КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И распределение
Тема 4. Транспортное хозяйство
Транспортирование – изменение местонахождения продукта с помощью транспортных средств. Компоненты транспортирования: транспортируемые грузы, средства транспорта и процесс транспортировки.
4.1. Внутрипроизводственный транспорт: вилочные подъемники, краны, тали, транспортеры, рольганги и т.д.
4.1.1. Предпосылки и выбор транспортных средств Пример матрицы транспортных связей между единицами оборудования в технологическом процессе производства приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Матрица транспортных связей
Исходя из данных таблицы, разрабатывают топологию взаим-ного размещения единиц оборудования, при которой бы транспор-тные потоки не пересекались, в виде диаграммы Санкей, элемент которой приведен на рис.1.8.
Рис. 1.8. Элемент схемы взаимного расположения оборудования
С учетом полученного взаимного расположения оборудования и путей движения материальных потоков выбирают конкретные транспортные средства, исходя из экономической целесообразности.
4.2. Внешнезаводской транспорт
Внешнезаводской транспорт (ВТ) используется для доставки материальных ресурсов от поставщиков на фирму и готовой продукции заказчикам (потребителям). Виды ВТ: автомобильный, железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный. При выборе вида ВТ учитывают такие факторы, как способность доставлять различные виды грузов, частота отправлений, скорость доставки, способность доставки в любую точку, стоимость и т.д. 4.3. Распределение
Задачи распределения: складирование готовых к отправке грузов и транспортировка их в определенные точки доставки. Главная цель при функционировании систем распределения – гарантированная высокая готовность к поставкам (уровень сервиса) с минимальной стоимостью. В системах распределения реализуются процессы складирования, транспортирования и реализации (выполнения) заказов. С целью минимизации затрат в системах распределения должны быть решены следующие задачи: – определение оптимального числа ступеней складов (число уровней маркетинговых каналов); – установление оптимального числа складов на каждой ступени; – определение пунктов расположения складов, обеспечивающих минимальные транспортные расходы; – оптимизация величины суммарных запасов в распределительной системе на основе централизации / децентрализации хранения запасов.
Вопросы
1. На какие критерии эффективности логистики и каким образом влияет низкая частота отправлений грузов? 2. Почему на диаграммах Санкей каждая единица оборудования изображается в виде двух прямоугольников: на … и от…? Что это означает с точки зрения логистики? 3. Приведите известный вам пример системы распределения. Что и как из аппарата логистики в ней реализовано?
Тема 5. Управление запасами
Роль запасов в бизнесе состоит в выравнивании (по времени, количеству, ассортименту, объему) движения материального потока между соседними рабочими местами при не полностью автоматических процессах в обеспечении движения материального потока. Обычно запасы составляют 30 – 70% всех оборотных активов, чем связывает значительный капитал. Запасы размещены по всей логистической цепочке «поставщики => снабжение => производств о => распределение => потребители». Задачами управления запасами являются: – минимизация сроков снабжения необходимыми материальными ресурсами, незавершенным производством и готовой продукцией нужного количества и качества; – минимизация затрат на хранение запасов. С точки зрения движения материального потока любое рабочее место РМ i можно представить в виде следующей упрощенной модели:
Обозначим через p – производительность расхода (ед/час), а через u – производительность поступления. При этом, возможны следующие три ситуации: – u > p. С течением времени на i -м PM образуется возрастающий запас. Поэтому, по достижению установленного максимума I max запаса временно прекращают поступление до достижения запасом установленного уровня для точки нового заказа; – u = p. Запас не образуется и не нужен (PM расположено внутри автоматической линии); – u < p. Ситуация хронического дефицита. Не обеспечивается непрерывность функционирования i -го PM. «Узкое» место. Предпринимаются меры по повышению производительности поступления. Отсюда следует следующий вывод: производительность выполнения операций на предыдущем рабочем месте П p ( i -1} должна быть не меньшей, чем на последующем П рi, т.е. П р (i -1) ³ П рi. Поступление на i -е рабочее место может осуществляться: – из закупаемых МР, которые поступают из системы снабжения; – из МР собственного изготовления (с предыдущего рабочего места); – из МР закупаемых и собственного изготовления (рабочие места сборки и комплектования). В соответствии с этими видами поступлений и осуществляется управление поступлением запасов.
5.1. Структура объектов складирования Возможности классификации объектов складирования основаны на ABCD - и XYZ -анализах.
5.1.1. ABCD – анализ ABCD- анализ основан на правиле Парето (20 % людей выпивают 80 % пива) по параметрам стоимость, вес и т.д. При достаточно большом числе единиц хранения (>100) структура запасов имеет вид: – 15 – 20% единиц хранения составляют 75 – 80% (стоимости, веса, оборота) – класс A; – 30 – 35% единиц хранения составляют 15 – 20% (стоимости, веса, оборота) – класс B; – 45 – 50% единиц хранения составляют 5% (стоимости, веса, оборота) – класс C. К классу D относят не потребляемые в течение длительного времени (> года) позиции хранения («мертвые запасы»). Его определяют по результатам XYZ- анализа.
5.1.2. XYZ – анализ XYZ -анализ основан на анализе нестабильности потребления за некоторый временной промежуток (несколько месяцев, лет). Для проведения XYZ -анализа вначале определяют коэффициент вариации Кva r по формуле: (1.8) где σ – среднеквадратическое отклонение; m – среднее значение потребления (выдачи со склада). При достаточно большом числе единиц потребления (>100) структура запасов, как правило, имеет вид: – 50 – 55% единиц потребления имеют Кva r [0; 0,1); – 30 – 35% единиц потребления имеют Кvar [0,1; 0,25); – 10 – 15% единиц потребления имеют Кvar (0,25; ). При практическом применении XYZ- анализа может получиться обратная тенденция (наибольшая доля единиц хранения приходится на класс Z). Это говорит о неэффективном управлении ходом (процессами) снабжения, производства и распределения.
5.1.3. Распределение единиц хранения по классам
При совмещении результатов ABCD и XYZ – анализов можно получить следующую матрицу:
Некоторыми выводами из этого распределения могут служить следующие: – размещение деталей класса AX можно полностью автоматизировать; – частичная автоматизация возможна для классов AY и BX; – для класса CZ – только ручные операции; – для класса D – только реализация или утилизация. 5.2. Определение потребности
Последовательность определения потребности имеет вид:
брутто-потребность + дополнительная потребность = общая потребность – имеющееся наличие запасов = нетто-потребность.
Для расчета потребности используются следующие методы: – детерминированные; – стохастические; – эвристический. 5.2.1. Определение объема заказа
При определении объема заказа стремятся минимизировать суммарные затраты, определяемые затратами на получение заказа и затратами на его хранение. Качественный вид затрат на получение заказа, приведенных к единице заказываемого МР (шт, кг, л и т.п.), изображен на рис.1.9. и затрат на хранение, приведенных к единице хранения МР (в шт, кг, л и т.п.), изображен на рис.1.10. Суммарные затраты графически определяются на рис. 1.11.
Оптимальный (экономичный) объем заказа EOQ (формула Андлера, Вильсона, Уилсона) для случая закупаемых МР определяется как: , (1.9) где D – нетто-потребность; S – стоимость получения заказа, приходящая на одну единицу заказа (1 подшипник); H – стоимость хранения единицы заказа (1 подшипник). При этом происходит «одномоментное» пополнение запаса (неограниченная производительность поступления). В случае собственного изготовления МР возможно постепенное пополнение запасов (ограниченная производительность поступления). При этом, вместо стоимости получения заказов возникает стоимость на переналадку оборудования для производства заказываемой детали (чистка, замена оснастки, наладка и т.п.) Обозначим через p – производительность расхода (ед/час), а u – производительность поступления. При этом, экономичный объем заказа производственной партии определится как: . (1.10) На практике не все ограничения формулы Андлера выполняются (например, цена единицы зависима от объема заказа, затраты на получение заказа и затраты на хранение определяются неточно и т.д.), существуют минимальные партии отгрузки, ограничения по объему доставки. Иногда полученный результат несколько противоречит здравому смыслу (например, X опт.= 291,3 подшипника) и т.д. С учетом изложенных соображений объем (размер) заказа выбирают в пределах от ½ X опт. до 2 X опт. К другим методам определения объема заказа относят следующие: – в соответствии с потребностью (класс AZ); – объем потребности за несколько периодов (класс BY); – стандартный объем заказа (класс CX).
5.2.2. Решения по срокам выдачи заказа
Процедура выдачи заказов на пополнение запасов может осуществляться по одному из следующих методов: – по выявляемой потребности(рис. 1.12); – по наличию запасов на складе (класс BY)(рис. 1.13); – по срокам поставки (класс CX) (рис.1.14).
По выявляемой потребности:
Рис. 1.12
Условия применения: – заказ постоянного количества (минимальные партии отгрузки); – объем поступления и интервалы поступления непостоянны; – повторение возникновения потребностей неизвестно; – высок риск складирования. Используется обычно для деталей класса AZ.
По наличию запасов на складе:
Рис. 1.13
Условия применения: – не допускается отсутствие запасов; – заказы среднепрогнозируемы по объемам и срокам; – заполнение склада до установленного максимума. Используется преимущественно для деталей класса BY. По срокам поставки:
Рис. 1.14
Условия применения: – контроль в определенные периоды времени (управление по срокам); – наполнение склада по установленному максимуму; – заказы количеств оптимальны по затратам. Используется преимущественно для деталей класса CX. 5.2.3. Выявление и определение страхового запаса
В практике возникают отклонения: – между плановым и фактическим объемом потребления; – между плановым и фактическим сроками поставки; – фактического количества запасов от зафиксированного; – между заказанным и поставленным количеством. Эти отклонения могут негативным образом сказаться на величине уровня сервиса, определяемого как:
Для демпфирования этих негативных последствий и используются страховые (иногда их называют резервные) запасы. Расчет страхового запаса должен производиться с учетом затрат на складирование и возможных недопоставок, ведущих к сверхурочным работам, штрафам, потере заказов и даже заказчиков. Определение величины страховых запасов производится следующими методами: – математическими расчетами плотности вероятности, имея в виду, что указанные отклонения имеют нормальное распределение; – исходя из установленного уровня сервиса обслуживания клиентов и в обратном направлении по логистической цепочке; – опытным путем.
Вопросы
1. Каким образом уменьшение длительности цепочки «снабжение => производство => распределение» сказывается на величине запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции? Почему? 2. Что Вы можете сказать о фирме, у которой структура запасов ГП имеет следующий вид? Класс D – 3753 позиции.
3. Какой вид имеет алгоритм расчетов при стохастическом определении потребности?
Тема 6. Построение логистических систем
В последние годы широкое применение нашли системы MRP I (планирование материальных потребностей), MRP II (планирование производственных потребностей), JIT (точно вовремя), JIT II и Канбан. MRP I – компьютеризированный метод управления запасами, сердцевиной которого является разработка основного плана производства, исходя из прогноза продаж, «незакрытых» заказов, наличных запасов МР, НП и ГП и спецификаций. В основу метода положена зависимость спроса на все компоненты от спроса на конечный продукт. MRP II – это развитие MRP I с добавлением к нему функций маркетинга, финансирования и закупок. JIT – предполагает снижение запасов материалов до уровня, необходимого только для производства заказанной партии продукции. В этой системе запасы на будущие заказы не создаются. Поставки ежедневные или почасовые. Эту систему использовал Г. Форд в 1920-х годах. Не применима для сезонной продукции. Канбан – «двухбункерная» система (фиксированные запасы) со «свободным» временем транспортирования. Первоначально использовались две карточки: маршрутная и производственная. Впоследствии процедура была компьютеризирована. В 1970-х годах система была внедрена фирмой «TOYOTA». Система требует высокого качества и близко расположенных поставщиков. По сути является разновидностью системы JIT. JIT II – усовершенствованная JIT (фирма BOSE – США). Система основана на тесной интеграции покупателя и продавца. «Сотрудник фирмы – поставщика работает в отделе закупок фирмы – покупателя. Он уполномочен принимать заказы на закупки у клиента и размещать заказы, по сути, у самого себя. Также имеет права и полномочия посещать все совещания по проектированию и производству на фирме–покупателе». Система JIT II является основой для создания сверхорганизаций – скоординированных групп фирм-участников, действующих сообща для облегчения процессов обмена. Реализация логистического подхода к организации бизнеса невозможна без использования информационных технологий: программных продуктов и аппаратных средств (вычислительных средств и сетей). Цель информации в логистике заключается в получении возможности наблюдения (регистрации состояния) материального потока и, как следствие, возможности управления им (комплексное планирование размещения запасов и транспортных операций) для: – сокращения запасов и связанного капитала; – обеспечения высокого уровня сервиса (готовности к поставкам); – сокращения цикла и времени выполнения заказов; – наглядности хода выполнения заказов; – повышения гибкости и производительности. Для этого создаются информационные системы логистики (ИСЛ). Их построение индивидуально для каждой фирмы в зависимости от объема решаемых задач, существующей структуры построения фирмы (функциональная, матричная и т.д.), стратегий позиционирования продуктов (производство на склад, сборка на заказ, производство на заказ) и ряда других факторов. С развитием информационных технологий развивались методы управления и планирования движения материального потока, стандартизировались функции управления и планирования. Наибольшее распространение получил стандарт MRP II, на базе которого разработан ряд программных продуктов. Информационные системы входят в «корпоративные системы управления» (ERP-системы, обеспечивающие информационную поддержку планирования ресурсов предприятия). К классу ERP-систем относятся системы: – для малого бизнеса («1C», «NAVISION»); – для средних предприятий («AXAPTA», «ПАРУС»); – для крупных предприятий («SAP R-3», «BAAN»). В практике нечасто встречается полнокомплектное применение ERP-систем. Примеры управления системой снабжения, системой транспортирования и т.д. приводятся в лекциях.
Вопросы
1. Какие основные параметры материального потока следует регистрировать на рабочих местах (станциях)? 2. В каком направлении по отношению к направлению движения материального потока осуществляется планирование? Почему? 3. Достаточным ли будет для эффективного управления приобретение и установка ERP-системы? Почему?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |