КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иоанн Росцелин
Философская оппозиция христианской теологии
Период патристики завершился укреплением феодальных отношений и новым подъемом интеллектуальной жизни Западной и Северной Европы. VIII – IX вв. ознаменовались становлением схоластики, непрерывно развивавшейся вплоть до конца XV века. Схоластическая философия ставила перед собою следующие цели: 1) оправдать обоснованность методологии разумного (философского) познания предмета веры; 2) создать универсальную философскую систему обоснования религиозной и теологической мысли христианства; 3) полностью подчинить философию теологии, чтобы исключить любую философскую критику последней. Однако наряду с укреплением позиции религиозной философии возникают и оппозиционные ей течения. Ярким примером оппозиции традиционной религиозной философии является выступление номиналистов против реалистов в споре об универсалиях [187]. Наиболее известными противниками реалистов были Иоанн Росцелин и Пьер Абеляр.
Разум… должен быть управителем и судьей над всем, что есть в человеческой душе…
Ансельм Кентерберийский о позиции И.Росцелина в вопросе о правах разума
Иоанн Росцелин (примерно 1050 – 1120 гг.). Франция. Каноник, преподавал логику. В 1092 г. церковный собор объявил учение Росцелина еретическим и запретил его. Поэтому до нас дошли лишь критические замечания его оппонентов (главным образом, Ансельма Кентерберийского), письмо к Абеляру и анонимная рукопись, излагающая идеи Росцелина. В вопросе отношения разума и веры Росцелин был последовательным защитником права разума против авторитета церкви. Разум предшествует вере как необходимое условие ее. "Разумею, чтобы верить", – таково идейное кредо Росцелина. В споре об универсалиях Росцелин был крайним номиналистом, что не поощрялось в эпоху ранней схоластики официальной церковью. Суть спора: реалисты (сторонники церковной догматики и платоновского идеализма) полагали, что общие понятия, обозначающие классы и группы предметов, существуют реально как божественные духовные сущности до единичных вещей. Единичные вещи суть продукт этих общих идей (универсалий). Они производны от универсалий (сравни мир идей и вещей в философии Платона). Напротив, номиналисты (от лат. nomen – имя) считали, что универсалии являются лишь именами, обозначающими группу вещей, и существуют лишь в понятиях, но не реально. Реальны лишь единичные вещи. Номинализм не является материалистическим учением по существу. Однако единичные вещи выступают здесь первичными по отношению к их мысленному отражению в общих понятиях. Ошибка номинализма заключается в том, что они не понимали, что общие понятия отражают объективно существующее общее, присущее классу отдельных предметов. Единичное и общее неотделимы друг от друга, что находит свое выражение в единичных и общих понятиях мышления.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |