КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление запасами
Необходимость в запасе возникает, когда есть диспропорция между входящим и выходящим материальными потоками. Например: производство и оптовая торговля перемещает предметы большими партиями, а в рознице товар продается маленькими. Между ними необходим запас, компенсирующий разницу между двумя этими способами функционирования. Благодаря запасам обеспечивается непрерывная работа потребляющей системы в перерывах между поставками от поставляющей системы. 4.2 Основные виды запасов на предприятии: 1). Сырье, материалы и покупные комплектующие; 2). Незавершенное производство; 3). Готовая продукция и товары; 4). Запасные части, инструменты и приспособления. Основными целями создания запасов являются: 1. Поддержание независимости выполнения последовательных операций в процессе товародвижения; 2. Возможность реагировать на колебания спроса; 3. Обеспечение гибкости календарного планирования производства; 4. Страховка в случае задержки поставок; 5. Использование экономически рациональных размеров партии. Управление материальными запасами осуществляет специальная служба. Главная цель управления запасами - минимизация различного вида издержек, связанных с приобретением, хранением запасов. Для достижения этой цели решаются две задачи: - определяется оптимальный размер заказа на пополнение запасов; - определяется время подачи заказа на пополнение запасов. Различают плановое и непосредственное управление. Плановое управление предполагает поддержание определенного наличия необходимых основных и вспомогательных материалов и покупных полуфабрикатов. Непосредственное управление - это рациональная организация приемки и складирования материалов, предупреждение их порчи, обеспечение сохранности. В управлении запасами выделяют два основных аспекта: 1. Потребление предметов из запаса 2. Пополнение (поставка) предметов в запас Потребление (расходование) предметов из запаса определяется объемом спроса и скоростью использования предмета у потребителя. По характеру спроса выделяют: - предметы с зависимым спросом; - предметы с независимым спросом. Предмет имеет зависимый спрос, если его использование связано с производством других изделий.
Материал D зависит от объема производства изделия А, то есть имеет зависимый от него спрос. Для определения потребности в предмете с зависимым спросом необходимо иметь следующую информацию: - план производства изделия, для которого необходима поставка предмета; - спецификация такого изделия; - данные о наличии предмета на складе производителя изделия. В основе зависимого спроса всегда лежит независимый спрос. Предмет пользуется независимым спросом, если характер этого спроса не обусловлен производством другого изделия, а определяется рынком конечных потребителей. В этой связи он плохо определим поставщиком, плохо поддается регулированию с его стороны. В соответствии с вышесказанным, основное внимание в управлении запасами сосредоточено на втором аспекте: системе пополнения запасов. Цикл движения товара удобно рассмотреть на графике:
Qт.з.- точка размещения заказа Рз. - размещение заказа Пз. - поступление заказа Тв.з. - длительность выполнения заказа. В управлении запасами необходимо знать ответы на два основных вопроса: 1) Когда надо распорядиться о пополнении запаса? 2) Сколько надо при этом заказать? В рассматриваемом примере разместить заказ надо тогда, когда имеющегося в наличии запаса хватит ровно на покрытие объема спроса на период Твз. То есть Qтз= Q дн *Твз, где: Qтз- количество запаса, соответствующее “точке заказа”; Qдн- среднедневной спрос на предмет, находящийся в запасе. Таким образом можно определить когда заказывать: когда наличный запас достигнет значения “точки заказа”. Вам необходимо определить, сколько заказывать. В целом это определяется длительностью выполнения заказа. Система может работать: а). С частыми поставками маленькими партиями
б).С редкими поставками большими партиями Например: менеджер выбирает размер партии исходя из недельного спроса, длительность выполнения заказа 3 дня. Это значит, что ему необходимо еженедельно заказывать за три дня до начала следующей недели очередную партию поставки в размере недельной потребности в товаре. То есть, если бы объем спроса и время выполнения заказа были достоверно известны, то размер заказа и средний уровень запаса определялись бы исключительно продолжительностью периода между заказами. Однако на практике менеджер постоянно сталкивается с неопределенностью, так в частности, при управлении запасами спрос на предмет и время выполнения заказа могут меняться, варьировать под действием тех или иных обстоятельств.
Для того, чтобы избежать возникновения дефицита, необходим страховой запас, способный удовлетворить спрос при указанных колебаниях.
Тогда Qтз = Qдн*Твз + Qстр Итак, на практике надо определить: 1). Экономически рациональный размер партии заказа; 2). Размер страхового запаса. При расчете этих величин менеджер стремится минимизировать общую сумму зависящих от его решения издержек. 4.3 Основные виды издержек, связанные с размером партии поставки: 1). Условно-постоянные издержки на заказ, зависящие от числа заказов в периоде, а не от количества предметов в одном заказе: расходы по оформлению заказа, транспортировке и приемке грузов. При увеличении объема заказа удельные издержки на единицу снижаются. 2). Издержки на хранение запаса: складские расходы, проценты на капитал инвестированный в запас, потери из-за порчи, старения, краж, налоги и страховые взносы, связанные со стоимостью запасов. Особо следует обратить внимание на косвенные издержки содержания запасов. Они возникают оттого, что капитал вкладывают в запасы, вместо использования его в других направлениях деятельности предприятия. Общая ежегодная сумма этих издержек примерно пропорциональна величине вложений капитала в запасы. 3). Ожидаемые расходы (потери) в результате дефицита, если предмета нет в запасе. Чем больше размер партии, тем больше время между заказами и, следовательно, выше вероятность ошибок и выше эти расходы. 4). Цена единицы предмета закупки может снижаться с увеличением размера заказа. Издержки поставки: стоимость товара, транспортные расходы, расходы на оформление и обработку заказа. Издержки содержания: страхование, арендная плата, эксплуатационные расходы, связывание средств, налоги. Издержки дефицита: потери дохода от уменьшения поставок и от сокращения числа потребителей. Издержки сбыта: старение материала, порча товара, связывание средств. Издержки управления: расходы на учет, планирование и анализ. По зависимости от объема заказа выделяется два вида издержек: 1). Условно-постоянные издержки, величина которых на единицу предмета снижается при увеличении размера партии заказа. 2).Переменные издержки, величина которых растет с увеличением партии заказа. Графически это можно отобразить следующим образом:
Q- размер партии заказа; С- удельные издержки (руб./шт.) Qопт- оптимальный размер партии, соответствующий минимуму совокупных издержек на единицу предмета. В простейшем случае (так называемая «Основная модель экономичного заказа» – Basic Economic Order Quantity Model – EOQ) расчетная величина Qопт определяется по следующей формуле [Козловский, 1998, с.197]:
где: D - годовой спрос на предмет (шт.) О - расходы на один заказ предмета (руб.) Н - переменные затраты на единицу (руб./шт.) Величина страхового запаса предмета должна определяться, исходя из следующих соображений. Цель страхового запаса - поглощение колебаний, устранение дефицита и, следовательно, получение экономии за счет снижений потерь. Однако страховой запас- это и затраты, связанные с хранением дополнительных единиц запаса. При этом существует такой размер страхового запаса, при котором издержки, связанные с увеличением его на очередную единицу, уравновешиваются приростом ожидаемой экономии, связанной с уменьшением дефицита. Этот уровень и является оптимальным. Норма страхового запаса устанавливается по каждому виду материалов в пределах 30-50% от нормы текущего запаса в зависимости от частоты поставок, численности и отдаленности поставщиков. В целом целесообразный уровень страхового запаса зависит от распределения вероятностей возникновения отклонений в системе и возможной величины таких отклонений. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что если объем спроса на предмет и длительность выполнения заказа были бы достаточно стабильны и определимы, то рассчитав оптимальный размер партии заказа, можно было бы организовать систему пополнения запасов с фиксированным количеством(размером партии - Qопт) через фиксированное время (период повторения заказа). Однако на практике такие условия часто отсутствуют. В связи с этим менеджерам приходится выбирать между двумя основными системами: - системой с фиксированным количеством; - системой с фиксированным временем;
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |