Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизации в XIX в




КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Знание и понимание отечественной истории приобретаются путем углубленного изучения ее узловых проблем и применения элементарных методов учебно-исследовательской работы. Автор пособия предлагает реализовать данную практику через анализ специально отобранных документальных материалов. Представленные источники, естественно, не охватывают во всей полноте отечественную историю. В связи с тем, что практические занятия посвящены изучению истории России в ХХ в., предлагаемые документы относятся только к данному периоду, объединены в проблемные блоки, каждый из которых соответствует определенной теме семинара, содержат дополнительный материал, позволяющий получить ответы на вопросы, которые вызывают особый интерес у современного молодого поколения и общественности в целом.

Кроме того, самостоятельная работа студентов включает в себя также изучение учебной, научной, справочной литературы, создание творческих проектов с применением информационно-сетевых ресурсов, выполнение практических заданий к каждому практическому занятию. В связи с этим, студенту необходимо самостоятельно научится планировать свою учебную деятельность (управлять собой), которая, как правило, состоит из следующих компонентов:

· определение объемов выполняемой работы;

· выделение этапов работы;

· постановка цели и задач на каждом этапе деятельности;

· распределение времени при выполнении задания;

· организация рабочего пространства;

· привлечение дополнительных средств для самостоятельного выполнения задания.

Определенную помощь оказывают методические рекомендации к каждому практическому занятию. В них содержатся ключевые и спорные вопросы, на которые стоит обратить внимание в первую очередь при подготовке к семинару.

Работать над темой следует в определенной последовательности:

· прочитать текст лекции;

· изучить соответствующий раздел учебника;

· законспектировать основные мысли автора монографии (статьи) из списка рекомендованной литературы по данной проблеме.

Для лучшего усвоения материала необходимо пользоваться историческими картами, хронологическими и синхронистическими таблицами. Особое значение для студента имеет умение давать оценки различным историческим процессам, явлениям, личностям в соответствии с новыми методологическими подходами, характерными для современной исторической науки.

Для поддержания высокого уровня мотивации и контроля самостоятельной работы студента в соответствие с положением «О реализации в НТГСПА накопительной балльно-рейтинговой системы» будет применяться следующая методика. В конце каждого аудиторного занятия проводятся экспресс-опросы, по результатам которых студент может по максимуму получить до 50 % баллов. Экспресс-опрос представляет собой 5–7 минутную контрольную работу (закрытые тестовые задания), выполненную на отдельном листе в письменной форме. Баллы, полученные студентом по результатам опроса, выставляются в журнал в течение недели. Количество баллов устанавливается в диапазоне от 0 до 3.

При этом:

· 0 баллов выставляется при отсутствии студента на семинаре без уважительной причины. Студент, отсутствовавший на занятии по уважительной причине, имеет право на индивидуальное выполнение заданий экспресс-опроса в сроки, согласованные преподавателем;

· 1 балл выставляется в случае выполнения студентом от 21 % до 50 % учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;

· 2 балла – при выполнении студентом от 51 % до 80 % учебных заданий;

· 3 балла – от 81 % до 100 % заданий.

Кроме того, учебно-исследовательская активность студентов выражается в выполнении следующих видов деятельности:

· учебно-научный доклад продолжительностью до 10 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском занятии – до 15 баллов в зависимости от качества выступления;

· выполнение локального учебно-исследовательского проекта – до 15 баллов;

· индивидуальное устное сообщение продолжительностью 5–7 мин. по отдельной логически завершенной теме – до 10 баллов;

· участие в учебной дискуссии (устное рецензирование ответов сокурсников и др. формы фрагментарного участия на занятии) – до 5 баллов в зависимости от степени активности и качества участия в учебной дискуссии;

· развернутый логически завершенный ответ на вопрос при устном опросе – до 5 баллов;

· решение практических задач – до 5 баллов в зависимости от количества и качества решенных задач.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО

ТЕМАМ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

«ИСТОРИЯ» (ЛЕКЦИИ)

Раздел 1. История Руси с древности до конца XVII в.

Практическая работа по темам 2–4. Восточные славяне в VI–IX вв. Становление древнерусского государства Киевской Руси в IX–XI вв. Русь в XI–первой трети XII в.

Задание по контурным картам

Отметьте и укажите:

· места расселения восточных славян к VIII в.;

· центры ремесла и торговли, а также торговый путь «из варяг в греки».

 

Ø Составьте таблицу на тему «Формирование государственности у восточных славян: основные факторы» (см. образец).

 

Образец таблицы «Формирование государственности у восточных славян: основные факторы»

Экономические – переход к пашенному земледелию; – отделение ремесла от земледелия; – сосредоточение ремесла в городах (погостах); – преобладание свободного труда.
Политические
Социальные
Духовные

 

Ø Составьте таблицу на тему «Правление киевских князей» (см. образец).

 

Образец таблицы «Правление киевских князей»

Этапы Хронология Правители
Начальный Середина IX–конец X вв. Рюрик (862–879) – Олег (879–911) – сложилась своеобразная федерация племенных княжений (от Ладоги до низовьев Днепра) во главе с великим князем киевским Игорь (912–945) – Ольга (945–969) – Святослав (969–972) –
Расцвет Конец X–первая половина XI вв. Владимир I (980–1015) – Ярослав (1015–1054) –
Упадок, распад Вторая половина XI–первая половина XIII вв. Владимир II Мономах (1113–1125) –

 

 

Практическая работа по темам 6–7. Русские земли и княжества в XII–первой половине XIII в. Борьба Руси с внешней опасностью в XIII в.

Задание по контурным картам

Отметьте и укажите:

· русские земли и княжества в XII–первой половине XIII в.;

· направления военных походов Батыя на Русь.

 

Ø Составьте таблицу на тему «Характер монголо-татарского ига» (см. образец).

 

Образец таблицы «Характер монголо-татарского ига»

Политическая сфера – получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на великое княжение; – террор в отношении русских князей; – карательные набеги на русские земли; – ужесточение российского законодательства под влиянием «Ясы» и практики.
Экономическая сфера
Духовая сфера
Последствия ига для Руси

 

 

Практическая работа по темам 8–12. Образование Российского государства. Российское государство в XVI в. Внешняя политика Ивана IV.

Задание по контурным картам

Отметьте и укажите:

· рост Московского княжества (собирание русских земель московскими князьями).

Ø Составьте таблицу на тему «Образование Российского централизованного государства: основные факторы (XIII–XVI вв.)» (см. образец).

 

Образец таблицы «Образование Российского централизованного государства: основные факторы (XIII–XVI вв.)»

Политические – необходимость свержение монголо-татарского ига; – целесообразность централизованной защиты русских земель от внешних врагов; – стремление православной церкви к централизованной власти с целью усиления своего влияния.
Экономические
Социальные
Духовные

 

Практическая работа по темам 13–14. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Народные движения в XVII в.

Ø Составьте словарь понятий «Новые явления в жизни России в XVII в.».

Практическая работа по темам 5, 9, 15. Культура и быт Древней Руси. Русская культура в XIV–XV вв. Русская культура и быт в XVII в.

 

Ø Составьте таблицу на тему «Деятели культуры Древней Руси» (см. образец).

 

Образец таблицы «Деятели культуры Древней Руси»

Отрасли культуры Деятель и его вклад в культуру Руси
Образование
Искусство, архитектура
Ремесло
Право
Философия, идеология

 

 

Раздел 2. Россия в XVIII в. Становление империи. Россия на путях

Практическая работа по темам 16–18. Россия в XVIII в. Становление империи.

Ø Составьте таблицу на тему «Реформы Петра Великого и их последствия» (см. образец).

 

Образец таблицы «Реформы Петра Великого и их последствия»

  Московское царство Российская империя
Политический строй
Экономика
Социальная структура
Духовная жизнь

 

 

Практическая работа по темам 17–19. Русская культура в первой половине XVIII в. Русская культура середины–второй половины XVIII в.

Ø Составьте таблицу на тему «Культура России в XVIII в.» (см. образец).

 

Образец таблицы «Культура России в XVIII в.»

Отрасли культуры Характерные черты Творения, творцы
Образование и наука
Архитектура
Изобразительное искусство
Литература
Наука и техника
Бытовой уклад

 

Практическая работа по темам 21, 22, 24, 27. Россия на путях модернизации в XIX в.

Задание по контурным картам

Отметьте и укажите:

· границы Российской империи в XVII–XIX вв.

 

Ø Составьте таблицу на тему «Россия в XIX в.» (см. образец).

 

Образец таблицы «Россия в XIX в.»

Сферы деятельности Александр I (1801–1825) Николай I (1825–1855) Александр II (1855–1881) Александр III (1881–1894)
Политическая
Экономическая
Социальная
Духовная
Внешнеполитическая

 

 

Практическая работа по темам 23, 26. Общественно-политическая мысль и общественное движение XIX в.

Ø Составьте таблицу на тему «Проекты реформ государственного строя России декабристов, западников, славянофилов. Реализация этих проектов» (см. образец).

 

Образец таблицы «Проекты реформ государственного строя

России декабристов, западников, славянофилов.

Реализация этих проектов»

  Декабристы Славянофилы Западники
Концепция      
Политическая сфера      
Экономическая сфера      
Духовная сфера      

 

 

Практическая работа по теме 28. Культура России XIX в.

 

Ø Составьте таблицу на тему «Золотой век русской культуры» (см. образец).

 

Образец таблицы «Золотой век русской культуры»

 

Отрасли культуры Характерные черты Творения, творцы
Образование и наука
Архитектура
Изобразительное искусство
Литература
Наука и техника
Бытовой уклад

 

ТЕСТЫ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМАМ ТРЕТЬЕГО РАЗДЕЛА

ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ» (СЕМИНАРЫ)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.