Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропосоциогенез и развитие человека




ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

 

Природа человека – по сути один из основных философских вопросов, причем другие вечные вопросы, скажем о смысле жизни, идут следующими, вторичными. Почти самоочевидная сложность и противоречивость природы человека требует глубокого философского осмысления с широким и полным привлечением научных данных. Процесс идет от реального состояния современного человека, научных теорий и философских принципов.

Что же такое человек? Человек – это высокоразвитое самостоятельное материальное существо – и часть природного и социального мира; отдельная биосистема – и элемент более широкой биосистемы; самостоятельное существо – и член общества.

Внешняя противоречивость соединяется с внутренней, основательной противоречивостью человека. В человеке взаимодействуют материальное и духовное, природное и социальное, объективное и субъективное, индивидуальное и родовое, текущее и вечное, изменчивое и устойчивое, наследуемое и приобретаемое, чувственное и рациональное, активное и пассивное, созидательное и разрушительное, производство и потребление и др. Каждая из этих противоположностей – человек, с одной из своих внутренних сторон, или в одном из внешних отношений. Может быть преобладание какой-то противоположности, но не может быть полного вытеснения другой противоположности – иначе нет человека.

Указанные противоположности существуют на разных уровнях человека, выражая его включенность в разные системы и процессы функционирования и развития. Отсюда необходимость широкого и комплексного подхода к исследованию человека. Здесь важно подчеркнуть, что человек – это открытая саморазвивающаяся система, и именно поэтому открытой самореализующейся системой является и общество, и вся система «человек – общество – природа».

Для выяснения природы и сущности человека не обойтись без выделения сторон, определяющих жизнедеятельность человека. Что делает человек человеком? Что отличает человека от животного? Что первично – общество или человек? Каковы родовые признаки человека? Какова основа развития человека? Решение этих вопросов требует обращения к объективным процессам, где существует и развивается человек. И философия находит общее и принципиально единое между любым куском человеческой жизни, поступком или практическим делом человека, его судьбой и всемирной историей человечества, продолжающей эволюцию земной природы. Но особенно важен философский анализ становления человека во взаимодействии с природой вместе со становлением общества. Это процесс антропосоциогенеза – т.е. возникновения и становления человека и общества. Это становление нового качества в развитии материи, когда наряду с природным объективным миром появляется мир социальный, в котором высокоразвитая материя порождает свою противоположность – сознание, без которого в своем новом качестве она не может существовать и развиваться.

Понять процесс антропосоциогенеза важно не только для определения природы человека и общества, но и для выяснения механизма саморазвития человека и общества. Все качественные параметры человеческой и социальной жизни изначально закладываются в антропосоциогенезе. Нужно обратить внимание на комплексный характер антропосоциогенеза. В нем одновременно и взаимосвязано происходят объективно обусловленные процессы формирования человека и общества, сознания и языка, труда и общения. Причем каждый из этих процессов возникает не на голом месте, а как бы продолжает на качественно новом уровне развитие соответствующих процессов в живой природе.

Процесс антропосоциогенеза происходит как продолжение эволюции живой природы в течение весьма длительного времени. В то же время это был порыв в новое качество, скачок в развитии высокоорганизованной материи. «Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни – в этом весь парадокс человека» (Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека. М., 1989. С.135). Тут два основных вопроса – об основе процесса и о решающем факторе, обусловившем переход в новое качество. Основа процесса антропосоциогенеза – обмен веществ, необходимый для существования живой материи, какой бы она ни была. Он определяет способ жизнедеятельности живого существа и зависит как от уровня организации автономной биосистемы, так и от внешних условий. Животное с определенной степенью активности приспосабливается к среде обитания, что обеспечивает ему выживание и продолжение рода. Его жизнедеятельность происходит через непосредственное включение в природные процессы, прежде всего в функционирование биосферы.

Объективное изменение внешней среды закономерно усложняет взаимодействие человека с природой, и он уже не может существовать и воспроизводиться за счет готовых «продуктов» природы. Объективное ограничение условий жизнедеятельности обусловило необходимость обеспечить эти условия искусственным путем, преобразовав из природы то, что можно было приспособить к удовлетворению потребностей. Это означало, что прямой обмен веществ с природой стал заменяться опосредованным. Жизненный процесс стал обеспечиваться деятельностью, имеющей природную основу, но определяющей также особыми средствами, необходимыми для жизнедеятельности человека. Они приобретают самостоятельное существование и важнейшее значение для обеспечения обмена веществ между людьми и природой.

Стихийно – приспособительная деятельность по жизнеобеспечению перерождается в труд. Труд – это отчужденный и противоречивый процесс деятельности человека, производящий его жизнеобеспечение через взаимодействие с природой при помощи специально созданных орудий. Труд по сущности и содержанию – сложный, многосторонний и противоречивый процесс, для человека и общества он имеет такое же родовое, определяющее значение, как и обмен веществ для растений, животных и биосистем.

Труд лежит в основе становления человека и общества и их важнейших сторон и качеств – сознания, языка, общения, познания, творчества, активности, свободы. Труд является интегрирующей, системообразующей деятельностью, он обеспечивает функционирование, динамизм и развитие человека и общества. Причем это характерно и для последующего развития человека и общества. Очень важно здесь избежать упрощения и догматического толкования. При всей значимости труда он невозможен без сознания, познания, активности, творчества, языка и общения, и это единство проявляется уже в антропосоциогенезе. И сам труд сложен и внутренне противоречив во всех его моментах и элементах. Труд как деятельность есть взаимодействие объективного, материального и духовного, отчуждения и приспособления, опредмечивания и распредмечивания, разрушения и созидания. Орудия труда – его основа, но и сами они являются его продуктами и вне труда бессмысленны. Орудия труда определяют эффективность родовой деятельности человека и общества и поэтому выражают уровень и возможности прогресса человека и общества. В них воплощены не только природные материалы и процессы, но и результаты познания и творчества.

Труд преобразует вещество природы, но направления этого преобразования, характер конечного продукта задаются уровнем человеческих потребностей, которые определяются не только природой и производством, но и социальными, духовными и культурными факторами.

Понимание двойственности человеческой природы принципиально важно для антропосоциогенеза. Человечество формировалось вместе с социальностью и духовностью на основе определяющего трудового процесса. Труд и его центральный момент – орудия труда – создают объективную необходимость превращения высокоразвитой психики – в сознание, стадности – в общение, сигнальной коммуникации – в язык, комбинации рефлексов и инстинктов – в познание, отражения – в мышление, приспособления – в активность, стихийного поиска – творчество. Оказывая обратное воздействие на развитие труда, все эти стороны человека и общества формировались в теснейшем взаимодействии и взаимовлиянии.

Для понимания антропосоциогенеза, природы и сущности человека большое значение имеет понятие отчуждения. Сам процесс выделения человека из природы есть отчуждение, и оно, как всегда, противоречиво. Что теряет человек, отчуждаясь от природы, и что он приобретает? Это вопрос общефилософского плана, один из вечных «проклятых» вопросов человека. Отчуждение выражается в противоположностях: «свое – чужое», «единое – отдельное», «зависимое – самостоятельное», «внутреннее – внешнее», «опредмечивание – распредмечивание» и др. Отчуждение – момент развития, оно и его результат, и его условие и предполагает взаимопереход противоположностей друг в друга. Но особенно важно отчуждение при создании и использовании орудий труда, которые создаются специально как средства преобразующей деятельности, становясь в то же время материализацией мысли, идеи, проекта – т.е. продукта духовной деятельности, сознания.

Центральный вопрос проблемы антропосоциогенеза – это вопрос природы и сущности человека. Орудие труда отражается в формирующемся сознании как самостоятельный, отчужденный предмет, продукт известной свободы и творчества. Мир удваивается через сознание, и человек живет в этом двойственном мире, и происходит удвоение его природы. Материальная природная основа человека становится неотделимой от духовного начала в нем, духовное начало усиливается с формированием самосознания.

Единство двух сторон человеческой природы выражается через категорию отчуждения и во всех процессах антропосоциогенеза. Возникновение и развитие языка также идет от труда и мышления, но в то же время обеспечивает оформление мысли и обозначение орудий труда, трудового процесса. Слово есть отчужденная, закрепленная в звуках мысль, ее своеобразная первичная материализация, а суждение – выражение связи, зависимости, форма знания. Наконец, умозаключение – еще более отчужденная форма мышления, «чистая» мысль, выходящая за пределы опыта и поэтому творческая, потенциально продуктивная. Язык неотделим от общения, но общение также имеет трудовую основу и зависит от сознания. Результатом общения является формирование социальности – объективно необходимой объединенности людей в рамках той или иной общности. Общность также есть результат отчуждения в процессе общения. Она отделяется от людей и приобретает самостоятельное существование и значение. Общность и человек едины как диалектические противоположности, и это важнейшая проблема философии, социологии, политологии и других социальных наук. Общности складываются объективно, но наряду с ними при определяющем влиянии личностного и духовного начала создаются еще более отчужденные формы социальности – организации (социальные институты, учреждения и т.п.), экономические (фирмы), социальные (учреждения культуры, образования и т.п.), политические (государство, партии и др.).

К сожалению, до недавнего времени в нашей философии и идеологии эта проблема представлялась упрощенно. Преувеличивалось значение социального, недооценивалось личностное. При этом неизбежно само социальное понималось как нечто самодовлеющее, почти независимое от человека, движущееся самостоятельно. Это отражалось в недооценке сознания и духовности как в человеке, так и в обществе. Тем самым искажалась природа человека и общества, характер их взаимодействия и развития. Отсюда также идет одностороннее понимание, недооценка, а то и игнорирование культурно – исторического процесса и его воздействия на общество и человека. Сейчас обострилась проблема духовности, понимаемой как способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность, это нравственно сориентированная воля и разум человека.

Духовность, как и социальность – отчуждение жизненного процесса, но это продуктивное отчуждение – оно в конце концов проявляется в деятельной, деятельностной сущности человека. В деятельности, творчестве – реальное разрешение противоречий человеческой природы.

Каждый человек так же, как и данное общество, определяется не только современными условиями существования, но и накопленной в ходе истории материальной и духовной культурой, которая является результатом жизнедеятельности и творчества многих поколений людей. Культура накапливается, наследуется и является для человека и общества столь же объективной, как и меняющаяся природа, и носит, таким образом, естественно – исторический характер. Конечно, человек, как и общество, воспринимает культуру по-разному, и она в неодинаковой степени входит в содержание данного человека. Но в понимание человеческой природы культуру непременно нужно включать. Тем более, что в культуре сохраняется и развивается то непреходящее и вечное, что делает человека человеком, то проверенное жизненное содержание человеческой природы, что и связывает в род человеческий людей как во времени, так и в пространстве (как ныне живущих людей, так и поколения ранее живших).

Можно сказать, что противоречия природы человека – между природным (биологическим) и социальным, материальным и духовным, вечным и преходящим – как раз и разрешаются культурой и через культуру. Культура сама внутренне противоречива: она конкретна и абстрактна, безгранична и несет в себе непременные ограничения, содержит в себе и свободу, и необходимость. Это проявляется в процессе становления человека и общества. Человек, отходя от природного состояния, вынужден противостоять природе, чтобы выжить. Такова логика отчуждения. И возможность выжить и расти в новом качестве связана не только с трудом и сознанием, но и с общением.

Возникновение, становление и развитие человека происходит в составе рода человеческого – в непосредственном и широком смысле слова. Важно не только воздействие рода на человека, но и их первобытная слитность. Даже в первобытном обществе мир человека может быть богаче мира рода. В этом богатстве и уникальности человека – точка дальнейшего развития.

В то же время возникающая в совместной деятельности людей культура несет в себе ограничения, которые способствуют прогрессу человека, причем не только в духовном, но и в социальном плане. Воздействие общества на человека осуществляется через возникающую духовность (верования, знания, нравственность и т.п.). Обратите внимание, как глубоко укореняется нравственность во внутреннем мире человека. Условия и законы самосохранения и развития рода, общности и человека становятся внутренним нравственным законом человека – через осознание, подражание, следование традициям и обычаям. Внешний закон становится как бы внутренним, социально – человеческим. В принципе это характерно и для других форм социальности, но нравственная составляющая духовности особенно важна в единстве и взаимодействии человека и общества. Не случайно в истории философии проявляется постоянный интерес к нравственному прогрессу человека и обществ.

Таким образом, противоречивая природа человека проявляется уже в процессе антропосоциогенеза, где закладываются самые существенные качества человека и основы для его саморазвития в рамках социума. Дальнейшее развитие добавляет человеку новые характеристики – «человек политический», «человек свободный» и т.п., но всегда он остается «человеком разумным», «человеком производящим» и «человеком моральным, общественным». Именно труд, сознание и коллективность являются воплощениями родовой сущности человека. Все остальные исторические, сегодняшние и будущие качества человека исходят из этого.

Можно говорить и о направлении развития человека, о преобразовании или модификации человеческой природы, и это очень важные проблемы, но они не должны заслонять родовую сущность человека. Она по-разному проявляется у разных людей, на разных этапах истории, в разных формах общественного устройства. Но верное представление об этой сущности позволяет правильно ориентироваться в познании человеческих проявлений и возможностей неисчерпаемого внутреннего мира человека.

Важно избежать упрощения и вульгаризации в этих кардинальных вопросах так же, как и односторонностей и догматизма. Всего этого было немало в истории философской мысли, есть это и в современном познании человека, в том числе и в рамках марксистской традиции. В частности, биологизация человека или его социологизация неизбежно дезориентирует человекознание да и обществоведение. Поскольку же понимание природы человека влияет на характер философии, неизбежно омертвление, догматизация со всеми вытекающими последствиями для идеологии и политики, воспитания, самосознания и творчества человека.

Человек есть целостное существо в единстве противоречивых сторон своей природы и в единстве всех основных проявлений своей родовой сущности. При всем значении родового – социально – духовного – в человеке нельзя, особенно в наше время, недооценивать материальное, видовое, индивидуальное – его конкретное биологическое состояние. Это не только здоровье как основа жизнедеятельности, духовной и социальной жизни. Экологические и другие опасности грозят и здоровью, и генофонду – биологической основе рода человеческого. Человеческой природе также противоестественна бездуховность и социальная пассивность, имеющие, увы, немалое распространение в любом современном обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.