Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие тематические пояснения. Экономическая система, виды экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная)




Ключевые понятия

Экономическая система, виды экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная).

Понятие рынка. Основные категории рыночных отношений: покупатели и продавцы, спрос и предложение, деньги и цена. Рыночные и внерыночные отношения. Виды рынков: предметов потребления, средств производства, труда, капитала, земли, информации, ценных бумаг, денег. Инфраструктура рынка: товарная и фондовая биржи, биржа труда, банковская система. Национальный рынок.

Преимущества и недостатки рыночных отношений, необходимость их государственного регулирования. Социально ориентированная рыночная экономика. Экономические связи рынка. Фиасо рынка.

Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Регулируемый рынок. Механизм функционирования конкурентного рынка и его признаки. Межотраслевая конкуренция и тенденции к выравниванию отраслевых норм прибыли.

Спрос и предложение как ценообразующие факторы. Спрос: понятие, шкала спроса. Потребность. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменение спроса. Методы оценки и прогнозирования рыночного спроса. Цена спроса, величина спроса, функция спроса, излишек потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос.

Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Предложение, его величина и изменение. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Функция предложения. Избыток предложения.

Рыночное равновесие и равновесная цена. Смещение кривых спроса и предложения. Взаимосвязь изменений спроса и предложения с изменениями равновесной цены и количества продукта.

Спрос, полезность и цена спроса. Предложение, издержки производства и цена предложения. Механизм равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике рыночной конъюнктуры.

При изучении данного раздела следует уяснить, что спрос и предложение - экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена*.

Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций.

Спрос и предложение - это совокупность товаров, выражающая в первом случае платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товара по определенной цене, во втором - заинтересованность производителя в реализации товара по данной цене. Спрос и предложение представляют функциональную зависимость от цены. В первом случае она обратная, во втором - прямая. Эти соотношения формально выражают законы спроса и предложения. В то же время цена зависит от спроса и предложения.

Конкретная величина спроса и предложения также зависит от неценовых факторов и определяется их совокупностью. Неценовые факторы оказывают воздействие на спрос и предложение путем изменения платежеспособности покупателя и положения продавца на рынке. На графике это иллюстрируется параллельным перемещением кривых спроса и предложения.

Для исследования рыночного механизма в целом необходим системный подход. Представление о рыночном равновесии связано с понятием равновесной рыночной цены. Следует рассмотреть также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг, предполагающих отсутствие точек равновесия.

Тестовые задания

1. Спрос – это:

а) потребности населения в данном благе;

б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;

в) доход, связанный со сбережением населения;

г) желание людей обладать одними определенными благами.

2. Увеличение предложения товаров и услуг приведет к:

а) росту цен;

б) падению цен;

в) сокращению их производства;

г) росту спроса на них.

3. Законы спроса и предложения действуют на:

а) товарном рынке;

б) финансовом рынке;

в) рынке ресурсов;

г) любом рынке.

4. При рыночной цене выше равновесной:

а) величина спроса больше величины предложения;

б) спрос меньше предложения;

в) величина предложения больше величины спроса;

г) предложение меньше спроса.

5. Возникновение избыточного спроса на товар объясняется тем, что:

а) величина предложения превышает величину спроса;

б) равновесная цена ниже цены товара;

в) величина спроса превышает величину предложения;

г) равновесная цена выше цены товара.

6. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для:

а) краткосрочного периода;

б) долгосрочного периода;

в) мгновенного состояния рынка;

г) общего равновесия.

7. Классическая политическая экономия считает, что богатство создается:

а) государственным регулированием экономики;

б) при ограниченном вмешательстве государства в экономику;

в) разделением труда;

г) трудом в сфере материального производства.

8. В результате политики дешевых денег происходит:

а) рост занятости;

б) рост процентной ставки;

в) рост объемов производства;

г) сокращение объема инвестиций.

9. К закономерностям перехода к рыночной экономике относятся:

а) формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры;

б) устранение государства от контроля над социальными процессами;

в) абсолютизация частной собственности;

г) разгосударствление экономики.

10. Если цена молока, используемого в производстве сметаны, снизится, то:

а) увеличится объем продаж и равновесная цена;

б) снизится равновесная цена и увеличится объем продаж;

в) снизятся издержки производства, и кривая предложения сдвинется вправо;

г) увеличатся доходы потребителей и кривая спроса сдвинется вправо.

11. Если потребители ожидают в будущем повышение цены на товар, то:

а) кривая спроса сдвинется вправо;

б) объем продаж и равновесная цена повысятся;

в) объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится;

г) кривая предложения сдвинется влево.

12. Если сократится количество производителей товара, то:

а) кривая предложения сдвинется вправо;

б) равновесная цена повысится, а объем продаж уменьшится;

в) кривая спроса сдвинется влево;

г) равновесная цена и объем продаж снизятся.

13. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:

а) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;

б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;

в) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества;

г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.

14.Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:

а) увеличение предложения;

б) сокращение спроса;

в) увеличение величины предложения;

г) уменьшение величины предложения.

15. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к:

а) понижению цены равновесия;

б) повышению цены равновесия;

в) сохранению прежней цены равновесия;

г) повышению величины предложения.

16. Функция рыночного спроса имеет вид Qd = 3 - р, где р - рыночная цена. Функция предложения Qs = 2p. Равновесная рыночная цена будет равна:

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 1,5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.