Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СССР после смерти Сталина (1953–1957 гг.)




Методические рекомендации для подготовки к семинару

Информационные сетевые ресурсы

Дополнительная

Обязательная

1. Агарев, А. Ф. Трагическая авантюра: сел. хоз-во Рязан. обл. 1950– 1960 гг. А. Н. Ларионов, Н. С. Хрущев и др.: Документы, события, факты / А. Ф. Агарев. – Рязань: Русское слово, 2005: ГУП РО Рязоблтипография. – 191 с.

2. Аксютин, Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964 гг. / Ю. Аксютин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»: РОССПЭН, 2010. – 621 с.

3. Дымарский, В. Н. Времена Хрущева: в людях, фактах и мифах / В. Дымарский – М.: АСТ, 2011. – 350 с.

4. Опенкин, Л. А. Оттепель: как это было (1953–1955 гг.) / Л. А. Опенкин. – М.: Знание, 1991. – 63 с.

5. Семин, В. П. Русская история: проблемы и спорные вопросы. Учебн. пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 653 с. – С. 571–596.

 

1. Гришин, В. В. Катастрофа. От Хрущева до Горбачева / В. Гришин. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2010. – 269 с.

2. Хрущев, С. Н. Никита Хрущев. Реформатор / С. Хрущев. – М.: Время, 2010. – 1077 с.

3. Хрущев, С. Н. Никита Хрущев. Рождение сверхдержавы / С. Хрущев. – М.: Время, 2010. – 574 с.

4. Таубман, У. Хрущев / У. Таубман; [пер. с англ. Н. Холмогоровой]. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 850 с.

5. Ванюков, Д. А. Хрущевская оттепель / Д. А. Ванюков. – М.: Мир книги, 2007. – 239 с.

6. Медведев, Р. А. Никита Хрущев: отец или отчим советской «оттепели»? / Р. А. Медведев. – М.: Яуза, 2006. – 476 с.

7. Бурлацкий, Ф. М. Никита Хрущев / Ф. М. Бурлацкий. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 349 с.

8. Ванюков, Д. А. Хрущевская оттепель / Д. А. Ванюков. – М.: Мир киги, 2007. – 239 с.

9. Пыжиков, А. В. Хрущевская «оттепель» / А. В. Пыжиков. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002 – 509 с.

 

 

 

1. Хрущев, Н. С. О культе личности и его последствиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult.txt Дата обращения: 04.04.2012. – Загл. с экрана

2. Хрущев, Н. С. О культе личности и его последствиях: аудиозапись доклада [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://staroeradio.ru/audio/7818 Дата обращения: 06.04.2012. – Загл. с экрана

"Хрущевская оттепель" (1957–1964 гг.)»

Смерть И. В. Сталина обнажила внутренние процессы жизни общества, с новой силой поставила заглушенный вопрос, как жить дальше? В связи с этим, в начале семинара студенту необходимо проанализировать социально-политические события, произошедшие сразу после его смерти. О каких процессах в общественной жизни страны они свидетельствуют? Кем был Сталин для советской страны? Что он олицетворял собой? Какое впечатление произвела смерть Сталина на советских людей?

В рамках второго и третьего вопросов студенту следует дать анализ фрагментам речи Г. М. Маленкова на сессии Верховного Совета СССР (28), определить, какие новые приоритеты в социально-экономической политике были провозглашены? Работа с данным источником позволит выявить проблемы развития страны, которые накопились к середине 60-х гг. Были ли предприняты попытки реформирования экономики? Какое значение имело освоение целины? Как сказались результаты первых реформ на социально-политической жизни страны и дальнейшем ее развитии? Проследите по документам (28–33), как изменилась общественная атмосфера в стране? Возрождалась ли административно-командная модель управления? Опираясь на текст документов, охарактеризуйте основные этапы и направления разоблачения культа личности Сталина. Как вы думаете, какие обвинения в его адрес оказали наибольшее воздействие на общество?

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано попыткой обновления общества. Этот период вошел в историю под названием «оттепель», знаменовал собой первый опыт преодоления сталинизма. Как известно, борьба по вопросам дальнейшего развития страны наиболее ярко отразилась в публицистике. На основе работ (А. Солженицына, Г. Арбатова, О. Волобуева, С. Кулешова, А. Сахарова и др.) раскройте политику государства в сфере научно-художественного творчества, а также уделите особое внимание следующим проблемам: роль художественной интеллигенции в системе советского общества, взаимоотношения власти и представителей культуры, общественная роль и духовная миссия интеллигенции в советском обществе.

Документальные материалы, представленные в данном пособии, помогут студенту охарактеризовать жизнь советских людей через призму их собственных оценок, а также определить социальный портрет Н. С. Хрущева, воплотившего собой и своей деятельностью образ времени.

В заключительной части занятия необходимо определить причины провала реформ, проанализировать положение в СССР в середине 1960-х гг., а также проследить возможности выбора, стоявшие перед советскими руководителями после смещения Н. С. Хрущева.

 

 

Тема 5. Перестройка (1985–1991 гг.)

Цель: охарактеризовать основные направления экономических и политических преобразований в 1985–1991 гг.

Задачи:

· обозначить предпосылки перестройки;

· определить цели, принципы реформ;

· охарактеризовать содержание и методы проведения преобразований;

· выявить основные этапы и итоги политико-государственной деятельности М. С. Горбачева;

· определить причины краха перестройки;

· раскрыть содержание и исторический смысл понятий «перестройка», «демократический социализм», «новое политическое мышление», «гласность».

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки перестройки.

2. Реформа политической системы.

3. Экономические преобразования.

4. Новый внешнеполитический курс.

5. Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.