Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая философия И. Канта




Лекция 1. Философия И. Канта

Ключевые слова. «Докритический» период, «критический» период, «Критика чистого разума», критика, познавательные возможности, знание, априори, апостериори, априорные формы, вещь-в-себе, суждение, аналитические суждения, синтетические суждения, синтетические суждения априори, явление, трансцендентное, трансцендентальное, чувственность, рассудок, разум, пространство, время, чистое рассудочное понятие, категория, основоположение, первоначальное единство апперцепции, трансцендентальное единство апперцепции, синтетическое единство апперцепции, идеи, паралогизмы, антиномии, идеал чистого разума, «Критика практического разума», свобода, воля, поступок, практический разум, принцип, императив, категорический императив, гипотетический императив, максима, долг.

1. Трансцендентальная философия И. Канта: проблема возможности и границ научного познания

 

1. Трансцендентальная философия И. Канта: проблема возможности и границ научного познания

Философское творчество И. Канта принято делить на два периода: «докритический» (до начала 70-х годов) и «критический».

«Докритический» период характеризуется тем, что Кант в это время по преимуществу занимается исследованием вопросов естествознания. Особенно большое значение для науки и философии имеет гипотеза Канта, о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности, разработанная в этот период, которую он излагает в работе «Всеобщая естественная история и теория неба или Опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания, истолкованных сообразно принципам Ньютона» (1755).

В философской части этой работы Кант утверждает сходство своей системы с системой Эпикура, поскольку утверждает, что из хаоса может возникнуть порядок сообразно действию причин, которые он называет притяжением и отталкиванием (в силу действия которых создается возможность отклонения в материи, и соответственно, образования макротел из элементарных частиц материи). Далее Кант утверждает, что каждая вещь имеет независимую природу, но если учитывать то, что все есть таким образом, что не определяет само себя, а существует в системе других вещей, необходимо признать для них общий источник. Этот источник Кант называет Богом, который «замысливает природу вещей для достижения общих целей», но Бог здесь выполняет функцию первопричины и создателя материи, законов и единства в вещах, а затем «удаляется» из процесса развития и существования созданного им мира.

С 70-х годов начинается критический период в философии Канта, в течение которого на основе критического анализа познавательных способностей человека он разрабатывает новый круг проблем.

Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов:

· Что я могу знать?

· Что я могу делать?

· На что я могу надеяться?

· Что такое человек?

Первый вопрос, «что я могу знать?» получает свой ответ в «Критике чистого разума», где Кант ставит вопрос о границах, формах и объемах познавательных возможностей человека. Но вопрос о знании решается Кантом не только в общем виде. Для него вопрос «что я могу знать?» означает также, и прежде всего то, «что я могу знать научно?», который разворачивается, в свою очередь, в ряд вопросов о формах границах и объемах самой науки:

· Как возможна чистая математика?

· Как возможно чистое естествознание?

· Как возможна метафизика как наука?

· Как возможна метафизика вообще?

«Критическая философия», таким образом, направлена на исследование границ человеческого познания, то есть:

· задает критерии, позволяющие с достоверностью различать истинно научное знание от мнимого знания;

· позволяет преодолеть иллюзии, в которые впадает наш разум;

· занимается выяснением познавательной способности, к которой обращается каждая отрасль знания и философии;

· исследует границы, дальше которых не может простираться компетенция нашего разума.

Для ответа на вопрос о возможности научного познания необходимо обнаружить принципы априорного знания в разуме, изначально независимые от опыта, которые Кант называет априорными формами. Эти формы, вместе с тем, являются условиями синтеза с опытом, т.е. фактически, фундаментом научного знания.

В исследовании форм границ и объемов нашего познания Кант исходит из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир вещей-в-себе, который является источником наших ощущений. Наряду с ним существует мир явлений: тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем.

Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия вещи-в-себе на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений.

Человек имеет дело лишь с миром явлений, т.е. с его собственными представлениями о мире, которые он конструирует с помощью собственного разума, а мир вещей-в-себе, так как он есть «на самом деле» абсолютно не доступен ему. Человек о нем ничего не знает и не может знать, т.е. он не познаваем.

Наши знания о мире явлений могут быть оформлены в виде суждения. Поэтому Кант стремиться выяснить, прежде всего, что представляет собой суждение, в каких формах оно возможно, и каковы его источники.

Суждение или «логическая связь между понятиями» по Канту бывает: аналитическим, синтетическим или синтетическим суждением априори. Аналитические суждения обладают характеристикой всеобщности и необходимости, что придает строгость оформленному в них знанию. Синтетические – это эмпирические суждения, т.е. те, которые формируются на основании опыта и описывают его. Синтетические суждения априори несут в себе оба признака, и именно они могут быть положены в основание науки.

Одним из главных вопросов «Критики чистого разума» оказывается вопрос о возможности синтетических суждений априори, для которых, согласно Канту, необходимо обнаружить источник в способностях самого человеческого разума.

Этот разум, Кант называет «чистым», что значит «очищенный от всякого эмпирического содержания».

При этом Кант различает не только чистое (априори) и эмпирическое (апостериори), но также и трансцендентное и трансцендентальное знание.

Трансцендентное – сверхопытное, недоступное опыту, потустороннее. Это то, что существует за пределами нашего опыта, и недоступно нашему познанию.

Трансцендентальное – доопытное, но не выходящее за пределы опыта, не возвышающееся над ним. Это то, что предшествует опыту, делает возможным опыт как систематическое эмпирическое знание, т.е. то, что делает познание в принципе возможным.

Кант разделяет общую познавательную способность чистого теоретического разума на три различных способности: чувственность, рассудок и разум.

В области чувственности он обнаруживает две априорных формы, которые дают возможность для созерцания или первичного восприятия вещей. Кант рассматривает пространство как «внешнюю», а время – как «внутреннюю» форму созерцания. Таким образом, пространство и время представляют собой два источника познания, из которых можно почерпнуть различные синтетические знания.

Следующей областью, которую Кант выделяет в чистом разуме является рассудок. Все действия рассудка мы можем свести к формированию суждений, следовательно, рассудок вообще можно представить как способность составлять суждения. Судит рассудок посредством чистых рассудочных понятий, которые являются априорными формами рассудка.

Кант выделяет четыре рассудочных понятия (категории):

· количество (единство, множественность, всеобщность)

· качество (реальность, отрицание, ограничение)

· отношение (присущность и самостоятельность, причинность, взаимодействие)

· модальность (возможность, существование, необходимость и случайность)

Кант считает, что существуют правила рассудочной деятельности, которые определяют нашу способность суждения: основоположения. Высшим принципом всех основоположений он называет принцип «я мыслю» или так называемое «субъективное единство апперцепции». Для того чтобы обосновать типичность мышления, Кант вводит термин «первоначальное синтетическое единство апперцепции», моментами которого являются уже названное субъективное единство (показывает, что мыслю именно я), и трансцендентальное единство апперцепции (показывает, что существует трансцендентальный механизм, который позволяет нам мыслить).

Следующая способность, которая носит название «разум», в отличие от чувственности и рассудка не связана с миром явлений, но ориентирована на мир вещей-в-себе.

Априорные принципы в разуме Кант называет «идеями», они, подобно понятиям рассудка, связываются в суждения и могут служить источником противоречивых (с точки зрения их природы) суждений, что служит основанием для синтеза научных и метафизических положений, который создает серьезные проблемы в научном познании.

Согласно Канту, наш разум, пытаясь проникнуть в мир «вещей в себе», попадает в ловушку паралогизмов, антиномий (трудно разрешимых противоречий) и идеала.

Априорные принципы, которые Кант обнаруживает в чувственности и рассудке, являются основанием для науки, априорные принципы разума – основание метафизики, которая невозможна как наука, но возможна как природная склонность.

Согласно Канту, процесс человеческого познания начинается с опыта, но ощущения не дают нам достоверного знания. Чувственность дает содержание, а рассудок форму знания. Это знание носит разрозненный, относительно всеобщий характер. При этом разум стремится систематизировать познание, связать знания в единство. Только он указывает путь движения познающего рассудка и дает возможность связи мира явлений и мира вещей -в-себе.

2.Практическая философия И. Канта.

Предшествующая философия искала основу морали вне человека, в природе или в Боге. Кант считал, что основа морали лежит в самом человеке. Как существо, одновременно принадлежащее двум мирам – миру природы и интеллигибельному миру, человек в своем поведении руководствуется идеей свободы.

Идея свободы составляет, по Канту, основу человеческой нравственности, очерчивает границу человеческого в человеке.

Свобода человека – это способность полагать собственную волю в качестве причины поступка (действия).

Идея свободы реализуется в форме автономии, или самозаконодательства, которое является не только правом человека, но и его обязанностью.

Нравственность как система принципов (правил) лежит в основе всех действий разумных существ так, как закон природы – в основе всех ее явлений.

Практический разум – это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.

Взгляд Канта на человека как на двойственное существо, причастное двум различным мирам – явлений и «вещам в себе», приводит к этическому «расщеплению» человека и сферы его поведения:

· В ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, организованной самим человеком. Это мир явлений.

· В более отдаленной, опосредованной среде.

Главным из всех устремлений человека является счастье. Быть счастливым – это необходимое желание каждого разумного существа, определяющее основание его способности желания.

Индивидуальные желания делятся по Канту на:

· эгоистические (учитывают только индивидуальные интересы);

· и направленные на общее благо (учитывают интересы других).

Правила, в соответствии с которыми я поступаю эгоистическим образом, т.е. учитывая только личный интерес, Кант называет «максимы».

Все требования нравственности формулируются словом «должен». Именно такие законы, которые выражены через долженствование, называются императивами («императив» - от латинского – «повеление»).

Императивы по Канту бывают:

· «гипотетические» – их исполнение связывается с наличием определенных условий;

· «категорический» – обязателен при всех условиях и, значит, имеет силу независимо от каких бы то ни было условий.

Кантом были сформулированы три определения категорического императива:

· Поступай только согласно такой максиме (своему желанию), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (желание всех людей).

· Поступай так, чтобы ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

· Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Согласно Канту, идея свободы является не только теоретической, но и практической. Она движет поведением человека, задавая высшее ограничивающее условие его действий: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Это практическое правило, оно опирается на принцип человечества, в соответствии с которым всякое разумное существо есть цель сама по себе,
т. е. высшая и конечная цель.

Кантовская этика есть учение об истоках и границах человеческого начала в человеке. Началом человеческого является открывающаяся разуму идея свободы.

В своем развертывании в виде системы принципов и норм морали идея свободы, говорит Кант, расширяется до идеи Бога.

Моральное поведение человека, опирающегося на категорический императив и следующего доброй воле, есть практическое доказательство бытия Бога.

Кант утверждает господство практического разума над теоретическим. Несомненное первенство по значению для человека должны занимать вопросы моральности поведения. Именно такие законы – императивы, которые выражены через долженствование лежат в основе поведения человека. Следование им обеспечивает устойчивость и благополучие всего общества и каждого конкретного человека.

Литература:

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1985.

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. – М., 1989.

3. Гулыга А. В. Кант. - 2-е изд. –М.: Мол. гвардия, 1981.

4. Фишер К. История новой философии, том 4, 5. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. (электронное издание).

5. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта, т.3. – СПб.: Пневма, 2002.

 

 

Раздел II. Основные этапы развития философии

Тема 4. Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.