Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для подготовки к семинару. Информационные сетевые ресурсы




Информационные сетевые ресурсы

 

1. Конституция СССР 1936 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm Дата обращения: 23.03.2012. – Загл. с экрана

2. Сталин, И. В. Год великого перелома: к XII годовщине Октября [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/stalin/t12/t12_06.htm Дата обращения: 23.03.2012. – Загл. с экрана

3. Сталин, И. В. Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/stalin/12-2.php Дата обращения: 23.03.2012. – Загл. с экрана

 

 

«Сталинская политическая система в СССР (1927–1953 гг.)»

1927–1953 гг. – время глубоких противоречий. С одной стороны, пафос первых пятилеток, энтузиазм строителей нового социума, принятие новой Конституции СССР свидетельствовали о развитии гражданского общества в стране, «где так вольно дышит человек». Однако, с другой стороны, объективные исторические причины – свертывание нэпа и демократических начал, форсированная индустриализация, принудительная коллективизация – укрепили административно-командную основу складывания тоталитарного государства. В связи с этим, в начале работы над семинаром студенту необходимо охарактеризовать условия, в которых возникали сложные социально-психологические процессы, изменявшие общественное сознание, обозначить причины отказа от новой экономической политики, определить суть сталинской идеи о скорейшем построении социализма в одной стране.

Анализ документальных материалов (25–27) позволит выявить проблемы становления политической системы авторитаризма, покажет сложность, драматизм политической борьбы, позволит лучше представить экономическую политику того периода, напряжение сил, которое было связано с индустриализацией и коллективизацией, а также увидеть расхождения между официальным курсом и жизненными реалиями. Студенту важно охарактеризовать методы осуществления и итоги коллективизации, как она сказалась на положении крестьянства. Кроме того, следует проследить, когда и какими средствами правительству удалось преодолеть голод в стране. Было ли связано проведение коллективизации с осуществлением индустриализации? В чем состояли основные источники индустриализации? На эти вопросы студенту стоит обратить особое внимание во время самоподготовки.

«Великий террор» 1930-х гг., а также создание централизованной системы власти и управления обществом являются одними из самых важных проблем для обсуждения. Со времени гражданской войны расправы с идейными и политическими противниками для большевиков были обычной практикой. Однако с конца 1920-х гг. масштабы репрессий начали стремительно увеличиваться. Теоретическим их обоснованием стал выдвинутый И. В. Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в стране по мере развития процесса строительства социализма. Мотивы и характер репрессий менялись. В связи с этим, студенту важно обозначить причины массового террора. Как менялись цели репрессий? Были ли они закономерным следствием избранной большевиками модели социально-экономического и политического развития СССР? Почему власти расправились со многими из тех, кто составлял ближайшее окружение В. И. Ленина, а также с делегатами XVII съезда партии? Что вы понимаете под терминами «централизованная система власти и управления обществом», «культ личности»? Как формировались обозначенные этими категориями явления?

Значительная группа литературных источников раскрывает морально-этические проблемы, социальную атмосферу, переживания людей, попавших в чрезвычайные жизненные обстоятельства. Среди них – деятели культуры, писатели, ученые (Н. Бердяев, П. Капица, А. Платонов, К. Симонов, Ю. Домбровский, М. Шолохов, Е. Ржевская, И. Эренбург и др.). Анализ подобных документов помогут студенту реконструировать взаимоотношения власти и интеллектуальных слоев общества.

Кроме того, необходимо изучить материалы, свидетельствовавшие о том, как складывалось отношение власти к религии, какие велись споры вокруг этой проблемы, какими методами «рассеивался религиозный мрак».

В конце семинарского занятия следует проследить эволюцию советского тоталитарного режима, определить итоги социально-экономического развития СССР в 1927–1953 гг., а также охарактеризовать обстановку тех лет, облик страны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.