Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И личности




Размышления современников Н. С. Хрущева о его деятельности

31.Из высказываний А. И. Солженицына ⃰

Историкам, привлеченным к 10-летнему царствованию Никиты Хрущева… нельзя будет не поразиться, как много возможностей на короткое время сошлось в этих руках, и как возможности эти использовались словно бы в игру, в шутку, а потом покидались беспечно… Дано ему было втрое и впятеро тверже и дальше прочертить освобождение страны, – он покинул это, как забаву, не понимая своей задачи, покинул для космоса, для культуры, для кубинских ракет, берлинских ультиматумов, для преследования церкви, для разделения обкомов, для борьбы с абстракционистами.

Ничего, никогда он не доводил до конца – и меньше всего для свободы.

 

⃰ Солженицын, А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918–1956: опыт художественного исследования / А. И. Солженицын. – М.: Сов. писатель: Журн. «Новый мир», 1989. – Т. 3. – С. 498.

 

 

32.Из воспоминаний К. Т. Мазурова ⃰

Хрущева я впервые увидел в начале сентября 1953 г. на совещании в Ленинграде. Он тогда произнес речь, которая нам всем очень понравилась. Сказал о наболевшем. О том, что у нас сельское хозяйство влачит жалкое существование, что надо раскрепостить крестьян, отменить налоги. … И тогда же он двигал программу по производству мяса и молока. Правда, когда сказал, что нужно догнать Америку, – у меня потемнело в глазах. Я все-таки читал, что такое Америка, и знал, как обстоят дела у нас. Но успокоил себя тем, что это лозунг. И всем после говорил – это лозунг, который нужен, чтобы сплотить людей вокруг этой идеи…

В моем сознании существует два Хрущева.

Один – реформатор в хорошем смысле этого слова, который вел к новой политике, новым методам работы в партийных организациях. А потом, после XXII съезда, его как кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу Программу, в которой было сказано, что в 80-х годах мы уже в коммунизме будем, то ли чье-то влияние…

 

⃰ От оттепели до застоя: Сб. воспоминаний бывших партийных и государственных деятелей / Составитель Г. В. Иванова; предисл. В. И. Новикова. – М.: Сов. Россия, 1990. – 254 с. – С. 129.

 

 

33. Из воспоминаний А. Д. Сахарова ⃰

…Хрущев с одинаковой энергией и упрямством проводил и свои правильные, и ошибочные идеи; таких у него было тоже более чем достаточно. Начав с необходимых стране реформ, с исторической речи на ХХ съезде, нанесшей удар по сталинизму, с освобождением политзаключенных – тех, которые еще остались живы в недрах ГУЛАГа, Хрущев не сумел найти себе опору в стране, не был достаточно последователен и проницателен…

Тогда, в 1959 г., впереди еще был XXII съезд с решительным осуждением сталинизма, новое ужесточение положения заключенных в лагерях и пагубные сельскохозяйственные авантюры, авантюры внешнеполитические, Берлинская стена, попытки сломить партийно-бюрократическую монополию власти в стране (сломившую его самого), попытка резко уменьшить военные расходы и демилитаризировать экономику (что вызвало противодействие военных округов), нелепые столкновения с художественной интеллигенцией, рецидив лысенковизма, Московский договор о запрещении в трех средах, наконец, Карибский кризис и продовольственные трудности 1963 г. – весь это противоречивый калейдоскоп, завершившийся падением Хрущева в октябре 1964 г., а в дальнейшем – приходом к власти консервативной партийной бюрократии, персонифицированной в лице Брежнева, с одновременным усилением роли военно-промышленного комплекса и КГБ.

 

Как в личности и деятельности Хрущева отразились особенности времени?

Проследите по документам (30–32), как оценивали его деятельность современники?

Почему произошло смещение Хрущева?

 

⃰ История Отечества в документах, 1917–1993 гг. Ч. 4. Сер. 1940-х–нач. 1990 гг. Хрестоматия для учащихся ст. кл. сред. шк. / Сост. Г. В. Клокова. – М.: ИЛБИ, 1994. – 224 с. – С.70–71.

 

 

Тема 5. Перестройка (1985–1991 гг.)

34.Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик о восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20–50-х гг. ⃰

Тяжелым наследием прошлого явились массовое репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руко­водством от имени революции, партии, народа. Начатое с сере­дины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников: продолжалось с жесточайшей последова­тельностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвер­гнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них ис­треблены. Жизнь их семей и близких была превращена в бес­просветную полосу унижений и страданий.

Сталин и его окружение присвоили практически неограничен­ную власть, лишив советский народ свобод, которые в демокра­тическом обществе, считаются естественными и неотъемлемыми. Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, «тройки», «двойки». Однако в судах, попирались элементарные нормы судопроизводства. Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и по существу прекратилось во второй половине 60-х годов.

Специальной комиссией по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитированы тысячи без­винно осужденных; отменены незаконные акты против народов, подвергшихся переселению из родных мест; признаны незакон­ными решения внесудебных органов ОГПУ–НКВД–МГБ в 30–50-е годы по политическим делам; приняты и другие акты по восстановлению в правах жертв произвола.

Но и сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно
пострадавших во время насильственной коллективизации, под­вергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам.

Скорейшее преодоление последствий беззаконий, политических преступлений на почве злоупотреблений властью необходимо всем нам, всему обществу, вставшему на путь морального воз­рождения, демократии и законности.

Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, счи­тая их несовместимыми с нормами цивилизации и на основании статей 127 и 114 Конституции СССР, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Признать незаконными, противоречащими основным граждан­ским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективиза­ции, а также в отношении всех других граждан по политиче­ским, социальным, национальным, религиозным и иным моти­вам в 20—50-х годах, и полностью восстановить права этих граждан. Совету Министров СССР, правительствам союзных республик, в соответствии с данный Указом, внести в законодательные ор­ганы до 1 октября 1990 года предложения о порядке восстанов­ления прав граждан, пострадавших от репрессий.

2.Настоящий Указ не распространяется на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и со­ветских людей во время Великой Отечественной войны, в пред­военные и послевоенные годы. Совету Министров СССР внести в Верховный Совет СССР про­ект законодательного акта, определяющего перечень этих пре­ступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.

3.Учитывая политическое и социальное значение полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав граждан, необоснованно репрессированных в 20-50-е годы, возложить наблюдение за этим процессом на Президентский совет СССР.

 

Президент Союза Советских Социалистических Республик

М. С. Горбачев

 

Москва, Кремль, 13 августа 1990 г.

Какова цель Указа? Являлся ли данный документ окончательным признанием вины государства перед гражданами, репрессированными в период сталинизма?

Как впервые были названы репрессии представителями власти? Были ли они признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально‑экономическим правам человека?

На каких лиц не распространялся Указ?

⃰ Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик о восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20–50-х гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rdinfo.ru/article.php?mode=view&own_menu_id=33721 Дата обращения: 11.04.2012. – Загл. с экрана

 

35.Закон об общественных объединениях (9 октября 1990 г.) ⃰

9 октября 1990 г. N 1708-I

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

 

Право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека и закрепленным в Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик. Советское государство, заинтересованное в развитии творческой инициативы, социальной и политической активности граждан, их участии в управлении государством и обществом, гарантирует гражданам СССР свободу создания общественных объединений.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Понятие общественного объединения

 

Общественным объединением является добровольное формирование,

возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.

Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

Действие настоящего Закона не распространяется на кооперативные и иные организации, преследующие коммерческие цели либо содействующие извлечению прибыли (дохода) другими предприятиями и организациями, на религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и иные), органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и другие), порядок создания и деятельности которых определяется иным законодательством.

 

Статья 2. Законодательство об общественных объединениях

 

Законодательство об общественных объединениях состоит из настоящего Закона, определяющего основы правового положения общественных объединений, других законов Союза ССР, законов союзных и автономных республик, иных актов законодательства.

 

Статья 3. Цели создания и деятельности общественных объединений

 

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей, укрепления мира и дружбы между народами; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.

Не допускаются создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение конституционного строя или насильственное нарушение единства территории СССР, союзных и автономных республик, автономных образований, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, в том числе классовой, а также расовой, национальной и религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний. Запрещается создание общественных военизированных объединений и вооруженных формирований.

Преследуются в соответствии с законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

 

Статья 4. Принципы создания и деятельности

общественных объединений

 

Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности и гласности.

Все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, другими актами, действуют в рамках Конституции СССР, конституций союзных и автономных республик и советских законов.

Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом.

Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускается.

На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, а также законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании трудящихся.

 

Статья 5. Государство и общественные объединения

 

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствии с Конституцией гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.

Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку, обеспечивает проведение по отношению к ним льготной налоговой политики, предоставляет детским организациям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено законом.

Деятельность организаций политических партий, других общественных объединений осуществляется в нерабочее время их членов (участников) и за счет средств этих объединений.

Запрещается финансирование государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели, за исключением случаев финансирования избирательных компаний в соответствии с законодательством о выборах народных депутатов.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательством случаях решаются государственными органами и хозяйственными организациями с участием или по согласованию с соответствующими общественными объединениями.

 

Статья 6. Общесоюзные и иные общественные объединения

 

В СССР создаются и действуют общественные, республиканские (союзных и автономных республик), межреспубликанские и местные общественные объединения, а также международные объединения.

К общесоюзным общественным объединениями относятся такие объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на территорию всех или большинства союзных республик и имеющие свои организации в этих республиках. При этом общесоюзные политическая партия или профессиональный союз должны иметь своими членами не менее пяти тысяч граждан СССР.

 

Статья 7. Союзы общественных объединений

 

Общественные объединения вправе на добровольных началах объединяться в союзы общественных объединений.

Порядок образования и деятельности союзов общественных объединений, порядок прекращения их деятельности определяются в соответствии с настоящим Законом.

 

ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 8. Создание общественных объединений

 

Общественные объединения создаются по инициативе не менее десяти граждан.

Общественные объединения, кроме политических партий и профессиональных союзов, могут создаваться также другими общественными объединениями. Инициаторы создания общественного объединения созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав (положение, иной основополагающий акт) и образуются

руководящие органы.

 

Статья 9. Членство в общественных объединениях

 

Членами (участниками) общественных объединений являются граждане

СССР. Уставом общественного объединения, кроме политической партии, может быть предусмотрено членство в нем иностранных граждан и лиц без гражданства.

Членами молодежных организаций при политических партиях могут быть граждане, достигшие четырнадцатилетнего возраста.

В деятельности общественных объединений, кроме политических партий и профессиональных союзов, в случаях, предусмотренных их уставами, могут принимать участие коллективные члены: трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, объединения граждан.

 

Статья 10. Устав общественного объединения

 

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1. название, цели и задачи общественного объединения;

2. структуру общественного объединения, территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

3. условия и порядок приема в члены общественного объединения, выхода из него в случаях, когда объединение имеет фиксированное членство;

4. права и обязанности членов (участников) общественного объединения;

5. компетенцию и порядок образования руководящих органов общественного объединения и его организаций, сроки их полномочий;

6. источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций;

7. порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

8. порядок прекращения деятельности общественного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения.

Устав общественного объединения не должен противоречить законодательству.

 

Статья 11. Регистрация уставов общественных объединений

 

Регистрация устава общесоюзного общественного объединения осуществляется Министерством юстиции СССР. Устав межреспубликанского

общественного объединения регистрируется Министерством юстиции СССР или соответствующим органом одной из союзных республик. Так же регистрируются уставы международных объединений, действующих в СССР. Уставы других общественных объединений регистрируются государственными органами, на которые эта функция возложена законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Для регистрации устава общесоюзного или межреспубликанского общественного объединения в месячный срок со дня принятия устава подается заявление, подписанное членами руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого. К заявлению прилагаются устав, протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, принявшего устав, другие материалы, подтверждающие выполнение требований статей 6 и 8 настоящего Закона.

Заявление о регистрации устава рассматривается в двухмесячный срок со дня его поступления.

Порядок и сроки регистрации уставов других общественных объединений определяются законодательными актами Союза ССР, союзных и

автономных республик.

Изменения и дополнения уставов общественных объединений подлежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация уставов.

Органы, осуществляющие регистрацию уставов общественных объединений, ведут реестр этих объединений.

Со дня регистрации устава общественного объединения, его последующих изменений и дополнений взимаются регистрационные сборы в порядке и размерах, установленных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

 

Статья 12. Отказ в регистрации устава

общественного объединения

 

В регистрации устава общественного объединения может быть отказано, если устав общественного объединения противоречит положениям статей 3, 4 или 10 настоящего Закона либо ранее зарегистрирован устав общественного объединения с тем же названием.

В случае отказа в регистрации устава заявителям сообщается об этом письменно с указанием положений законодательства, которым представленный устав противоречит.

Отказ в регистрации устава общественного объединения может быть обжалован в суд и рассматривается в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Отказ в регистрации устава общесоюзного или межреспубликанского общественного объединения может быть обжалован в Верховный Суд СССР.

 

Статья 13. Символы общественных объединений

 

Общественные объединения могут иметь в качестве символов эмблемы,

флаги и вымпелы.

Эмблемы общественных объединений утверждаются их руководящими органами в соответствии с уставами. Эмблемы общественных объединений не могут служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Флаги и вымпелы подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

 

Статья 14. Прекращение деятельности общественных объединений

 

Прекращение деятельности общественных объединений может быть произведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.

Реорганизация общественных объединений осуществляется по решениям их съездов (конференций) или общих собраний. Регистрация уставов вновь образованных после реорганизации общественных объединений осуществляется в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.

Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению его съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные его уставом.

 

ГЛАВА 3. ПРАВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Статья 15. Права общественных объединений

 

Права общественных объединений закрепляются в их уставах.

Для осуществления целей и задач, определенных в уставах, программных документах, иных актах, общественные объединения свободно распространяют информацию о своих целях и деятельности, а в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, пользуются также следующими правами: участвуют в формировании органов государственной власти и управления; осуществляют законодательную инициативу; участвуют в выработке решений органов государственной власти и управления; представляют и защищают законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах; осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

 

Статья 16. Политические партии, массовые общественные

движения, профессиональные союзы

 

Партии, выражая политическую волю своих членов, ставят основными задачами участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов.

Партии имеют право выдвигать кандидатов в народные депутаты, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять группы своих сторонников-депутатов в соответствующих Советах народных депутатов.

Массовые общественные движения преследуют политические или иные цели и не имеют фиксированного членства.

Военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

Профессиональные союзы во взаимоотношениях с государственными

органами, хозяйственными организациями, кооперативными и иными общественными объединениями представляют и защищают интересы членов профессиональных союзов в области производства, социально-экономической и культурной областях. Все профессиональные союзы имеют только фиксированное индивидуальное членство.

 

Статья 17. Производственная и хозяйственная деятельность

общественных объединений

 

Общественные объединения в порядке, определяемом законодательством, осуществляют производственную и хозяйственную деятельность и создают лишь в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, обладающие правами юридического лица.

Доходы от производственной и хозяйственной деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами (участниками) этих объединений и используются только для выполнения

уставных задач; допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Создаваемые общественными объединениями предприятия и организации вносят в бюджет платежи в порядке и размерах, установленных законом.

 

Статья 18. Собственность общественных объединений

 

Общественные объединения, их организации могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами. В собственности общественных объединений могут также находиться издательства, другие предприятия, благотворительные заведения, создаваемые за счет средств этих объединений в соответствии с целями, указанными в их уставах.

Законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик могут устанавливаться виды имущества, которое по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не может находиться в собственности общественных объединений.

Денежные средства общественных объединений формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставами; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения в соответствии с уставами лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, лотерей; доходов от производственной, хозяйственной и издательской деятельности; других не запрещенных законом поступлений.

Политические партии и массовые общественные движения, преследующие политические цели, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан.

Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения.

Собственность общественных объединений охраняется законом.

Правомочия союзов и входящих в них объединений по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим этим союзам и входящим в них объединениям, определяются уставами союзов общественных объединений.

 

Статья 19. Средства массовой информации и издательская

деятельность общественных объединений

 

Общественные объединения вправе учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик о печати и других средствах массовой информации.

 

ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Статья 20. Контроль и надзор за деятельностью

общественных объединений

 

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами полученных ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством о налогах.

Надзор за исполнением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры.

Государственный орган, зарегистрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соблюдением положений устава относительно целей деятельности общественного объединения. Регистрирующий орган вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением устава общественным объединением.

 

Статья 21. Основания ответственности

 

Нарушения законодательства об общественных объединениях влекут уголовную, административную, материальную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях несут виновные в этом должностные лица государственных и общественных органов, а также граждане.

Общественные объединение, в том числе не зарегистрировавшее свой устав, в случаях нарушения законодательства об общественных объединениях несет ответственность в соответствии с законом.

В случае совершения общественным объединением действий выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом, или нарушающих закон, руководящему органу этого общественного объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим устав общественного объединения, или прокурором.

 

Статья 22. Ликвидация общественного объединения в случаях

нарушения им требований устава или закона

 

Общественное объединение ликвидируется по решению суда в случаях

совершения общественным объединением действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона.

Суд может ликвидировать общественное объединение при повторном в

течение года совершении действий, предусмотренных частью четвертой

статьи 21 настоящего Закона.

Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению суда, может безвозмездно обращаться в собственность государства.

Ликвидация общесоюзных и межреспубликанских общественных объединений производится по решению Верховного Суда СССР по представлениям Генерального прокурора СССР, Министерства юстиции СССР, иного органа, зарегистрировавшего устав межреспубликанского общественного объединения, а также по представлениям других органов и должностных лиц, уполномоченных на то законодательством СССР. Решение Верховного Суда СССР о ликвидации общественного объединения обжалованию не подлежит. Ликвидация иных общественных объединений осуществляется судом в порядке, предусмотренном законодательством союзных и автономных республик.

 

ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

 

Статья 23. Международные связи общественных объединений

 

Общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения.

 

Статья 24. Международные общественные объединения

 

Общественное объединение, созданное в СССР, признается международным, если его деятельность в соответствии с уставом распространяется на территорию СССР и одного или более иностранных государств. Устав международного общественного объединения подлежит регистрации в соответствии со статьями 10 и 11 настоящего Закона.

Если в состав международного общественного объединения, созданного за границей, входит в качестве коллективного члена советское общественное объединение, устав последнего также подлежит регистрации.

Общественное объединение, распространившее свою деятельность на

территорию иностранного государства, представляет в Министерство юстиции СССР или соответствующий орган союзной республики свой устав с необходимыми изменениями и дополнениями на перерегистрацию.

Общественное объединение, целями которых являются укрепление мира, развитие международного сотрудничества, иные виды гуманитарной деятельности, могут пользоваться льготами, устанавливаемыми законодательством.

На деятельность созданных на территории СССР отделений (филиалов и других структурных подразделений) общественных объединений иностранных государств распространяются положения настоящего Закона.

 

Статья 25. Международные договоры

 

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержаться в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

 

Президент Союза Советских

Социалистических Республик

М. С. Горбачев

 

Москва, Кремль

9 октября 1990 г.

N 1708-I

 

Какие принципы взаимоотношений власти и общественных объединений заложены в данном законе?

Назовите, какие права общественных организаций закреплял и гарантировал Закон об общественных объединениях 1990 г.?

⃰ Закон об общественных объединениях (9 октября 1990 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38311.html Дата обращения: 10.04.2012. – Загл. с экрана

 

 

36. Декларация прав и свобод человека (5 сентября 1991 г.) ⃰

 

Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной и государственной жизни. Никакие групповые, партийные или государственные интересы не могут быть поставлены выше интересов человека.

Руководствуясь общими принципами демократии, гуманизма, социальной справедливости и исходя из уроков собственной истории, Съезд народных депутатов СССР принимает настоящую Декларацию.

Статья 1. Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации.

Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.
Осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

Каждый человек несет конституционные обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества.

Статья 2. Положения Декларации имеют прямое действие и обязательны к исполнению всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами. Все права и свободы, закрепленные в Декларации, подлежат судебной защите.

Статья 3. Все граждане равны перед законом и имеют равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.
Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Статья 4. Каждому человеку обеспечивается право на пользование родным языком, обучение на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры. Прямое или косвенное ограничение прав либо установление преимуществ по расовым и национальным признакам не допускается.

Статья 5. Никто не может быть лишен гражданства или права на изменение гражданства. Каждому гражданину, находящемуся за пределами своего государства, гарантируется правовая защита.

Статья 6. Каждый человек имеет право на свободу слова, на беспрепятственное выражение мнений и убеждений и распространение их в устной или письменной форме. Средства массовой информации свободны. Цензура не допускается. Идеологическая, религиозная, культурная свобода гарантируется. Не должно существовать никакой государственной идеологии, вменяемой в обязанности граждан. Никто не может быть подвергнут преследованию за свои убеждения.

Статья 7. Свобода совести и религии гарантируется. В соответствии со своими убеждениями каждый имеет право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, распространять религиозные или атеистические взгляды, заниматься религиозным или атеистическим воспитанием и образованием детей. Гарантируется свобода отправления религиозных обрядов.

Статья 8. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций в соответствии с законодательством Союза ССР и суверенных государств.

Статья 9. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации, участвовать в массовых движениях. Права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных организациях, массовых движениях, а также в представительных органах власти, гарантируются законом.

Статья 10. Каждый человек в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеет право равного доступа к любым должностям в государственных органах, учреждениях и организациях.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право свободно избирать и быть избранным в органы власти на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, непосредственно участвовать в решении государственных дел, в том числе путем референдума.

Статья 12. Каждый человек имеет право на получение полной и достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, экономической, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей. Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условием их применения.

Статья 13. Неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Государство защищает от незаконных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность.

Статья 14. Каждый имеет право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни.

Статья 15. Неприкосновенность личности гарантируется.

Никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. В случае ареста или содержания под стражей гражданин имеет право на судебную проверку и обжалование этих действий.

Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена судом в рамках надлежащей правовой процедуры. Право на защиту гарантируется.

Статья 16. Каждый человек имеет право на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Статья 17. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.

Статья 18. Неприкосновенность жилища гарантируется. Никто не имеет права войти в жилище и проводить обыск или осмотр против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статья 19. Тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и использования других средств связи гарантируется.

Изъятия из этого правила допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статья 20. Брак основывается на добровольном согласии и равноправии женщины и мужчины. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

Статья 21. Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и местопребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом.

Граждане имеют право покидать свою страну и возвращаться в нее, не могут быть высланы из страны.

Статья 22. Каждый имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение морального и материального ущерба.

Статья 23. Каждый человек имеет право на труд и его результаты, включая возможность распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, право на свободный выбор работы и отказ от работы, на благоприятные условия труда, на гарантированный государством минимум оплаты труда и на защиту от безработицы. Каждый без какой-либо дискриминации имеет право на равное вознаграждение за равный труд.

Трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, на ведение коллективных переговоров, а также право на забастовку.

Принудительный труд запрещен законом.

Статья 24. Каждый человек имеет право на собственность, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом. Неотчуждаемое право быть собственником является гарантией осуществления интересов и свобод личности.

Статья 25. Каждый человек имеет право на достаточный и достойный жизненный уровень, улучшение условий жизни, социальную защищенность. Гарантируется право на отдых, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, утраты кормильца, при рождении ребенка.

Статья 26. Каждый человек имеет право на образование. Начальное образование обязательно. Профессиональное, среднее специальное и высшее образование должно быть доступным для всех в соответствии со способностями каждого. Обучение в государственных учебных заведениях бесплатно.

Статья 27. Каждый человек имеет право на поддержку государства в получении и постоянном пользовании благоустроенным жилым помещением в домах государственного или общественного жилого фонда, в индивидуальном жилищном строительстве. Никто не может быть произвольно лишен жилища иначе как на основаниях, установленных законом.

Статья 28. Каждый человек имеет право на охрану здоровья, включая бесплатное пользование широкой сетью государственных учреждений здравоохранения.

Статья 29. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями.

Статья 30. Осуществление прав и свобод несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, защите прав и свобод других лиц.

Статья 31. Право народов на самоопределение не должно входить в противоречие с правами и свободами человека, провозглашаемыми настоящей Декларацией.

Съезд народных депутатов СССР

 

Какие права и свободы человека утверждает Декларация? Какими принципами она руководствуется?

Подтверждает ли документ ряд основополагающих принципов правового положения личности, получивших закрепление в международно-правовых документах о правах человека?

Приняла ли опыт советских конституций данная Декларация?

 

⃰ История Отечества в документах, 1917–1993 гг. Ч. 4. Сер. 1940-х–нач. 1990 гг. Хрестоматия для учащихся ст. кл. сред. шк. / Сост. Г. В. Клокова. – М.: ИЛБИ, 1994. – 224 с. – С.139–144.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.