Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория бытия, ее сущность и специфика




Тема III. Философское понимание мира.

Вопросы для повторения.

1. Какие самые главные, родовые, черты русской философии?

2. Какие этапы можно выделить в истории русской философии?

3. Что характерно для древнерусской философии, и какие наиболее важные произведения философской мысли того времени?

4. Кто является основными представителями философии «Русского Просвещения» и в чем суть их философских воззрений?

5. В чем заключаются основные идеи философии П. Чаадаева?

6. Какова сущность и в чем различие взглядов «славянофилов» и «западников»?

7. Какие основные идеи стоят в центре внимания в религиозном направлении русской философии XIX века, а также творчестве Ф. Достоевского и Л. Толстого?

8. Какие вы знаете течения философии революционно-демократического направления и кто является их представителями?

9. В чем состоят основные положения философии В. Соловьева?

10. Почему русская религиозная философия стала ведущей в России начала XIX века?

11. В чем уникальность и оригинальность философии Русского космизма?

12. Кто представлял линию русской естественнонаучной философии?

 

 

Исходным понятием философского отношения человека к миру является понятие БЫТИЕ. И в этом смысле это понятие является всеобщей универсалией /общим понятием/ или категорией. Проблема бытия обсуждалась философами на протяжении всей истории развития философской мысли. Несмотря на различные точки зрения все философы сходились к одному, что бытие есть то универсальное понятие, которое связывает в единое целое объективное и субъективное, что позволяет найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности.

Итак, в результате продолжительных споров была сформулирована развернутая концепция этого понятия. БЫТИЕ – это вся реальность, т.е. существование как таковое или существование вообще. Во-вторых, - это мир как целостность, причем, целостность непреходящая. И в этом плане мир существует и развивается по своей объективной логике. Наконец, - это все что было, что есть и что будет, что существовало всегда и везде. Но так как целостный мир разнообразен и многообразен по своей сущности, то это позволяет выделить основные формы бытия, т.е. классифицировать его на различные виды. При этом следует отметить, что каждая такая форма подразделяется на два уровня. Первая форма бытия – это бытие вещей и процессов. Первый уровень здесь – бытие вещей и процессов природы /природное бытие/, т.е. существование природы. Второй уровень – бытие вещей, созданных трудом человека /«очеловеченная природа» или мир материальной культуры/.

Вторая форма бытия – бытие человека, т.е. существование человека. Первый уровень этой формы – существование человека в мире вещей, как природных, так и культурных. Второй уровень – отношение человека к человеку или отношение между людьми, что, прежде всего, проявляется как определенное общение. Это может быть массовое общение, которое постоянно происходит между людьми на улицах, в общественном транспорте, на рынках, магазинах, стадионах, театрах и т.д. Или общение производственно-деловое, т.е. общение по месту основной работы с сотрудниками и товарищами по трудовому коллективу: школьному классу, студенческой группе, строительной бригаде, цеху завода, труппе театра и т.д. Третий вид общения – интимно-личностное – это общение между товарищами, приятелями, соседями, друзьями, любимой или любимым человеком. Существует также общение семейное – между членами семьи и родственниками. Наконец, особый вид общения – политическое – между членами политической партии или различными такими партиями, а также общение между членами каких-либо государственных структур, т.д.

Третья форма бытия – бытия духовного /сознания/ как особой субъективной реальности, которое существует как индивидуализированное духовное – сознание каждого отдельного индивида и объективированное /надындивидуальное/ сознание, т.е. общественное сознание, носителем которого может быть любая общность людей – семья, трудовой коллектив, социальная группа /учащиеся, студенчество, служащие, военнослужащие, пенсионеры/, общественный класс /рабочие, крестьяне, буржуазия/, этнические объединения и т.д.

Четвертая форма – бытия социального /общества/. Первый уровень этой формы – личностное бытие, т.е. существование каждого отдельного человека в том или ином обществе /социальной среде/ и второй уровень – общественное бытие – существование в мире той или иной общности людей: семьи, коллектива, социальных групп, этносов, государства.

Таким образом, понятие БЫТИЕ охватывает все бесконечное многообразие конкретных форм существования разнообразной реальности – неживой и живой природы, общества, духовного мира человека, т.е. его чувства и мысли. Обозначая все сущее, бытие оказывается самым абстрактным философским понятием, а потому оно не может быть основание для выработки философского мировоззрения. Таким основание может быть определенная субстанция, которая выступает как первооснова или сущность всех вещей и явлений, существующих в мире. И важнейшей такой субстанцией является МАТЕРИЯ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.