Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы диалектики




Дальнейшие возможности развития диалектики и выхода ее за пределы антиномичности суждения были воплощены в философской системе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Диалектика как общая теория развития – взлет гегелевского теоретического мышления. Предшествующая ему созерцательно – механистическая методология материалистической философии и рационализма XVIII в. была построена на признании исходного значения опыта, эмпирического происхождения теории. Индуктивный метод Бэкона – Локка – Милля был выражением данного подхода.

Кантом открывается возможность нового применения метода диалектики. Это связывается с пересмотром, с необходимостью новой постановки и решения проблем развития. Новую теорию развития Кант связывает с диалектичностью разума субъекта, создав тем самым субъективную диалектику мышления.

Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

Но Кант смотрит на противоречия еще по старому, как на иллюзию человеческого разума. Кант обнажает эти противоречия с целью освободиться от них в построении истинной теории. Но как освободиться? Смотреть на них как на ошибки разума? Но если чувственное восприятие еще может ошибиться, то можно ли усомниться в ущербности разума? И здесь Кант открывает путь преодоления противоречий разума, что легло в основание позитивной диалектики. Сам человеческий разум начинает мыслиться исторически, как изменившийся. Ошибки разума становятся ошибками исторических форм разума, господствующих теорий, неспособных понять идею бесконечности развития и самого познания.

Постулат Гегеля был иной, Гегель полагал, что философия не может быть наукой, если она не предъявит обоснования своего особенного, только ей принадлежащего метода. Метод не может быть чем-то посторонним и внешним по отношению к самой философии, он должен выражать стихию философского мышления. Гегель утверждал, что его метод всегда стремится только развивать процесс, необходимо следующий из понятия, а в остальном он не нуждается ни в каких основаниях. Для понимания метода Гегеля необходимо рассмотреть гегелевскую концепцию форм диалектики: резонирующей, негативной и позитивной диалектик.

Резонирующая (субъективная) диалектика – это мышление субъекта, который усматривает противоречия в предмете, но не идет дальше установления наличного противоречия. Субъект довольствуется констанцией.

Негативная диалектика (объективная в своем отрицании) имеет некоторые преимущества перед резонирующей уже потому, что она идет значительно дальше. Она не ограничивается констанцией типа «с одной стороны», «с другой стороны», а добивается, опровергая претендующее на законченную статичность целого, его разложения. Негативная диалектика стремится сделать шатким все, что обыкновенно считается прочно установленным. В этом ее сила. Слабость заключается в том, что опровергая ограниченные утверждения через них самих, она достигает немного. Ее результат – нуль, отрицательное: утвердительное еще не встречается в ней.

Для Гегеля и резонирующая, и негативная диалектика являются формами внешней диалектики, которая различает движение вообще и движение мысли.

Более высокой формой диалектики сравнительно с резонирующей и негативной является внутренняя (имманентная) диалектика. Это диалектика не одного только резонирования или отрицания, но и созидания, поскольку она выступает логикой развития предмета, взятого в его имманентном движении. Благодаря ей наука есть иммонентное рассмотрение предмета. Что такое иммонентное рассмотрение? Это доказывание из сущности самого предмета, т.е. доказывание содержания из чистого понятия.

Гегель пытается доказать, что он обладает тайной получения истины на основе знания содержания чистого понятия. Самодвижение духовной субстанции может быть выражено в строгих формах диалектической логики, которая есть наука о чистой идеи, т.е. об идеи в абстрактной стихии мышления.

Наука логики (диалектика) – наиболее трудная наука, ибо она имеет дело с чистыми абстракциями, от исследователя требует способности и привычки углубляться в чистую мысль, фиксировать ее и свободно в ней двигаться. Гегеля интересует как объективная логика, т.е. придуманное им малопознание абсолютом самого себя, так и субъективная логика, т.е. логика мышления субъекта (человека), который стремится схватить логику абсолюта.

Объективная логика, т.е. диалектика, является триединой системой, в которой последовательно представлены основные ступени движения идеи: учение о бытие, учение о сущности и учение о понятии. Такой же триединой системой является и субъективная логика, которая заключает в себе учение о понятии, учение о суждении и умозаключении.

Логика Гегеля является синонимом его диалектической метафизики. В этой метафизике плодотворной оказалась мысль об исторически противоречивом движении познания к истине. Диалектические противоречия – это противоречия духа. В конечном счете эти противоречия оказываются противоречиями субъекта мышления, отражающего реальные противоречия бытия, которые Гегель представляет в виде противоречий идеи в ее саморазвертывании.

Гегель утверждает, что познание начинается и заканчивается в абсолюте. Это означает с точки зрения диалектики общего, особенного и единичного, что часть целого не имеет значения сама по себе, вне целого, часть имеет значение только в отношении к целому и определяется благодаря ему. Реальным оказывается только абсолют. Поэтому Гегелевская диалектика выступает как теория, логика и метод деятельности абсолютного разума, который самодействует по законам противоречия, отрицания и триады. Однако попытки использовать ее в других отраслях зрения оказались малорезультативными.

Основоположники марксизма первостепенное значение придавали диалектическому методу Гегеля, который в критически переработанном виде использовали в своей теории. К. Марксом диалектика была применена к анализу экономических отношений капитализма. Она позволила вскрывать механизм капиталистического способа производства, хотя не исключила ошибки конкретно – исторического характера.

Дальнейшая эволюция диалектики связана с деятельностью В.И. Ленина. Отношение Ленина к философии обусловливалось его политическими интересами. Он искал в диалектики Гегеля и марксизме прежде всего метод разрешения практических проблем революционной борьбы и строительства нового общества, акцентировал такие положения диалектики, как борьба противоположностей, подчеркивая ее абсолютный характер в отличие от относительности единства, а также особое значение придавал принципу практики и принципу партийности. В трудах Ленина мы находим соединение философской диалектики с политической практикой.

Вот черты диалектики сформулированные В.И. Лениным в работе «Философские тетради»:

1) объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама по себе);

2) вся совокупность много различных отношений этой вещи к другим;

3) развитие этой вещи (respective – явление), ее собственное развитие, ее собственная жизнь;

4) внутренне противоречивые тенденции (и стороны) в этой вещи;

5) вещь (явление ect.) как сумма и единство противоположностей;

6) борьба, развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений;

7) соединение анализа и синтеза, разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе;

8) отношения каждой вещи (явление ect.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс) связаны с каждой;

9) не только единство противоположностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства в каждое другое (в свою противоположность?);

10) бесконечный процесс раскрытий новых сторон, отношений;

11) бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т.д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;

12) от сосуществования к казуальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей;

13) повторении в высшей стадии известных черт, свойств;

14) возврат якобы к старому (отрицание отрицания);

15) борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания.

В 60-е годы XX века диалектика изучалась в СССР как теория логики и метод познания. Ее разработка развернулась по ряду направлений – в качестве общей теории развития системы категорий, диалектической логики и теории познания, диалектики социальных процессов, методологии естествознания. Инициатива и новаторство в этих исследованиях принадлежали таким философам, как П.В. Копнин, В.П. Тугаринов, Э.В. Ильенков. Рассматриваемый этап – это этап систематизации диалектики. К началу 80-х гг. он в основном исчерпал свои возможности. Обнаружились и отрицательные стороны этого этапа: канонизация философских высказываний Ленина, негативное отношение к немарксистской диалектики, схематизм ряда теоретических построений, абсолютизация диалектики как универсального метода всех наук.

Диалектика как учение о развитии основывается на определенных принципах или исходных положениях. Первым таким принципом является Принцип всеобщей связи явлений. Согласно этому принципу все предметы и явления в мире находятся в самых разнообразных связях и отношениях. Любой предмет – часть бесконечной цепи. Связь, объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Все связано со всем, все формы движущейся материи также взаимосвязаны, начиная от дозвездных структур и кончая живыми, биологическими формами. Связь отражает зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленности их существования и развития. Отношение – одна из форм связи, момент всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.

Тип связи отражает уровень организации материи. Так, в неорганическом мире проявляет себя связь притяжение – сталкивание. В обществе действуют инварианты этого же, преломленные через социальные формы бытия: симпатия – антипатия, классовая борьба, содействие, противодействие и др.

Формы связей бывают внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные. Примером внутренних связей относительно электровоза можно назвать функционирование всех систем. Внешние связи по отношению к тому же электровозу состояние железнодорожного полотна, видимость и т.д.

На человека могут действовать непосредственные связи – скажем, температура окружающей Среды. Это результат непосредственного взаимодействия.

Влияние состояния планет Солнечной системы – опосредованное взаимодействие – опосредованная форма связи.

Любая форма связи имеет свою основу, вой фундамент. В процессе своей деятельности человек познает существующие связи и отношения предметов и явлений. Воздействие человека на природу неоднозначно. Люди сажают сад и деревья, но в то же время на земном шаре ежедневно уничтожается 8 квадратных миль лесов. Человек улучшает землепользование, но ежегодно в некоторых регионах отдельных стран увеличивается эрозия почвы и сокращается слой гумуса.

Связь как понятие философии позволяет рассматривать принципы философии во взаимодействии, в союзе.

Вторым принципом диалектики является Принцип историзма. Любая вещь, процесс возникает, проходит главные этапы своего существования, а затем исчезает, погибает. Скажем, планета Земля возникла примерно 6 млр. Лет тому назад. В своем возникновении Земля прошла этапы становления из раскаленных газовых туманностей, достигла современного состояния. Ф. Энгельс уверенно говорил о ее остывании и неизбежном превращении в холодную планету типа Луны.

Материалисты распространяют принцип историзма на все сферы реальности, поскольку он согласуется «с монистическим принципом материального единства мира». Необходимо отметить, что историзм в природе надо понимать на столь тотально широко: да, Жигулевские горы возникли 500 млн. лет тому назад, сейчас это холмы (самая высокая точка 310 м); да, Луна была обычной планетой, а ныне холодное космическое тело; да, конфигурация созвездия Большой Медведицы 50 тыс. лет назад была иной, нежели сейчас; наконец, физический тип человека 40-50 тыс. лет назад окончательно сформировался.

Как будто бы историзм налицо. Но если вдуматься, то природа, материя ВЕЧНА, НЕУНИЧТОЖИМА. Мы видим только ее фрагменты, историю этих фрагментов природы. Поэтому лучше говорить не о принципе историзма относительно природы, а о принципе эволюции.

Формы историзма различны. Социальный аспект историзма связан с пониманием того, что общественная история ЗАКОНОМЕРНА, НЕОБРАТИМА и развивается НАПРАВЛЕННО. Появление качественно новых социальных структур и систем вероятно. Идеи историзма в изучении общественной жизни содержались у Гегеля, К. Маркса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, Г. Шмоллера (Германия XIX-XX вв.), представителей институцилизма в экономике – Дж. Гэлбрайта и др. Методологически принцип историзма позволяет верно оценивать определенность того или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущего развития.

Третий и, пожалуй, определяющий принцип диалектики – Принцип развития. Уже первый взгляд на окружающий мир дает нам основание говорить о том, что в мире ничего постоянного и раз и навсегда данного нет. Движение материи как всякое изменение, как способ ее существования в соединении с принципом всеобщей связи дает общую идею развития мира. Диалектика как комплексное учение о развитии на всем видит печать падения, исчезновения, гибели. Вечен только процесс движения, развития.

Понятия «развитие» и «прогресс» не тождественны. Развитие всегда связывают с появлением НОВОГО качества. Оно может быть более высокого уровня, более совершенным по сравнению со старым. Но не всегда. Бывает и регрессивная тенденция. Старение организма человека – явно регрессивная сторона развития. Оно может сопровождаться в то же время явно прогрессивными проявлениями (накопления информации, опыта). Регресс проходит ряд стадий в мире живых организмов, которые вынуждены приспосабливаться, в связи с чем могут принимать упрощенные формы существования, хотя в целом может процветать.

Регресс и прогресс в объективной стороне действительности существуют рядом, так же как деформация, распад, скачкообразность, эволюционные изменения, спиральность и цикличность существуют рядом как противоположные направления развития.

Восходящее и нисходящее развитие. Различают ВОСХОДЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ – это путь от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, информационно емкому, с богатой структурой. Достаточно обратиться к истории развития железнодорожного транспорта. От первого паровоза построенного Е.А. и М.Е. Черепановыми (1833) до современного электровоза заметен путь развития железнодорожного транспорта.

НИСХОДЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ в материальной и духовной сфере – это путь разложения, «мельчания», обеднения. Примером может служить кадровая политика КПСС в последние 20 лет существования, когда к руководству партии пришли серые, нравственно – неустойчивые личности, преимущественно занятые проблемами собственной выгоды, приведшие к краху и партию, и идеологию. Равнодушие чиновников аппарата КПСС от уровня райкома до Центрального Комитета к нуждам народа, недемократичные методы управления привели к тому, что команда Горбачева, используя государственное телевидение, взломало существующие ценности морально – государственного характера, за 8-9 лет было выращено новое «бездуховное», безыдейное поколение молодежи. 20 – миллионная партия коммунистов была побеждена информационными методами, молодежи прививается индивидуализм.

В реальной жизни регресс и прогресс соединены. В одних случаях преобладают процессы восхождения – и здесь заметен прогресс. В других – заметнее проявляется регресс – нисходящее начало. Всеобщее неоставимое и необратимое движение в мире преобладает. Оно сопровождается появлением все более новых форм.

Говоря о принципе развития, необходимо обратить внимание на наличие разных подходов к самой идее развития, ее технологии. Антидиалектики, метафизики тоже полагали, что развитие имеет место. Но они не видели причину развития в самом фундаменте материи. Развитие объектов рассматривалось вне связи объекта с другими предметами. Истина рассматривалась как нечто окончательное, застывшее, а не как процесс.

Диалектическая концепция развития показала источник развития – самодвижения, саморазвития материи, всего сущего.

Внутренняя причина самодвижения заключена во взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций.

Скажем, равновесие красных и белых телец в организме человека означает здоровье. Нарушение этого равновесия ведет к заболеванию (например, лейкоцитоз – рак крови, означает катастрофическое уменьшение в составе крови человека красных кровяных телец).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.