Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Вопросы для повторения




Вопросы для повторения.

1. Как связать между собой понятия «эпоха», «стиль мышления», «философия»?

2. Как охарактеризовать мировосприятие древнего человека?

3. В чем значение античной философии?

4. Что такое человек в представлении средневекой философии?

5. Как вы понимаете проблему веры и знания в эпоху средневековья?

6. Как понималось предназначение человека в философии эпохи Возрождения?

7. В чем заключалось изменение характера научного познания в этот период?

8. В какой мере философия Нового времени основывалась на естествознании?

9. Как вы понимаете, что такое натурфилософия?

10. Что определило развитие философии в эпоху Просвещения?

11. Как влияла философия Просвещения на общественное развитие?

12. Почему немецкая философия носила систематический характер?

13. Нравится ли вам философия И. Канта? Если – нет, то почему?

14. Какова основная сущность диалектического метода и философии Гегеля?

15. Каковы характерные черты и особенности марксистской философии?

 

 

Глава II. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

К современной философии относятся труды мыслителей, которые жили и творили начиная с конца XIX столетия и по сего времени. XX в. – наиболее драматический в истории человечества. В это время с наибольшей остротой проявились сложные противоречия: становление и крушение надежд, упадок и возрождение человеческого духа. В двадцатом столетии огромных успехов достигла наука и технология. Невиданных достижений достигли средства связи: телефон, радио, телевидение, компьютерная техника. Стало обыденностью применение аппаратов тяжелее воздуха и прежде всего самолетов, а затем и космических ракет, запуски искусственных спутников Земли, высадка человека на Луне, посылка автоматических беспилотных кораблей к планетам Солнечной системы. Не счесть открытий в области биологии и прежде всего генетика, изучен механизм наследственности и ее передатчики – гены. Наука вплотную подошла к проблеме клонирования живых существ и т.д. и т.п.

Ну а что же человек – венец Творенья? Стал ли он лучше, прежде всего в нравственном /гуманистическом/ плане? Увы, увы. Именно в двадцатом столетии наблюдается все более заметное отставание нравственности от темпов научно-технического прогресса. Что дало основание известному писателю -фантасту Б. Стругацкому сказать, что научно-техническая революция породила сытого и невоспитанного человека. И не будем забывать, что в минувшем столетии человечество пережило две мировые войны, а сколько войн локальных и гражданских – им нет числа. Наконец, тоталитаризм как политический режим – это тоже порождение века двадцатого.

Естественно, противоречивость современного мира не могла не сказаться на развитии философской мысли. Философские искания XX века развиваются в духе интенсивной полемики с классической философией. Последняя всегда отличалась строгой приверженностью традиционной проблематике. В ее основе лежало два принципа: рациональное и как можно более объективное рассмотрения мира. Классическая философия основывалась на идеях общественного прогресса, а потому она осознанно ориентировалась на разум как высшую ценность. В современной западной философии отчетливо выявились различные подходы к миру и человеку, появились различные философские школы и течения, которые не ставили и не ставят своей целью создание всеохватывающих универсальных систем и в большинстве случаев заняты разработкой отдельных частных проблем, которые были мало или вовсе не затронуты мыслителями прошлого.

В современной западной философии различают три основных направления. Первое из них – иррациональная философия, ставшая ответом на все отрицательные в человеческой истории и деятельности людей. Основное внимание иррационализм уделяет исследованию негативных проявлений разума и инстинктов человека, абсолютизирует роль интуиции, бессознательного, эмоций, воли.

В рамках нашего учебного пособия вы познакомитесь с двумя течениями этого направления – Психоанализом /неофрейдизмом/ и Экзистенциализмом. Второе направление – религиозная философия – прежде всего Неотомизм и Тейярдизм. И третье направление позитивистское, которое представлено различными школами неопозитивизма.

 

§2. ПСИХОАНАЛИЗ /НЕОФРЕЙДИЗМ/

Психоанализ- направление в современной философии, создателем которого является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд, который опирался на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики. Его мировоззренческие установки оказали большое влияние на мыслителей XX века.

С точки зрения Фрейда психика человека включает в себя три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Отсюда Фрейд создает модель личности, которая соотносится с соответствующими системами психики. Первая составляющая личности – «Оно» – это мир бессознательного, где содержатся все желания человека. «Ядром» бессознательной сферы является «либидо» – сексуальное влечение, сексуальная потребность. Она ищет свое выражение в сексуальных действиях. Но человек существует в обществе, где есть определенные моральные правила, нормы, обычаи, запреты /табу/, которые не позволяют полностью реализовать «либидо». Поэтому происходит процесс сублимации, т.е. когда сексуальная потребность преобразуется /реализуется/ в различных сферах человеческой деятельности. Но не все сферы человеческой деятельности могут осуществить процесс сублимации, а только наиболее творческие /наука, политика, искусство/. Поэтому возникающие отрицательные эмоции, нереализованные желания – все это как бы вытесняются в бессознательное, накапливая в нем «отрицательную психическую Энергию», которая затем дает о себе знать в неврозах и других негативных проявлениях психики. Особая форма жизни бессознательного – сны, которые, по Фрейду, есть реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности.

Вторая составляющая личности, согласно Психоанализу, - «Я» – это сознание человека, которое является как бы предсознанием, т.е. посредником между всеми компонентами психики, т.е. посредником между бессознательным и реальной действительностью /общественной средой/. В Формировании «Я» особую роль играет идентификация – уподобление индивида различным объектам /лицам/ внешнего мира, что в конечном счете формирует ту или иную индивидуальность. И третья составляющая личности «Сверх Я» – это те факторы, которые формируют человека как определенную личность, т.е. определенная социальная среда, которая воспитывает и образовывает человека. Именно «Сверх - Я» как отпечаток внешнего мира и есть сознание как надстройка над «Оно» /бессознательным/.

Расширяя сферу использования психоанализа Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, т.е. явлениям социальной психологии. Любая сообщность людей может существовать только при условии взаимного подавления бессознательного каждого индивида. Происходит как бы массовая сублимация, которая преобразует энергию бессознательного в культуру /продукты человеческой деятельности/. Отсюда возникает конфликт между индивидом и обществом. И этот конфликт усугубляется по мере развития цивилизации, которая все больше и больше подавляет бессознательное /биологическую природу человека/, а это в конечном итоге может привести к массовым психозам и деструктивным действиям.

В дальнейшем на основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, представленное прежде всего учением Карла Юнга и Эриха Фромма. Юнг создал концепцию внеперсонального, «родового», или коллективного слоя бессознательного. Бессознательное, по Юнгу, состоит из совокупности архетипов /прообразов/ древних способов восприятия и понимания мира в соотношении с немотивированной, бессознательной деятельностью людей. Архетипы, считает Юнг, - это «зашифрованная» история человечества, некие высшие истины. А цель философии – помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них – понять себя /личностное бытие/ и окружающую действительность /общественное бытие/.

Крупнейшим представителем неофрейдизма был также Эрих Фромм. Реформаторство Фромма в Психоанализе выразилось в том, что, в отличие от Фрейда, он считал человеческую природу обусловленной главным образом историческими обстоятельствами, а не только биологическими фактором. В центре философии Фромма проблема противоречивости человеческого бытия. Фромм разработал целостную концепцию личности, исследуя взаимодействие биологических и социальных явлений в период ее формирования и деятельности. В результате он пришел к выводу о том, что человек, прежде всего существо социальное, стержневая проблема психоанализа, поэтому должна состоять, как считает философ, не в раскрытии механизма удовлетворения отдельных инстинктов, а в выявлении отношения индивида к окружающему миру.

Анализируя человеческие типы, Фромм выделяет среди них несколько социальных разрядов, в их числе: рецептивный /приспособительный/, эксплуататорский, накопительский и рыночный. За каждым из них своеобразный психологический механизм, испошльзуя который люди приспосабливаются к жизни. Среди характерных черт различных личностей философ выделяет мазохистский, садистский, деструктивистский и реформистский типы. Механизмы поведения людей с такими задатками являются защитными реакциями на ситуации в конкретных жизненных смитуациях.

Фромм был одним из первых мыслителей, пытавшихся выявить сущностные факторы любого тоталитарного политического режима. Он показал живучесть тоталитарного типа мышления у людей, принадлежащих к определенным типам поведения. Чувство неуверенности и бессилия перед жизненными проблемами может компенсироваться у них деструктивизмом, т.е. стремлением к разрушению. А это определенная почва для тоталитаризма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.