Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление о природе в истории философии




Тема V. Природа как предмет философского осмысления.

Вопросы для повторения.

1. Как менялось содержание понятия диалектики в ее историческом развитии?

2. В чем суть основных принципов диалектики: принципа всеобщей связи, принципа историзма и принципа развития?

3. В чем состоит суть закона диалектики «Единства и борьбы противоположностей»?

4. Каково основное содержание закона диалектики «Перехода количественных изменений в качественные»?

5. Что характерно для третьего закона диалектики «Закона отрицания отрицания»?

 

 

Уже в античной философии природа рассматривается как нечто противоположное обществу. Первые натурфилософы в VII-VI в. до н.э.: Фалес, Анаксимен, Гераклит строят знания о природе исходя из материальных начал. Так, Фалес видит начало всего сущего в воде, Гераклит – в огне, Анаксимен – в воздухе. Природа определяется ими по-разному, но все они сходятся в мысли о том, что материальная первостихия и есть Природа, а она является первостихией мира. Способ порождения мира во всем его многообразии осуществляется через вечный процесс движения.

Складываются два противоположных подхода для определения природных явлений: идеалистических (Пифагор, Платон и др.) и наивно - материалистический (Левклипп, Демокрит, Эпикур). Пифагор начало всех явлений видит в числах. Космос для него – упорядоченная природа, состоящая из десяти сфер (сферы неподвижных звезд, семи планет, Земли и противоземли). Сферы вращаются вокруг огня, который находится в центре Вселенной. Для Платона природа является воплощением мира идей (эйдосов). Идеи – это образы вещей, характеризующие сущность материальных вещей. Они лишены движения, выражаются в категориях, в числах, понятиях.

Наивно – материалистическими взглядами на природу отличаются представители античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур. В качестве первоначал природы они видят неделимые физические элементы. Их существует бесконечное множество, они многообразны, их соединение и столкновение образуют природные вещи, а разъединение этих элементов приводит к гибели вещей.

Более развернутое определение ФЮСИС (природы) дает Аристотель. Для него природа включает в себя три самостоятельных и в то же время связанных между собой значения. ФЮСИС – не только царство жизни, т.е. растения и животные организмы, но и сфера химических, физических и атомных процессов на Земле, а также в дальних пределах космоса – все те процессы, которые, подобно космосу, в целом являются самодвижущимися или, возможно, возникли из «первого двигателя», который Аристотель допускает в своей теологии и которое для него есть божество.

Во-вторых, ФЮСИС – не дифференцированная материальная основа всего становящегося, которое присутствует во всем разнообразии вещей, возникающих из нее.

В-третьих, сущность природы всегда коренится в материальном субстрате, который менее всего отождествляется с косной материей. Природа подобна живому организму, который подчинен внутренней цели, энтелехии. Природа сама творит свои формы. Форма есть осуществление возможностей природы.

В Средние века отношение к природе базируется на религиозном миропонимании. Считается, что природа создана Богом. Он является первопричиной всей природы и природных существ, природа – проявление божественной мудрости.

Для философии эпохи Возрождения характерно построение пантеистической картины мира и природы, превращение природы в обожествленное первоначало вещей. Для первых этапов натурфилософии эпохи Возрождения характерен антропоцентризм. Человек – центральное звено космического порядка. В дальнейшем развивается натуралистический подход к устройству природы, допускается бесконечность Вселенной и множественность миров.

Природа, созданная Богом, не нуждается больше во вмешательстве Бога. Ей присуще движение, внутренняя активность. Жизненный дух присущ всей природе. Это – некая «мировая душа», пронизывающая природу.

Так, Д.Бруно – итальянский гуманист развивает пантеистический взгляд на природу. Природа обладает внутренней способностью образовывать формы. Эту способность Бруно называет «мировой душой». Она наполняет собой всю Вселенную, природа одухотворена, источник движения природы в ней самой. Бруно уравнивает мощь природы и Бога, и в этом его пантеизм.

Для мыслителей эпохи Возрождения природа – воплощение Божественной мудрости, проявление Божественной мощи. Тем не менее, философы этого периода подчеркивают разумность природы, ее активность, системность и целостность.

Представители натурфилософии XVII в. Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц рассматривают природу как некоторое тело, состоящее из первоначальных материальных элементов, между которыми существуют причинно – следственные связи. Причина всех материальных процессов являются высшие силы. В этот период времени преобладает механистический подход к объяснению всех явлений природы и общества. Отождествление природы с механизмом соответствует началу рациональной классической науки. Развитие механики вызвало распространение механистического миропонимания, как на природу, так и на общество.

В природе существует жесткая детерминация, необходимость и причинность, отсутствует случайность. Все тела находятся в движении. Этим и отличаются они друг от друга. Природа мыслится как система, не зависящая от исследователя, созданная Богом – инженером и нуждавшаяся лишь в первотолчке.

Человек способен проникнуть в природу потому, что она создана по законам механики и геометрии. Природа есть машина, законы которой постижимы благодаря техническим средствам. Наиболее отчетливо это отношение выражает Ф. Бэкон, провозгласивший целью науки и техники господство над природой. Природа понимается как объект преобразовательной деятельности человека. Эксперимент является основой познания природы. Разум помогает осуществлять связь между человеком и природой.

Французские философы-просветители XVIII в. – Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбах, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро совершают существенный переворот в понимании природы.

Исходным началом их философии природы являются не геометрия и не механика, а физиология человека и антропология. Природа, окружающий мир рассматривается уже не сам по себе, а в связи с человеческой природой.

В XVIII в. обнаруживается углубленный, обостренный интерес к природе. В частности, Ж.Ж. Руссо выступает против технического оптимизма эпохи Просвещения, и возвещает возвращение человека в лоно природы. Возрождаются натурфилософские увлечения.

В дальнейшем взгляды философов Просвещения на природу подвергаются критической оценке со стороны немецкой философии объективного идеализма.

Так, И.Г. Фихте рассматривает природу как антипод человеческой свободы. Он считает, что разум находится с природой в постоянной борьбе, человек господствует над природой, природа препятствует реализации моральной воли человека. Другой немецкий философ – Ф.В. Шеллинг рассматривает природу как ступень развития, предшествующая духу. Природа организует самую себя, она духовна. Натурфилософия Шеллинга есть тождество идеального и реального. В природе в потенциальном состоянии присутствует дух. Он проходит в своем развитии ряд состояний – от бессознательного существования до осознания и воплощения в разуме. Дух развертывается в природе, а природа воплощает его в себе.

Для Г.В.Ф. Гегеля философское рассмотрение природы является единством теоретического и практического отношения к ней. Природа существует сама по себе, поэтому природу и представление о ней нельзя отождествлять. Философия природы должна соотносить объективное и субъективное, видеть за теоретическим отношением практическое.

Природа, считает Гегель, органична. Она имеет различные качественные сферы, т.е. структуру. Каждая сфера обладает собственными внутренними основаниями и способом организации.

Гегель рассматривает природу как отчуждение духа. «Природа есть идея в форме инобытия» – таков исходный принцип философии природы Гегеля.

В природе существует развитие, считает Гегель. Это развитие связано с объективацией духа в инобытие, т.е. в природу. Со снятием этой объективации происходит возвращение духа к себе. В природе господствует бессмыслие, природа не свободна, а лишь необходима и случайна. Природа не имеет истории, дух развивается во времени.

Таким образом, Гегель пытается рассмотреть развитие природы через превращение духа в свое инобытие, природу. В самой природе он также усматривает развитие. Но все его посылки сводятся к тождеству природы и абсолютной идеи.

Л. Фейербах, представитель метафизического материализма в отношении природы и человека абсолютизирует их единство. Для него не существует качественной границы между человеком и природой. Человека он рассматривает как биологическое существо с присущими ему законами природы. Человек для него созерцатель, а не активное действующее начало.

Особое место в понимании природы принадлежит русской философской мысли XIX в. Русские ученые считают, что философия природы должна основываться на общем учении о природе – физиологии: весь мир обладает жизнью; природа – одушевлена; неорганическая природа раскрывается в динамических процессах (магнетизме, химизме).

Представители русской философии критикуют материалистическое понимание природы. Так, В.С. Соловьев отмечает, что внешняя реальность сведена к вещественному миру, а внешний мир – к системе отдельных тел, которые, в свою очередь, - к взаимодействию атомов. Хотя у Соловьева и присутствует религиозная трактовка природы, он создает иной подход к природе как к общему многообразию, которое мыслится в единстве.

Идея единства помогает осмыслить разнообразие природы, как единое целое, находящееся во взаимоотношениях со всеми вещами мира. Природа обладает внутри себя божественным элементом, или потенцией Всеединства. Сама по себе природа существовать не может. Она причастна бытию Бога. Становление Божества в природе осуществляется через сведение множественности к внутреннему единству. Божественный элемент в природе представлен как мировая душа. Природа является частью организации человеком всей действительности. Природа – одна из форм творчества, Бог – художник. Культура существует не в отрыве от природы, а как высшее проявление творческих сил природы.

Соловьев обращает внимание на то, что в истории человечества можно выделить три типа отношения человека к природе: 1) страдательное подчинение ей, 2) отрицательно – деятельное отношение, которое выражается в активной борьбе с природой, в ее покорении, 3) положительно – деятельное. Второй тип отношения человека к природе ведет к новому типу отношения, которое предполагает культивирование, ухаживание за природой для ее будущего обновления.

Другой русский философ, родоначальник русского космизма – Н.Ф. Федоров обращает свое внимание к науке, позитивному знанию. Он считает, что научное знание ведет к преобразованию природы. Победив зло, которое находится в природе, преодолев смерть и, достигнув всеобщей регуляции сил природы, человек может достичь нового рождения. Тогда он станет творцом.

Преобразовать природный мир можно с помощью техники. Техника – богодейственна. Религиозно – мистические мысли Федорова переплетаются с превознесением науки и техники, их роли в спасении человечества.

В дальнейшем эти идеи расходятся на две: религиозно – мистическую, представленную в философии П.А. Флоренского, и другую, связанную с именами В.И. Вернадского и Н.Г. Холодного, которые особое значение и ценность придавали науке и техники.

Флоренский считает, что природная реальность двуедина. Она чувственно – материальна и одновременно духовна. Природа – это шифр, символ, знак духовного бытия. Метафизика способна расшифровать природу. Природа одушевлена, жива в целом и частях, все дышит вместе друг с другом. Природа организуется в космосе. Космос замкнут и конечен. Так как природа символична, обнаружить мир смысла в природе – задача христианской церкви.

Духовная сила сохраняется в частицах живого тела – биосфере. На ней существует пневмосфера, или особое вещество, вовлеченное в круговорот культуры, или духа. У Вернадского это названо ноосферой.

В XX веке исследование природы дополняется социокультурным смыслом. Природы втянута в человеческую деятельность и не может быть осмыслена вне этой деятельности. Появляются идеи, например Н. Моисеева, о структурной общности космологической, биологической и научно – технической эволюции человека и природы, то есть идеи коэволюции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.