КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткие тематические пояснения. Экономическая система, виды экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная)
Ключевые понятия Экономическая система, виды экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная). Понятие рынка. Основные категории рыночных отношений: покупатели и продавцы, спрос и предложение, деньги и цена. Рыночные и внерыночные отношения. Виды рынков: предметов потребления, средств производства, труда, капитала, земли, информации, ценных бумаг, денег. Инфраструктура рынка: товарная и фондовая биржи, биржа труда, банковская система. Национальный рынок. Преимущества и недостатки рыночных отношений, необходимость их государственного регулирования. Социально ориентированная рыночная экономика. Экономические связи рынка. Фиасо рынка. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Регулируемый рынок. Механизм функционирования конкурентного рынка и его признаки. Межотраслевая конкуренция и тенденции к выравниванию отраслевых норм прибыли. Спрос и предложение как ценообразующие факторы. Спрос: понятие, шкала спроса. Потребность. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменение спроса. Методы оценки и прогнозирования рыночного спроса. Цена спроса, величина спроса, функция спроса, излишек потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос. Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Предложение, его величина и изменение. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Функция предложения. Избыток предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Смещение кривых спроса и предложения. Взаимосвязь изменений спроса и предложения с изменениями равновесной цены и количества продукта. Спрос, полезность и цена спроса. Предложение, издержки производства и цена предложения. Механизм равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике рыночной конъюнктуры. При изучении данного раздела следует уяснить, что спрос и предложение - экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена*. Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций. Спрос и предложение - это совокупность товаров, выражающая в первом случае платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товара по определенной цене, во втором - заинтересованность производителя в реализации товара по данной цене. Спрос и предложение представляют функциональную зависимость от цены. В первом случае она обратная, во втором - прямая. Эти соотношения формально выражают законы спроса и предложения. В то же время цена зависит от спроса и предложения. Конкретная величина спроса и предложения также зависит от неценовых факторов и определяется их совокупностью. Неценовые факторы оказывают воздействие на спрос и предложение путем изменения платежеспособности покупателя и положения продавца на рынке. На графике это иллюстрируется параллельным перемещением кривых спроса и предложения. Для исследования рыночного механизма в целом необходим системный подход. Представление о рыночном равновесии связано с понятием равновесной рыночной цены. Следует рассмотреть также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг, предполагающих отсутствие точек равновесия. Тестовые задания 1. Спрос – это: а) потребности населения в данном благе; б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей; в) доход, связанный со сбережением населения; г) желание людей обладать одними определенными благами. 2. Увеличение предложения товаров и услуг приведет к: а) росту цен; б) падению цен; в) сокращению их производства; г) росту спроса на них. 3. Законы спроса и предложения действуют на: а) товарном рынке; б) финансовом рынке; в) рынке ресурсов; г) любом рынке. 4. При рыночной цене выше равновесной: а) величина спроса больше величины предложения; б) спрос меньше предложения; в) величина предложения больше величины спроса; г) предложение меньше спроса. 5. Возникновение избыточного спроса на товар объясняется тем, что: а) величина предложения превышает величину спроса; б) равновесная цена ниже цены товара; в) величина спроса превышает величину предложения; г) равновесная цена выше цены товара. 6. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для: а) краткосрочного периода; б) долгосрочного периода; в) мгновенного состояния рынка; г) общего равновесия. 7. Классическая политическая экономия считает, что богатство создается: а) государственным регулированием экономики; б) при ограниченном вмешательстве государства в экономику; в) разделением труда; г) трудом в сфере материального производства. 8. В результате политики дешевых денег происходит: а) рост занятости; б) рост процентной ставки; в) рост объемов производства; г) сокращение объема инвестиций. 9. К закономерностям перехода к рыночной экономике относятся: а) формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры; б) устранение государства от контроля над социальными процессами; в) абсолютизация частной собственности; г) разгосударствление экономики. 10. Если цена молока, используемого в производстве сметаны, снизится, то: а) увеличится объем продаж и равновесная цена; б) снизится равновесная цена и увеличится объем продаж; в) снизятся издержки производства, и кривая предложения сдвинется вправо; г) увеличатся доходы потребителей и кривая спроса сдвинется вправо. 11. Если потребители ожидают в будущем повышение цены на товар, то: а) кривая спроса сдвинется вправо; б) объем продаж и равновесная цена повысятся; в) объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится; г) кривая предложения сдвинется влево. 12. Если сократится количество производителей товара, то: а) кривая предложения сдвинется вправо; б) равновесная цена повысится, а объем продаж уменьшится; в) кривая спроса сдвинется влево; г) равновесная цена и объем продаж снизятся. 13. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к: а) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества; б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества; в) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества; г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества. 14.Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло: а) увеличение предложения; б) сокращение спроса; в) увеличение величины предложения; г) уменьшение величины предложения. 15. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к: а) понижению цены равновесия; б) повышению цены равновесия; в) сохранению прежней цены равновесия; г) повышению величины предложения. 16. Функция рыночного спроса имеет вид Qd = 3 - р, где р - рыночная цена. Функция предложения Qs = 2p. Равновесная рыночная цена будет равна: а) 1; б) 2; в) 3; г) 1,5.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |