Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпикуреизм. Что может быть глупее и




Секст Эмпирик

Скептицизм

Марк Тулий Цицерон

 

Что может быть глупее и

неприличнее, чем дерзкое мнение,

будто человек обладает душою и

разумом, но помимо него во Вселенной

нет ничего подобного.

 

Цицерон разделял стоические идеи о целесообразности и провидении бытия. Признавал бессмертие души и врожденный характер моральных понятий (вопреки скептикам и стоикам). Моральные истины всеобщи и непосредственно достоверны. Может, поэтому Цицерон не стремился к убедительности своей аргументации.

Философия наряду с волей оказывает человеку неоценимые услуги в постижении добродетели и в преодолении невзгод. Любая философия в этом отношении прагматична в поисках добродетелей. Поэтому эклектизм выступает у Цицерона методологией философского обоснования нравственности.

 

 

Основные философские идеи Пиррона благополучно перекочевывали на римскую духовную почву. Выдающимся представителем скептицизма этого периода является Секст Эмпирик (200 – 250 гг.). Основные труды: "Пирроновы основоположения", "Трактат", "Против ученых"[185].

 

 

… ни одно из борющихся

положений не стоит выше

другого как более достоверное,

ибо все они равны в отношении

достоверности и недостоверности.

 

Основная направленность философии Секста Эмпирика обозначена непримиримой критикой догматических философов и ученых и утверждениями идей греческих скептиков. Секст Эмпирик выступает систематизатором и историографом философии скептицизма. Утверждая оригинальность и естественность философии скептицизма, Секст Эмпирик рассматривал любые научные знания как догматические: физику, логику, этику, грамматику, риторику, арифметику, астрологию, теорию музыки.

Труды Секста Эмпирика являются отражением кризиса и духовного упадка римского общества. Однако критический запал скептицизма сыграл позитивную роль в борьбе против догматизма средневековой философии в эпоху Ренессанса и Нового времени. Философия Б.Паскаля, Д.Юма и И.Канта обязана своими выводами скептицизму. Теория познания неопозитивизма и постпозитивизма (пробабилизм, фаллибилизм) основана на гносеологических идеях скептицизма. Скептицизм присущ и материализму, который критически относится к догматизму в познании.

 

 

Эпикуреизм – единственная материалистическая философия античного Рима, крупнейшим представителем которой был Тит Лукреций Кар (примерно 95 – 55 до н.э.). В философской поэме "О природе вещей" он проводит идеи Демокрита и Эпикура. Лукреций на основе атомизма намечает эволюционистскую концепцию материи. Органическая материя возникает на основе неорганической, сложные виды органики становятся из простых.

Лукреций атеист. Считает причиной возникновения религии страх перед природой, ее таинственностью и величием. Общество – продукт коллективного соглашения людей (теория общественного договора). Этика Лукреция традиционная для эпикуреизма: гедонизм, рационализм, естественность морали.

 

5. Неоплатонизм

 

Неоплатонизм (III – VI вв.) является самой характерной философской школой, отражающей кризисное состояние общества римского периода. Неоплатоники все больше отходят от рационалистических традиций философии Платона и обнаруживают тягу к религиозному иррационализму и агностицизму. Неоплатонизм возникает и развивается в тех же социальных условиях, что и нарождающаяся философия и идеология христианства. Видимо, поэтому учения неоплатоников оказались близкими философствующему христианству и оказали серьезное влияние на всю христианскую философию и теологию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.