Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предназначение философии




Степень развития человека определяется уровнем его культуры, усвоением им опыта истории и умением применять полученные знания для решения общественно значимых проблем. Философия способствует развитию человека. Ее интересы обращены ко всему многообразию мирового опыта. Философия помогает человеку преодолевать границы его личного знания через постановку новых проблем. Она действует критически, но эта критика позитивная, ибо философское познание имеет социальное основание. Несмотря на предельно абстрактный характер, философия теснейшим образом связана с насущными задачами, целями, идеалами как всего общества, так и отдельных его представителей. Именно из насущных жизненных потребностей берут начало важные, наиболее важные, наиболее глубокие вопросы философии. Ее даже самые абстрактные понятия в конечном счете оказываются лишь средствами для решения насущных проблем общества и человека во всей сложности, противоречивости и глубине их отношений.

Это возможно потому, что философия является неотъемлемой частью духовной культуры человечества. Мы уже выяснили, что важнейшей особенностью философского познания является способность философии отражать в своем содержании все богатство мировоззрения той или иной эпохи. Философия, как писал один из представителей классической немецкой философии Гегель, это "современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». К. Маркс рассматривал философию как духовную квинтэссенцию /самое главное, самое важное/ своего времени и называл ее «живой душой культуры».

На протяжении всей своей истории философия отражала общие представления о действительности, социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о познавательной и преобразующей деятельности, о свободе, красоте, добре, зле, счастье человека. Именно через философию человек осознал свою причастность ко всему, что делается в мире, понял свою ответственность не только за собственную деятельность, но и за судьбу своего народа и всего человечества. Иначе говоря, философия учит человека универсальному подходу к миру.

Прошедшие два с половиной тысячелетия, принеся с собой все то смысловое разнообразие и духовное богатство, которое называется историей культуры, во многом существенно изменили внутреннее содержание философии и внешние формы ее выражения. Специфические черты времени отразились и в особенности трактовки традиционных философских вопросов, и в постановке новых проблем, и даже в самом стиле философствования. Но во все времена Философия мыслилась как одна из форм общественного сознания. И как другие его формы – политика, право, мораль, искусство, религия – она имела и имеет идеологический аспект.

Идеологический аспект философского знания не отличается такой ярко выраженной классовой или национальной направленностью, как политика или право. Философ не соприкасается непосредственно с действительностью. Его понимание событий в жизни общества и человека, во многом опосредовано соответствующими науками. Кроме того, философ любое явление рассматривает в контексте целостной картины мира, охватывающей не только настоящее, но и прошлое, и даже будущее.

Философ имеет дело с различными проявлениями культуры. Они как результат деятельности человека всегда представляют, с одной стороны, универсальные характеристики реальности, а с другой – особенности самого человека и его деятельности. Задача философии заключается в том, чтобы проанализировать различные явления культуры, вычленить перечисленные компоненты и построить на их основе целостное мировоззрение.

Философия как форма общественного сознания тесными узами связана с обыденным сознанием – идеями, настроениями, убеждениями, интересами, установками, которые бытуют в определенном обществе. В свою очередь, обыденное сознание отражает социальное бытие и в определенном смысле является связующим звеном между ним и философией. Отношение философии к обыденному сознанию можно свести к следующему: она осознает, рационализирует цели, которые на уровне обыденного сознания функционируют в обществе стихийно как самоочевидные. Тем самым философия определяет их смысл. Философия есть осмысление ежедневной деятельности человека, внесение в нее понимания всего сущего как единого целого, воплощение понятого единства всего сущего в единство мысли и действия. Как говорил великий русский философ Н. Бердяев, «философия не может быть оторвана то жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действие, и она связана с улучшением жизни, она неизбежна и практическая философия. Чисто кабинетная, книжная философия делается все более и более невозможной. Философия есть акт жизни /Мир философии: Кн. Для чтения. – В 2-х ч. – М., 1991. Ч.1. – Разд.1 – С.10/.

Философия живет не только в трудах профессиональных мыслителей, но и в философских работах, написанных представителями самых различных специальностей. Реальная противоречивость социальной действительности, многочисленные практические, познавательные и идеологические противоречия реальной жизни находят свое выражение в философском сознании эпохи.

Говоря о конкретных связях философии и науки, следует еще раз напомнить, что в само начале своего развития философия и наука были едины. Мыслители одновременно были и учеными. Так, Пифагор занимался математикой, а Аристотель – физикой. Почему? Что общего между прикладной наукой и отвлеченными размышлениями? Наверное то, что философия и наука являются теоретическими системами знания, отражающими определенные объекты, строящиеся на законах логики. И философия, и наука предполагают аргументацию, сомнения, критику и проверку своих положений.

А что различает философию и науку? Многое. Во-первых, наука есть система знаний о мире, т.е. информация о чем-то, о каких-то явлениях, процессах вещах, их свойствах, отношениях, сущности и т.д. При этом каждая область научного знания постигает только определенную сторону действительности, т.е. научное знание дифференцировано. Философия же осмысливает всю деятельность человека /в том числе и научную/. Объект ее изучения более универсален, чем объект науки.

Далее. Философия представляет собой систему взглядов человека на мир и на свое место в нем. Наука же, как система знаний о мире мировоззрением не является, ибо понятия «знание» и «взгляд» различны по содержанию. Естественно, чтобы иметь точку зрения /взгляд/ на что-либо, необходимы знания, на которые должен опираться тот или иной субъект, чтобы выработать определенного рода мировоззрение. Научные знания и есть та база, которая служит для формирования, прежде всего материалистического мировоззрения. Поэтому наука, хотя и не является мировоззрением, имеет мировоззренческий аспект.

Философия познает действительность исходя из человека и через человека, а это значит сквозь призму человеческих ценностей, т.е. выражает субъектно-объектное отношение, наука же стремится быть предельно объективной. Она не дает оценки объекту познания, а только объясняет его сущность. Ни в одном учебнике вы не прочтете, хорош тот или иной закон или плох, там описана лишь суть закона. Поэтому в науке результат носит безличный характер. В нем, как правило, не остается следов личности – того, кто получил результат. И хотя многие законы науки носят имена открывших их ученых, это лишь дань уважения и признательности потомков, не более того. В конце концов, если не Ньютон, то кто другой открыл бы закон всемирного тяготения, ибо подобное тяготение именно открыто, а не выдумано или изобретено.

Наука находится в непрерывном развитии. Знания XYIII или XIX вв. намного беднее по своему содержанию, чем знания современные. С другой стороны, наука развивается как единая система. К примеру, китайские школьники изучают не китайскую физику, а французские, американские или русские – французскую, американскую или русскую, а физику как науку общую для всех, т.к. физические явления существуют повсеместно.

На философском труде всегда лежит отпечаток личности автора. Отражается время, в котором философ жил, его национальная принадлежность, особенность мировоззрения, манера думать. Устраните все это – и вы уничтожите сам труд /в этом отношении философия особенно близка искусству, где также велика роль авторского начала/. Поэтому философия в отличие от науки развивается не поступательно, а как бы волнообразно, и ее положения более устойчивы, более вечны, чем положения науки. Вот почему большинство философских учений, даже очень древних, до сих пор не потеряли своей актуальности.

Еще одно обстоятельство, характерное для философии. С самого ее зарождения стремление человека заменить целостное видение действительности, которое давала мифология, рационально обоснованным мировоззрением в силу и социальных и гносеологических причин не могло привести к появлению единой научно философии. Специфика философского знания как субъектно-объективного отношения делает его полифоническим. В отличие от той же физики в философии существуют совершенно разные направления. В частности, есть национальные философии: китайская, индийская, немецкая, русская и т.д.

Аналогично дело обстоит и в искусстве. Оно как сфера художественной деятельности отражает и выражает действительность через чувства художника, будь то поэт, живописец, музыкант, режиссер и т.д. А каждый художник обладает своей мерой художественной одаренности и своим мировоззрением, он создает особый мир непохожий ни на реальность, ни на мир, созданный собратом по искусству. Поэтому для потребителя художественных ценностей важно не только то, что выражено в том или ином произведении, т.е. его тема, но и как это выражено /авторское начало/. Значит, искусство, будучи субъективно-объективным отношением /субъект – художник, а объект – действительность/, имеет национальную окраску. В этом родство философии и искусства. И еще одно важное сходство философии и искусства – в центре их внимания стоит человек, действительность ими рассматривается не сама по себе, а через отношения к ней человека /субъекта/.

Различие философии и искусства, прежде всего – в способе отражения действительности. За редким исключением, вроде философского труда «О природе вещей» древнего римского философа Тита Лукреция Кара, написанного в виде поэмы и оперирующего конкретными образами, философская мысль имеет абстрактную /понятийную/ форму выражения, мысль же художественная – форма образа, который всегда конкретен, как и любое конкретно-чувственное отражение действительности.

Анализ статуса философии ЕСТЕСТВЕННО ЗАВЕРШАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ ЕЕ ФУНКЦИЙ. Философия представляет собой многофункциональную область знания. Первая функция – синтез знаний для построения единой картины мира, соответствующей уровню развития современной философу культуры, т.е. создание «универсальной культуры». Кроме того, философия берет на себя задачу рационализации /перевода в логическую форму/, а также систематизации результатов человеческого опыта. «Универсалии культуры» выступают как категории, которые отражают наиболее общие связи, отношения вещей и явлений мира. В своей совокупности эти категории составляют основу всякого человеческого разумения.

Вторая функция философии – обоснование, оправдание и анализ мировоззрения. Философия играет нормативно-практическую, общую ориентирующую роль в мышлении и поведении человека как носителя научных, политических, экологических, эстетических, религиозных и других идей и принципов. Кроме того, философское мировоззрение вооружает людей пониманием мира и человека как сложной единой системы. Выражая отношение человека к миру, его взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой природной и социальной действительности, философия основывается на социальной ориентации людей, на их подходе к оценке явлений современности.

Еще одна функция философии – разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Она помогает выработать способы и приемы изучения и объяснения мира, а также его преобразования. Общие методы деятельности, ее цели и идеалы, вырабатываемые философией, в равной степени относятся к научной деятельности. Философия поэтому является общей методологией для всех частных наук, естественных и общественных, технических и гуманитарных. Философия учит тому, как познать и реализовать то, что непосредственно не дано в философской теории. С ее помощью субъект обретает в качестве позитивного знания содержательное знание о наиболее общих сторонах жизни. Она универсальна, хотя, разумеется, и не исчерпывающа.

Наконец, критическая функция философии. Суть ее заключается в том, что поиск решений различных философских вопросов, формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Философия придает человеку решимость не принимать без сомнений ни одно готовое мнение, ин одну традицию. Поэтому по отношению к предшествующему и наличному опыту человеческой деятельности философия играет роль, своего рода сита.

Конечный продукт человеческой деятельности состоит в изменении общественного сознания, самосознания человека, способа его реального отношения к миру, формирования его жизненной позиции. Философия была и остается одним из наиболее эффективных способов обретения человеком мудрости и духовного здоровья, а следовательно, достойной жизни.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретического мышления она обладает конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, образов и идеалов. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм миропонимания, подвергая их критике, рациональному переосмыслению, систематизации, философия формирует обобщенный теоретический образ мира в его соотнесенности с человеческой жизнью, которая соответствует данному этапу исторического развития.

Для любого специалиста, в том числе и специалиста железнодорожного транспорта, роль философии заключается прежде всего в том, что она определяет смысл их деятельности. Мы осмысливаем нашу деятельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Изучение философии призвано помочь человеку преобразовать стихийно сложившиеся у него взгляды в систему, тщательно продуманную, обоснованную. А сознательное отношение к проблемам мировоззрения –0 необходимое условие формирования личности, ставшее сегодня насущным требованием времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.