Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философского знания




ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.

Мы выяснили, что философия связана с особым способом решения коренной мировоззренческой задачи, которая стоит перед человеком. Эта задача определяется тем, что намерения человека во всех сферах его деятельности не запрограммированы, они нуждаются в обосновании. Так возникает проблема «человек и мир», которая заключается в том, как человек вписывается в картину мира. И великое множество собственно философских проблем нацелено на понимание различных форм взаимодействия человека и мира.

При этом необходимо помнить, что философия как особого рода мировоззрение в равной мере есть концепция мира и концепция человека, знание о том и другом, и особый способ обобщения этого знания, выражение осмысленного отношения к действительности и теоретического обоснования этого отношения.

Стремление понять мир и самого себя заложено в самой природе человека и является коренным условием его существования и развития. Человек – не рядовое явление в мире, с помощью сознания он может осваивать мир многообразно. А так как мир многообразен, то и природа человека бесконечна и неисчерпаема. Мышление человека универсально, оно неизбежно ставит перед ним проблему сущности мира и его самого.

Предмет философии и специфика философского знания исторически развивались. Специфика философского знания – в том, что оно является не просто теоретическим знанием о мире /взятым на уровне всеобщего/, но и определенным отношением к этому знанию, оценкой его, исходя из целей человека. Специфика философских проблем состоит в том, что они ориентированы на высшие познавательные интересы и цели человека, что значительная их часть является постоянно видимой – вечной – на новой основе.

Как мы уже отмечали, философское мировоззрение имеет два отправных пункта: это мир как все то, что существует вне и независимо от человека, и сам человек, который не существует вне мира и рассматривает его как внешний, независимо существующий, сознавая вместе с тем себя его частью, причем особой частью, которая осознает, что мир в отличие от нее бесконечен, вечен, неуничтожим. Из этого отношения человека к миру и формируется та коренная особенность философского мировоззрения, которую можно определить как биполярность.

В биполярности наиболее концентрированно выражается проблемный характер философского знания. Она связана с так называемым основным вопросом философии, который выступает в форме дилеммы. Вокруг того или иного решения этого вопроса группируется содержание философского мировоззрения.

Что же представляет собой основной вопрос философии? Прежде необходимо отметить, что его мировоззренческая значимость не лежит на поверхности. Хотя философия существует три тысячелетия, этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, философами не ставился. Потребовалось время для его осознания и обоснования.

Впервые теоретически обоснованную формулировку основного вопроса философии дал Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, - подчеркивал он, - есть вопрос об отношении мышления к бытию» /Следует сразу уточнить, что здесь Энгельс отождествляет понятие «бытие» с понятием «материя»/ /8. С.282/. Важнейшее его содержание составляет альтернатива «…что является первичным: дух или природа» /8. с.283/.

Таким образом, смысл основного вопроса философии – это отношение между двумя фундаментальными типами реальности: Объективной,материя, и субъективной /сознание/. Реальности – две, а основа мира /субстанция/ - одна. Следовательно, в зависимости от того, какую реальность философы принимали за субстанцию – материю или сознание, - составилось два противоположных направления философского мировоззрения. Позиция, согласно которой мир объясняется исходя из сознания, получила название идеализма /от греч.idea – мысль, понятие/, философы, придерживающиеся этой позиции, стали называться идеалистами. Учение, согласно которому в основе мира лежит природа, и материя, получила название материализм, философы соответственно стали называться материалистами. Однако в истории философии было и такое течение, которое признавало равноправие обоих начал – материи и сознания. Представителей его называли дуалистами /от лат. dualis – двойственный/. Вопрос о первооснове митра Ф. Энгельс назвал первой стороной основного вопроса философии.

В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов – от наивного в древности через механистический и метафизический, который господствовал в XYII-XYIII вв., к более высокой форме – диалектическому, возникшему в XIX в. /подробная характеристика этих направлений материализма будет дана в теме «Исторические типы философии»/. Во все времена материализм опирался на достижения практики и науки, т.е. материального преобразования мира. Именно в практике нужно искать истоки стихийного материализма. Практика как чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека имеет своим содержанием освоение и преобразование природы и общества с целью создания необходимых условий для существования человека. Человек всегда имеет дело не с вымышленными, а реальными предметами, существующими независимо от нашего к ним отношения. Их можно потрогать, пощупать, взвесить и т.д., т.е. осуществить различное к ним отношение. По сути материализм является реалистическим мировоззрением, стремящимся понять мир «из него самого», не вводя никаких посторонних для мира факторов – бога, идеи. «Материалистическое мировоззрение, - писал Энгельс, - означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних привилегий"» /7, с.513/.

Реализм материалистического мировоззрения проистекает из того, что в своей основе, помимо практики, оно опирается на науку, научное знание. По содержанию научное знание объективно. Оно определяется не желаниями человека, который осуществляет научное творчество, а сущностью того, что он познает. Вот почему любое научное понятие, будь то закон всемирного тяготения или закон сохранения и превращения энергии, едины для всех независимо от возраста, профессии, социального положения, национальной принадлежности.

В противоположность материализму идеализм кладет в основу объяснения мира духовное начало – сознание. Идеализм существует в двух основных формах, различающихся по тому, как понимается сознание. Объективный идеализм утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего сознания, существующего независимо от человека. Это сознание представляется в виде абсолютного разума /вечной идеи, мирового духа/. При таком подходе мир мыслится как разумная субстанция, которая существует сама по себе, независимо от сознания отдельного человека. Субъективный идеализм считает первичной реальностью сознание человека /субъекта/. С этой точки зрения объективный мир, хотя и существует, но его сущность определяется не объективными законами, а активностью сознания человека, главным образом его познавательными способностями – ощущением, восприятием, мышлением, или же волей, подсознанием.

Объективный, и особенно субъективный идеализм, подразделяются на различные направления, определяемые тем, как понимается духовное первоначало. /Со многими из направлений идеализма знакомство состоится при рассмотрении исторических типов философии/.

Если истоки материализма мы находим в практике и научном познании, то истоки идеализма необходимо искать в природе человеческого сознания. Наше мышление, оперируя абстрактными понятиями, может в конечном итоге вообще абстрагироваться, т.е. отвлечься от конкретных материальных предметов и явлений, приписав им некую самостоятельность. Человеку не так просто разобраться в том, как общее, отраженное в понятии, соотносится с единичной формой его бытия в данном предмете. Например, умирает какой-то мудрец, а мудрость, им высказанная, обретая характер нетленности, сохраняется и пребывает в жизни людей уже как надындивидуальная. Это общее, оторвавшись от единичного, начинает постепенно мыслиться как абсолютно самостоятельная сущность. Объективный идеализм представляет идею вещи /предмета/ не как ее отражение, а как извечно существующую до нее, определяющую ее, и остающуюся после ее исчезновения. Истоки субъективного идеализма заключены в абсолютизации сознания. Возьмем в качестве примера два противоположных подхода /отношения/ к одному и тому же предмету, например, столу. Рассуждаем: «Стол является таким, как я отражаю его в своем сознании». Это будет материалистический подход, ибо здесь первичным является стол как предмет объективной реальности, а образ стола /его отражение/ вторичным. Если же я говорю: «Стол является таким, каким я его представляю /воображаю/, то здесь уже первичным будет мое представление о столе. Оно может совпадать с реальным предметом или не совпадать, ибо, во-первых, столы бывают разные по назначению, материалу, форме, а во-вторых, мой идеальный образ стола оказывается далек от стола, что мн6 могут предложить в мебельном магазине. Признание первичности воображения предмета перед его реальным воплощением и есть субъективный идеализм.

Другой стороной, по Энгельсу, основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь сущность объективного мира, или сия сущность не доступно? Как правило, большинство философов отвечают на этот вопрос положительно. В то же время в философии есть учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Оно называется агностицизм /от греч. d – частица отрицания + gnosis – познание/.

Предмет философии определяет специфику философского знания, характер, аргументацию, обоснование содержания деятельности в это области знания. Во-первых, как мы выше отмечали, философия – это теоретическая система наиболее общего знания о мире. Но в отличие от других теоретических дисциплин философия лишена конкретности: то, что выражается в философских понятиях, нельзя не увидеть, ни потрогать. Во-вторых, природа философского знания отличается интеграцией содержания /обобщением достижений других наук о природе и обществе/. В-третьих, природа философских знаний отличается постановкой и решением вопроса о соотношении объективной и субъективной реальностей, и, как мы отметили выше, для философии он выступает в качестве основного вопроса.

Целостная философская проблематика, ориентированная на выявление взаимоотношений человека с миром, имеет свою структуру /внутреннее деление/. Каждый ее элемент определяется соответствующим отношением мира и человека и подвергается теоретической обработке. Это могут быть обобщенные образы мира и его различных частей /природы, общества, индивида/ в их взаимосвязи. Подобные образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию /от греч. оntos – сущее и logos – учение/. Познавательные Формы отношения человека и мира соответствуют таким разделам философии как гносеология /от греч. Gnosis – познание/ и логика /наука о законах мышления/. Ценностные формы отношения человека к миру определяются таким разделом философии как аксиология /от греч. axios – ценный/.

Онтология – есть учение о мире как таковом. Это основной раздел философии, ибо он изучает фундаментальные принципы бытия как всеобщей сущности мира, а также его всеобщие законы. Онтология разрабатывает универсальную картину мира. В истории философской мысли существует два периода, которые можно рассматривать как старую и современную формы онтологии. Так называемая старая онтология рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т.е. все Формы и связи реального мира с его богатством переходов считались приспособленным к человеку.

Благодаря этому человек становился конечной целью мирового порядка. Новая онтология вырабатывает чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщая полную реальность не только природе, но и духу, и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира.

В философскую картину мира входит также учение о познавательном отношении субъекта к объекту, оно составляет вторую сторону основного вопроса философии – способно ли познание верно отразить бытие. Данную проблему изучает теория познания – гносеология. Гносеология исследует природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности. Если говорить о теории познания как о философской дисциплине, то она анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, отражающее реальное, истинное положение вещей.

Философия, ставящая своей целью дать всеобщую и цельную картину мира, призвана найти место мышлению в мировой системе знаний. Процесс познания, являющийся предметом исследования гносеологии, есть изучение закономерности бытия, и закономерность эта может получить решение только на основе теоретического осмысления бытия как целого. Таким образом, гносеология вытекает непосредственно из онтологии, опирается на нее и определяется ею. Поскольку философия есть область знания о всеобщем бытии, она необходимо включает в себя решение вопроса о сущности познавательного процесса. Гносеология исследует отношение субъекта к объекту познания, процесс отражения объекта в субъекте, процесс перехода свойств и закономерностей бытия в содержание знания. Гносеология раскрывает, как свойства и закономерности бытия превращаются в адекватное /соответственное/ знание этих свойств и закономерностей в сознании человека.

История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие области, связана с наукой. Однако теория познания не тождественна некой мета науке. Она сложилась как сфера философского знания задолго до появления науки. Теоретико-познавательное истолкование науки начинается там, где теоретические конструкции интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить те или иные высказывания данной научной области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирических данных, подтверждающих теорию с точки зрения наличия в них достоверного или проблематичного знания. Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий выступает, с одной стороны, как приложение некоторых общих принципов теории познания к анализу специальных случаев, с другой – как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для уточнения, а иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации ее результатов.

К гносеологии примыкает логика, которая в качестве особой области философского знания исторически конструировалась как наука о наиболее общих формах и законах мышления, совпадающих с формами бытия. Знание объективных закономерностей бытия, которое человек получает в процессе познания, выполняет двоякую функцию. Оно является средством практического преобразования мира в соответствии с теми или иными потребностями человека и одновременно служит дальнейшему познанию, выступая средством достижения нового знания. Однако свою познавательную функцию объективное содержание знания выполняет лишь тогда, когда превращается в субъективную деятельность, в формы и законы функционирующего мышления. Эту задачу и решает логика, исследуя структуру мыслительного процесса, формы и законы движения мысли.

Специфика логики состоит в том, чтобы выявить внутреннюю структуру знания, его форму, превратить эту форму в определенный канон мышления. Всякое знание являет собой нерасчленимое единство содержания и формы. Оно может быть в таком виде использовано в качестве логики мышления. Логику следует вычленить и соответствующим образом преобразовать, чтобы превратить в правила и требования мышления.

Аксиология является философским учением о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценностного мира /связях различных ценностей между собой/. В самом общем определении ценность – все, что имеет какое-либо значение для человека. Отсюда возникает так называемое ценностное отношение, которое включает в себя три элемента: объект /что оценивается/, ситуацию /при каких обстоятельствах происходит оценка/ и субъект /кто оценивает/.

Объект оценки – ценность, которая является не свойством какой –либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве так называемых предметных ценностей как объектов ценностного отношения. Я формальной точки зрения, ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные. Если рассматривать предметные ценности с содержательной стороны, то можно выделить вещные /материальные/ и духовные.

Девственная и сотворенная человеком природа, поставленная им под контроль, служащая для удовлетворения производственных и потребительских нужд /культурная среда/, образует материальное богатство общества. А все предметы, которые в совокупности составляют это богатство, называются материальными благами, материальными ценностями. Духовные ценности представляют собой все, что является, так сказать, творением человеческого духа и создано активностью человеческого сознания. Духовные ценности служат для удовлетворения таких потребностей человека, как познавательные, политические, нравственные, эстетические, художественные. Им соответствуют научные знания, политические концепции, поступки и поведение людей, которые можно оценить как добро или зло, как долг, честь. Достоинство и т.д., а также эстетическая выразительность окружающего мира, оцениваемая как прекрасное, возвышенное, трагическое или комическое, это произведения музыки, живописи, архитектуры, художественной литературы, театра, кино и т.д.

Ситуация оценки определяет ее место, время и условие. Она подчеркивает, что содержательная сторона мира ценностей меняется в зависимости от исторического времени и обстоятельств. Так, в эпоху средневековья высшей духовной ценностью являлось божественное откровение – религия. В конце века ценность религии уступила ценности научного знания. Имели другой пример. Холодильник в Арктике, где можно обойтись и без него, значительно менее ценен, чем на экваторе.

Способы и критерии, на основании которых проводятся процедуры оценивания предметов, закрепляются в сознании субъекта ценностного отношения, выступая в дальнейшем ориентирами его деятельности, т.е. ценностной ориентацией. Ценностные ориентации определяют значимое для данного человека от незначимого. Ценностные ориентации – это потребности и интересы, переведенные на язык чувств, мыслей, понятий, образов, представлений и суждений. Скажем, оценивая какое-нибудь произведение искусства /картину, песню, театральный спектакль, кинофильм и т.д./, человек пользуется имеющимися у него представлениями о красоте, выразительности, изяществе, гармонии. На основании своих ценностных ориентаций человек не только определяет сущее, но и выбирает свои поступки, осуществляет то, что является для него благом, или, во всяком случае, стремится к этому.

Ценностная ориентация обосновывает выбор целей той или иной деятельности человека с точки зрения смысла, когда человек ставит вопросы: «Зачем?», «Для чего?», «Что мне это даст?» А совокупность устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость человека, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию всех действий человека.

Итак, выяснив, что основной темой философского размышления является отношение человека как субъективной реальности к миру как объективной реальности, что нашло свое отражение в так называемом основном вопросе философии, а также показав специфику философского знания и основные его сферы, как то онтологию гносеологию, логику и аксиологию, уместно перейти к другому важному вопросу: каково практическое значение философского знания, какую пользу оно приносит обществу и отдельному человеку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.