Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения. 1. Какие основные черты присущи современной зарубежной философии?




1. Какие основные черты присущи современной зарубежной философии?

2. В чем заключается основной смысл теории психоанализа Э. Фрейда?

3. Чем отличается неофрейдизм /в частности, учение К.Юнга и Э. Фромма/ от психоанализа?

4. Что означает понятие «экзистенция» /существование/

5. Как понимают экзистенциалисты проблему свободы?

6. В чем иррационализм экзистенциализма?

7. В чем суть центрального принципа философии Неотомизма – гармонии веры и разума?

8. Какова основное содержание Тейярдизма?

9. Каковы основные направления Позитивизма и чем они отличаются друг от друга?

10. В чем заключается сущность принципа верификации?

11. Кто являются представителями Постпозитивизма и в чем суть их взглядов?

 

 

Глава 3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

§1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ «РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Интерес к русской философии наблюдается в нашей стране повсеместно. Импульс к познанию прошлого коренится в стремлении понять настоящее, но это не только чисто познавательный интерес. Этот интерес обусловлен прежде всего состоянием российского общественного сознания, поисками идейных опор, которые могли бы определить место России в современном мире, тенденции ее будущего развития.

Действительно, русская философия – это особая глава в развитии мировой философской мысли. ЕЕ особенность заключается в том, что русская философия чаще всего развивалась автономно, самостоятельно, во многом независимо от европейской и мировой философии. В то же время русская философию отличает глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию и прежде всего православию, определенная целостность /глобалистика/, т.е. стремление почти всех философов заниматься не отдельными проблемами, а всем комплексом актуальных проблем, наконец, специфическая форма выражения философских мыслей через художественное творчество, литературную критику, публицистику.

Но самой главной, так сказать, родовой особенностью русской философии является ее внимание на проблему человека, которая в России решалась в социально-политическом, психологическом и прежде всего в нравственном ключе. Особый интерес проявлялся к внутренней жизни человека, его душе, состраданию, совестливости. Русскую философию, как никакую другую, всегда отличало исключительное внимание к нравственной проблематике, своего рода «этический максимализм». Другие вопросы, которые были предметом рассмотрения русской философии – это проблема выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом /сугубо специфическая проблема русской философии/, проблема государственности и проблема власти, проблема поиска идеального общества /российский утопизм/.

В истории русской философии можно выделить следующие этапы ее развития: период зарождения древнерусской философии раннехристианской философии Руси; философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства /Московской Руси и России/; философия «Русского Просвещения» /XYIII век/; философия XIX века философия XX века.

Период зарождения древнерусской философии относится к IX-XIII вв. /соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства- Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания/. Первые проблемы древнерусской философской мысли относятся в основном к выявлению понятий о душе, о взаимодействии души и тела. С распространением христианства расширяется круг мировоззренческих идей древнерусских мыслителей, устанавливаются связи с культурой Византии, через которую происходит знакомство с философией античности.

Жизнь раннефеодального русского общества и государства выдвигала перед мыслителями задачи, связанные с решением собственных идеологических проблем. Наиболее важные оригинальные произведения философской мысли того времени это «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, в котором популяризуется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси; «Поучение» Владимира Мономаха, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости и другие морально-нравственные вопросы; «Повесть временных лет» – наиболее яркий памятник общественного самосознания Киевской Руси, отчетливо выражены мысли об исторической роли славянства, русской истории как части мировой истории, здесь обосновывается идея единства русского народа, общности происхождения славян.

Второй период развития древнерусской философии относится к XIII-XYII вв. Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности, устройство государства, процесс познания. Сергий Радонежский – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могуществ, универсальность и справедливость христианства, консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига. В господствующей христианско-феодальной идеологии этого времени на первый план выдвинулась идея богослова Филофея о преемственности христианства по линии Рим-Константинополь – Москва, где Москва рассматривается как «третий Рим», которому стоять вечно, «четвертому Риму не бывать».

Одним из интереснейших мыслителей, живших во времена Ивана Грозного, был Максимилиан Грек, который в своих трудах отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за аскетизм, одновременно был идеологом самодержавия, главной целью которого видел заботу о народе и справедливость. Идеологом оппозиционной социально-политической философии, который вел полемику с Иваном Грозным и выступал за ограничение деспотизма царской власти и утверждения сословно-представительной монархии был Андрей Курбский.

В XYII веке идеологическая борьба шла в основном вокруг теократических тенденций /власти церковников/. Так,идные представители русской философии этого времени Нил Сорский и Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, приближения «не стяжателей». За реформу обрядов и возвышения Церкви выступал и патриарх Никон. В полемику с ним выступил протопоп Аввакум, который был ярым сторонником сохранения старых обрядов. Среди философов этого времени, которые в определенном смысле способствовали обособлению философии от богословия, прежде всего следует назвать Юрия Крижанича. Он выступал против схоластики и ее распространения. Много внимания Крижанич уделял вопросам теории познания /гносеологии/, при этом он четко различал два уровня в познавательной деятельности: познание опытное /эмпирическое/ и познание рациональное. При этом он оставался теологом, ибо в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

С конца XYII века, в связи с социально-экономическими реформами Петра I, усиления контактов с Западом, в России формируется светская культура и в том числе наука и философия. Подвижники и соратники Петра – Феофан Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, - будучи сторонниками «просвещенного абсолютизма», внесли важный вклад в становление русской науки и философии. В России начинают складываться философско-рационалистическая и естественнонаучные традиции; философия постепенно выделяется в самостоятельную отрасль знания.

Становлению русской прогрессивной философской мысли способствовало интенсивное развитие естественных наук и прежде всего деятельность М.В. Ломоносова, который сделал решительный шаг к материалистическому решению мировоззренческих вопросов. Синтезируя знания своего времени Ломоносов обогащает естественнонаучные представления о мире и его закономерностях, обосновывает идею развития Земли. Он закладывает основы материалистического объяснения мира, опирающегося на признание закономерности и взаимосвязи в движении макро – и микротел. Выдвинутая Ломоносовым идея союза философии и естествознания имела важное значение для последующего развития материалистической философии и естественных наук.

Виднейшим представителем русской философской мысли второй половины XYIII века был А. Радищев. Мысли Радищева о циклическом развитии общества, о противоречивой связи свободы и тирании в истории, об общественном прогрессе аккумулирует опыт европейской и русской истории и открывает новую главу в представлениях об обществе. В основном с позиций механистического материализма Радищев наметил пути решения некоторых онтологических и гносеологических проблем. Он выступал против религии, философской мистики. Основным кредом Радищева была борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.