КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткие тематические пояснения. Если введен налог в 5 ден
Ключевые понятия Решение Если введен налог в 5 ден. ед. за штуку, то кривая Qs сдвигается вверх параллельно на 5 ден. ед. по оси Р, что приводит к изменению уравнения Qs1 = -30 + 2Р, так как Qs1=0 при Р = 15. Далее все рассчитывается по следующей схеме: РЕ1= 32,5, тогда как РЕ= 30. Следовательно, покупатель уплачивает налог в размере 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара, а продавец 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара. QE = 40; QЕ1= 35. Далее о причинах такого распределения: а) изначально цена равновесия находилась на эластичном участке спроса, что доказывается расчетом при Р = 30 ден. ед.; б) сдвиг кривой предложения вверх привел к тому, что равновесная цена передвинулась вверх, т.е. эластичность спроса возросла. Потери общества от введения налога составляют (QE - QE1)∙5/2 = 1.3. Спрос и потребительское поведение Потребность и полезность. Концепция субъективной ценности. Полезность и ценность. Закон убывающей полезности. Первый закон Г. Госсена. Предельная полезность блага, его элементов или свойств. Два подхода к определению ценности запаса благ (суммарной полезности): как сумма абсолютных полезностей и как произведение количеств благ на величину предельной полезности. Приращение полезности в обмене. Избыток или прибыль потребителя. Второй закон Г. Госсена. Теория потребительского выбора (принцип предпочтения). Условия ограничения ординалистической модели: рациональный потребитель и принцип его рационального поведения, принцип редкости, шкала предпочтения, безразличие, эффект Веблена (эффект показательного потребления), эффект сноба, эффект массового потребления. Предельная норма замещения. Кардиналистская и ординалистская теории полезности. Зона замещения.
Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия, выбор комбинации благ. Потребительский бюджет и бюджетная линия, точки выбора. Предельная норма замещения и эластичность замещения. Оптимизация равновесного состояния и достижения максимума суммарной полезности. Эффект замещения и эффект дохода, парадокс Гиффена. Кривые Энгеля, кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Типы кривых безразличия. В данной теме раскрывается содержание концепции полезности, в рамках которой предприняты попытки обосновать процесс формирования цен. При изучении первого закона Г. Госсена о снижении полезности блага, получаемой от потребления каждой последующей его единицы, следует обратить внимание на то, какие блага удовлетворяют этому закону, а какие - нет; как классифицируются блага в соответствии с этим. Из этого закона вытекает понятие «предельная полезность». Относительно второго закона Г. Госсена о максимизации удовлетворения потребностей в условиях, когда запаса благ недостаточно для полного насыщения, следует сказать, что из него вытекает «принцип предпочтения». В теории потребительского выбора используется математический аппарат и исследуются функциональные зависимости. При изучении этих вопросов следует обратить внимание на то, какие зависимости выражаются при помощи кривых безразличия и бюджетной линии, и на то, что они являются не только и не столько иллюстрацией функциональных зависимостей между различными благами в наборе благ, а позволяют установить равновесное состояние потребителя. Требует рассмотрения и вопрос, касающийся изучения различных видов эффектов. Тестовые задания 1. Эффект дохода гласит о том, что: а) при постоянном доходе снижение цены увеличивает покупательную способность; б) при постоянном доходе снижение цены вызовет уменьшение покупательной способности;
в) в определенных ситуациях закон спроса нарушается, а кривая спроса получает положительный наклон; г) с ростом дохода потребитель начинает приобретать только «престижные» товары. 2. Эффект замещения - это: а) изменение объема и структуры потребления вследствие изменения относительной цены и перемещения из одной точки кривой безразличия в другую; б) изменение объема и структуры потребления вследствие перемещения на более высокую или низкую кривую безразличия; в) вытеснение из потребления низкокачественных товаров более качественными и дорогостоящими; г) демонстрационное потребление с положительной зависимостью между ценой и количеством спроса на товар. 3. Под эффектом Веблена понимается: а) демонстрационное потребление, то есть увеличение потребительского спроса, связанное с тем, что товар имеет более высокую цену; б) спонтанный спрос, управляемый сиюминутным желанием; в) изменение спроса группы людей из-за того, что другие люди потребляют данный товар; г) изменение спроса на товар, обусловленное качествами, присущими самому товару. 4. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что: а) считает возможным количественное измерение полезности; б) не применяет моделирования; в) не рассматривает субъективные предпочтения; г) ничем не отличается. 5. Кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя называется кривой: а) Энгеля; б) Лоренца; в) Лаффера; г) Филипса. 6. Условная единица полезности, введенная сторонниками количественного подхода для измерения удовлетворения от потребления блага - это: а) ютиль; б) экю; в) тратта; г) сеньораж. 7. Прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу - это: а) предельная полезность; б) положительная полезность; в) единичная полезность; г) нарастающая полезность. 8. Ситуация, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на некачественный или низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, называется эффектом: а) Гиффена; б) Веблена; в) сноба; г) дохода.
9. Ситуация, в которой увеличение потребительского спроса на эксклюзивные дорогостоящие товары связано с ростом их цены, называется эффектом: а) Веблена; б) Гиффена; в) сноба; г) замещения. 10. Изменение объема и структуры потребления вследствие изменения относительной цены и перемещения из одной точки кривой безразличия в другую описывается эффектом: а) замещения; б) дохода; в) сноба; г) Веблена. 11. Кардиналистская теория полезности характеризуется тем, что: а) считает возможным количественное измерение полезности; б) не применяет моделирования; в) не рассматривает субъективные факторы; г) считает невозможным количественное измерение полезности. 12. Линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, называется кривой: а) безразличия; б) бюджетных ограничений; в) Энгеля; г) Лоренца. 13. Линия, показывающая различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода при данном уровне цен, называется кривой: а) бюджетных ограничений; б) безразличия; в) Энгеля; г) Лаффера. 14. Изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательной способности при постоянных ценах, представляется как эффект: а) дохода; б) замещения; в) Гиффена; г) Веблена. 15. Закон предельной полезности гласит, что: а) полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, не больше полезности предыдущей единицы блага; б) рост дохода потребителей ведет к сокращению полезности покупательных товаров; в) полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, во много больше полезности предыдущей единицы блага; г) отношения предельных полезностей товаров к их ценам одинаковы. 16. Если предельная норма замещения одного блага другим равна 1/2 независимо от уровня потребления данного блага, то: а) эти блага абсолютно дополняют друг друга в потреблении; б) блага являются абсолютными субститутами; в) кривая безразличия для данных благ характеризуется снижающейся предельной нормой замещения; г) кривая безразличия выпукла относительно начала координат.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |