Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие тематические пояснения. Следует понимать, что решение фирмы об объеме и цене выпуска в значительной мере определяются конкурентной структурой рынка




Следует понимать, что решение фирмы об объеме и цене выпуска в значительной мере определяются конкурентной структурой рынка. Под конкурентной структурой понимается соперничество фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.

Также целесообразно изучить типы конкуренции или рыночные структуры: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

На рынке чистой конкуренции действует достаточно много продавцов, на каждого из которых приходится незначительная доля продаваемой продукции, и поэтому никто из них в отдельности не может повлиять на цену товара. Важная особенность этого рынка состоит в том, что цена определяется рыночным спросом и предложением и выступает как заданная величина для каждого отдельно взятого продавца. Вход на рынок, как и выход из него, — свободный, так как отсутствуют экономические и внеэкономические барьеры. Совершенная конкуренция приводит к тому, что в долгосрочном периоде товары продаются по ценам, равным средним издержкам производства. В результате продавцы получают нормальную прибыль, а покупатели приобретают товар по самой низкой цене, максимизируя удовлетворение своих потребностей.

Несмотря на явные преимущества рынка чистой конкуренции, сегодня он практически не существует. Во всех ведущих отраслях экономики господствуют рынки несовершенной конкуренции, которые являются следствием концентрации и централизации капитала и производства.

Процесс централизации и концентрации капитала ведет к возникновению монополии, которая трансформирует рынок совершенной конкуренции в свою противоположность — рынок чистой монополии. На нем господствует одно предприятие, являющееся единственным производителем данного продукта или услуги. Главная причина отсутствия конкурентов состоит в наличии серьезных барьеров для вступления на этот рынок, в качестве которых выступают уникальность продукции или услуг, эффект масштаба производства, патенты и лицензии, целесообразность существования естественной монополии. При этом следует отличать открытую монополию от закрытой и соответственно различное поведение монополиста при установлении цен.

Специфика данного рынка определяет и характер экономического поведения монополиста. Он полностью контролирует объем выпуска товара и обладает полной рыночной властью, что позволяет ему установить относительно высокие цены. Однако это не означает, что он имеет полную свободу в области цен. Его экономическое поведение строго определяется ценовой эластичностью спроса. Поэтому монополист не может повысить цену без потерь объема продаж или увеличить его объем без снижения цены.

Важным инструментом максимизации прибыли монополиста служит ценовая дискриминация. Ее суть в том, что монополист устанавливает разные цены для различных групп покупателей на основе различной эластичности их спроса.

Отличительные признаки модели рынка монополистической конкуренции состоят в следующем: на этом рынке существует достаточно много предприятий, что ограничивает их контроль над ценами, ослабляет взаимную зависимость и делает невозможным тайный сговор между ними. Они производят дифференцированные виды одного и того же продукта, что позволяет каждому из них чувствовать себя своего рода монополистом. Это сочетание конкуренции и монополии обусловливает использование ценовой и неценовой конкуренции между предприятиями.

Олигополистический рынок характеризуется тем, что на нем присутствует несколько крупных предприятий (не более 24), каждое из которых обладает значительной его долей. Главная особенность данной модели рынка состоит в том, что наряду с издержками, объемом продукции и ценами на величину прибыли здесь влияет взаимозависимость предприятий друг от друга. В зависимости от «плотности» олигополистического рынка (до восьми предприятий) или его «разреженности» (от девяти до 24 предприятий) имеет место различная степень использования тех или иных форм неценовой конкуренции.

Тестовые задания

1. Найдите верное утверждение:

а) конкуренция между производителями способствует сокращению числа неэффективных производителей;

б) конкуренция - это соперничество, при котором покупатели соревнуются с продавцами;

в) конкуренция между продавцами всегда приводит к повышению качества продаваемой продукции;

г) непременным следствием увеличения степени конкуренции между покупателями товара является снижение равновесной цены этого товара.

2. Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется:

а) свободным входом на данный рынок и выходом с него;

б) неполной информацией о рынке продавцов и покупателей;

в) возможностью продавцов и покупателей воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке;

г) наличием нескольких фирм, выпускающих однородные товары.

3. Методом неценовой конкуренции не является:

а) применение системы скидок к цене товара;

б) проведение агрессивной рекламной кампании;

в) совершенствование внешнего вида продукции;

г) внедрение системы послепродажного обслуживания.

4. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что:

а) объём производства монополизированных фирм меньше общественной потребности;

б) объём производства монополизированных фирм превышает общественную потребность;

в) в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже;

г) в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара.

5. Монопсония как вид несовершенной конкуренции:

а) оказывает влияние на цену товара за счёт изменения объёма закупок;

б) оказывает влияние на цену товара за счёт изменения объёма производства;

в) характеризуется сговором покупателей относительно цены и объёмов закупок;

г) характеризуется сговором продавцов относительно цены и объёмов производства.

6. В небольшом городе функционирует одно предприятие по добыче угля. На рынке труда шахтёров оно является:

а) монопсонистом;

б) монополистом;

в) олигополистом;

г) олигопсонистом.

7. Найдите неверное утверждение:

а) только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию;

б) в условиях монополистического рынка потребности покупателей удовлетворяются наиболее полно;

в) чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок товара, тем более конкурентным является этот рынок;

г) в условиях несовершенной конкуренции фирмы получают сверхприбыли.

8. Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде получает:

а) нормальную прибыль;

б) экономическую прибыль;

в) положительную прибыль;

г) сверхприбыль.

9. Обязательной характеристикой рынка в модели олигополии не является:

а) однородный продукт;

б) возможность отдельных продавцов влиять на рыночные цены;

в) наличие барьеров на вход и на выход с рынка;

г) стремление каждой фирмы на рынке к получению максимально возможной прибыли.

10. Если стратегия каждого предприятия заключается в выборе им уровня цены, по которой он намерен реализовать свой выпуск, то такая ситуация называется:

а) равновесием Бертрана;

б) равновесием Курно;

в) общим случаем равновесия Нэша;

г) моделью асимметричной дуополии (Штакельберга).

11. Если цена на непродовольственные товара сезонного спроса в конце сезона ниже, чем в начале, это характеризует:

а) совершенную ценовую дискриминацию;

б) ценовую дискриминацию второй степени;

в) ценовую дискриминацию третьей степени;

г) ценовая дискриминация отсутствует.

12. Организационная форма монополий, предусматривающая объединение предприятий для совместной продажи продукции и закупки сырья, - это:

а) синдикат;

б) картель;

в) концерн;

г) трест.

13. При монополистической конкуренции:

а) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

б) на рынке действует ограниченное число фирм;

в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;

г) фирмы, действующие на рынке, обладают полной информацией о рыночных условиях.

14. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет к:

а) исчезновению экономической прибыли;

б) превышению цен над средними издержками;

в) снижению индекса Херфинделя-Хиршмена;

г) превышению предельных издержек над рыночными ценами.

15. Естественные монополии не характеризует то, что они:

а) подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль;

б) производят продукты, удовлетворяющие общественные потребности;

в) дают существенную экономию в производстве и распределении товаров;

г) не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты.

16. Отличительной чертой модели монополистической конкуренции является:

а) наличие на рынке дифференцированного продукта;

б) присутствие на рынке большого множества фирм;

в) отсутствие возможности влияния отдельной фирмы на цену товара посредством изменения объемов предложения продукции;

г) отсутствие барьеров для притока других капиталов.

17. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может:

а) повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него;

б) повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него;

в) повысить цену на продукт, увеличив спрос на него;

г) снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него.

18. Отличием модели монополистической конкуренции от совершенной конкуренции является:

а) менее эластичная кривая спроса на продукцию;

б) присутствие на рынке большого множества фирм;

в) отсутствие возможности влияния отдельной фирмы на цену товара при помощи объемов предложения продукции;

г) отсутствие барьеров для притока других капиталов.

19. В долгосрочном периоде для рынка монополистической конкуренции характерно:

а) устранение экономической прибыли;

б) максимизация экономической прибыли;

в) постоянное увеличение притока нового капитала в отрасль;

г) введение барьеров на вхождение в отрасль.

20. Отличительным признаком олигополии является:

а) крайне ограниченный различными барьерами вход в отрасль;

б) большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром;

в) большое количество конкурирующих фирм с дифференцированным товаром;

г) свободный приток в отрасль новых капиталов.

21. Группа фирм, осуществляющие раздел отраслевого рынка и совместно принимающие решения о ценах и объеме производства, называется:

а) картелем;

б) синдикатом;

в) трестом;

г) концерном.

22. Классификационный признак, который не свойствен рыночной ситуации в модели чистой монополии:

а) кривая спроса на продукт фирмы имеет вид горизонтальной линии;

б) в отрасли функционирует только одна фирма;

в) фирма обладает полным контролем над ценами;

г) доступ в отрасль прочих фирм блокирован.

23. Обязательной характеристикой рынка в ситуации чистой монополии не является то, что:

а) продукт фирмы имеет несколько субститутов;

б) фирма владеет редким сырьевым ресурсом;

в) понятия фирма и отрасль равнозначны;

г) фирма может поднять цены на продукт и не потерять спроса на него.

24. К методам ценовой конкуренции не относятся:

а) внедрение системы послепродажного обслуживания;

б) проведение рекламной кампании;

в) использование системы скидок к цене товара;

г) снижение издержек производства товара.

25. Пусть функция издержек фирмы-монополиста равна TC(Q) = Q2 + 60. Функция спроса на товар фирмы QD = 30 - 2Р. ТС, Р - в долл., Q - в тыс. шт.

Степень ее монопольной власти равна:

а) 0,2;

б) 0,25;

в) 1,2;

г) все ответы неверны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.