Корнеад всецело разделял идеи скептицизма в Академии и создал доктрину "пробабилизма", утверждавшего лишь возможный, вероятностный характер человеческого знания.

 

 

Истинным символом эллинистической эпохи, ее культуры и духовного разлада стал кинизм (цинизм), получившей название либо от места (kynosarges – букв. "зоркий пес"), где учил Антисфен, либо от слова "собака" (kyon), образ жизни которой взят в качестве примера нравственного поведения киников. Основателем школы был Антисфен[180], но наибольшей популярности и мировой известности добился его ученик Диоген Синопский (400 – 325 до н.э.)[181].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.