Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и наука. Философия и наука – две формы теоретической установки




Философия и наука – две формы теоретической установки. Философия и наука – виды познавательной деятельности, основанные на приобретении и обосновании знания, построении теорий. Изначально философия и наука – это синонимы. Философия в Древней Греции означала наиболее универсальное знание, дающее основание всем остальным наукам. Философия в классической культуре – это наука наук. В этом смысле под наукой мы понимаем – процесс познания посредством построения системы понятий, с применением процедур логической аргументации, классификации, систематизации.

Тем не менее, в культуре 20 века обозначилась тенденция по разведению данных форм теоретической деятельности. Этому способствовало появление и распространение в 19 веке такого течения в философии науки, как позитивизм. Позитивизм выступал не против философии, но против спекулятивного знания, которое ставит те проблемы, которые разрешить невозможно. О. Конт, создатель позитивизма, считал, что знание должно быть позитивным, то есть иметь возможность разрешать те проблемы, которые ставит познание. Такое знание – это знание, основанное на фактах. В дальнейшем к опыту, как средству достижения позитивного знания добавилась необходимость логических процедур связи фактов (логический позитивизм). Тем не менее, современная философия науки говорит о связи философии и науки, их изначальном родстве, основывающемся на теоретической установке по отношению к миру, объектам исследования.

Второе значение слова «наука», говорит об отличиях, которые можно провести между ней и философией. Наука – форма теоретической деятельности, заключающаяся в производстве и экспериментальном обосновании нового теоретического знания, воплощающегося в научных технологиях.

Наука в этом смысле имеет экспериментальный уровень (исчисление, наблюдение, применение приборов) и теоретический уровень (выдвижение гипотез, теоретическое оформление экспериментальных данных).

Философия остается той формой постижения действительности, которая задействует рефлексию. Философия может использовать научные факты, достижения других наук. Эксперимент в качестве способа исследования, характерного для философского исследования, назвать нельзя.

Философия стремиться к изменению человека, социальной реальности, но ее методы чисто теоретические, тогда как наука способствует социальным изменениям, становится фактором преобразования социальной реальности, играет весомую роль в отношениях власти.

Философия исходит из изначального единства человека и мира, субъекта и объекта. Это позволяет философии осуществлять познание мира, не вмешиваясь в него посредством экспериментального воздействия. Человек – есть часть мира, и через себя, через самопознание он имеет возможность познавать глубинные слои бытия. К тому же философия выполняет важную методологическую функцию по отношению к науке: она исследует основания и границы научных методов.

Бытие, отношение «человек-мир» исторически менялось, что отражалось на изменении и предмета философии. Выделяются следующие варианты предельных оснований человеческого бытия, которые в разные периоды выступали в качестве основного предметного ориентира философского познания. В современной культуре эти типы установок сосуществуют, взаимодействуют друг с другом, порождают новые формы философствования.

Космоцентризм – это тип философского мировоззрения, центральным основанием которого является «природа», присущая ей целостность. Предметом философии здесь выступает устойчивые формы мира, его структурная целостность в отличие от хаотичных, случайных, динамичных элементов мира. Космоцентризм базируется на космологизме: устойчивые элементы мира, действительное бытие доступное познанию, отражается в мышлении посредством логической связи. Упорядоченность природы основана на Логосе – Законе, посредством которого, по словам Гераклита, «все течет, все меняется». Логос – это закономерность природы, ее структурная неизменная основа. Теоретические исследования античных философов были ориентированы на познания причин, первоначал, которые составляют неизменную сущность природы и человека. Познание природы вещей (сущности вещей) соответствовало познанию природы человека, необходимости устройства государства в соответствии с природой. Природа для античного философа – это совершенная форма, образец, причина и смысл вещей.

Теоцентризм – тип философского мировоззрение, в основе которого лежит представление о Боге как совершенном и всемогущем существ, сотворившем мир и человека. Здесь божественный мир отделяется от земного, материального, сотворенного. Мир, сотворенный является зависимым от воли Творца. Познание Творца осуществляется в акте веры и ради спасения. Тем самым разделяется божественное и природное, вечное и сотворенное. Человек должен познать бога как собственную божественную духовную сущность, ставящую его выше всех природных существ.

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит рассмотрение человека в качестве разумного и деятельного существа, преобразующего мир природы в мир культуры. Данный тип мировоззрения ориентируется на человеческую индивидуальность, ее реализацию в обществе. Наука (экспериментально-математическое естествознание) становится средством преобразования мира.

 

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

 

Космоцентризм Теоцентризм Антропоцентризм
философ – исследователь природы философ – священник философ – ученый
Философия учение о первых причинах и началах   Философия служанка богословия   Философия исследует познавательные способности человека, вырабатывает универсальный метод познания
Функция: созерцание порядка природы для воплощения его в жизни и политической деятельности Функция: обеспечение правильного понимания Священного Писания и спасение Функция: обеспечение точным знанием для общественного блага
«так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины» (Пифагор) «Истинная философия и истинная религия – одно и то же» (Августин) «Знание – сила» (Ф. Бэкон)
Истина: соответствие знания природы, основ ее существования и политического устройства, индивидуального образа жизни Истина: Бог как абсолют, истинное бытие Истина: соответствие знания своему предмету (соответствие субъекта и объекта)
Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Филон Александрийский, Фома Аквинский Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Юм, И. Кант

 

ОТНОШЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК-МИР» И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  ОНТОЛОГИЯ Учение о бытие, о мире и месте человека в нем
  ГНОСЕОЛОГИЯ Теория познания, учение о видах, формах познавательной деятельности, субъекте и объекте познания, критериях истинного знания
  ЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ Практическая философия, учение о морали и нравственности, исследование оснований человеческих действий, оснований норм и ценностей в мировоззрении
  ЭСТЕТИКА Учение о прекрасном, безобразном и формах их проявлений в природе и культуре
  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Философское учение об обществе, социальности как свойстве человеческого существования, законах общественного развития в его взаимосвязи с природой
  ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ философское учение о человеке, его месте в мире, специфике человеческого бытия, смысле человеческой жизни

 

Литература:

1. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/_Osn_Metafiz.php

2. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Режим доступа: http://elenakosilova.narod.ru/t/grundprobleme.htm

3. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений / Режим доступа: http://royallib.com/read/nitsshe_fridrih/o_budushchnosti_nashih_obrazovatelnih_uchregdeniy.html#0

4. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/husserl/gus_cris.html

5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/orteg01/index.htm

6. Вандельфейс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/d/Daily.html

7. Шюц А. Структура повседневного мышления http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000918/st000.shtml

8. Мамардашвили М. К. Введение в философию / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vved.html

9. Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vsluh.html

 

Раздел II. Основные этапы развития философии

Тема 1. Античная философия: космологизм

 

1. Генезис и становление древней философии (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция)

2. Этико-антропологическая концепция Сократа

3. Философия Платона

4. Философия Аристотеля

Ключевые слова: осевое время, Веды, санкхъя, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, йога, Лаоцзы, Конфуций, Дао, первоначало, архэ, фюсис, космос, элемент, Парменид, Гераклит, Фалес, милетская школа, элейская философия, бытие, изменение, движение, Логос, мышление, небытие, чувственно-воспринимаемый мир, Сократ, софисты, добродетель, знание, мнение, истина, майевтика, ирония, эйдос, идея, Демиург, необходимость, вещь, Гиперурания, метемпсихоз, рефлексия, умозрение, душа, знание как припоминание (анамнесис), «идеальное государство», Академия, Ликей, сущность, начало, причина, материя, форма, движение, цель, энтелехия, природа, искусство, чувственное восприятие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.