Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И регуляции человеческой деятельности




СОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Приступая к рассмотрению сознания с его сущностной, содержательной стороны необходимо прежде всего отметить – человек не рождается с готовым сознанием (как бы того не хотели некоторые философы субъективно – идеалистического толка, но факты, как говорят, - упрямая вещь). Сознание у него формируется, и формируется оно в процессе всей его жизни. А источником сознания выступает та объективная реальность, в которой существует человек. Следовательно, сознание есть результат отражения этой реальности. Тогда возникают вопросы – как это происходит? Каковы те основания в здании материи, не обладающей изначально сознанием, но которые делают возможным его появление? Иначе говоря, это – вопросы генезиса (происхождения) сознания.

Ключ к решению этих вопросов заложен в самой природе сознания. Если сознание есть результат отражения, то проблему его происхождения надо рассматривать в тесной связи с таким явлением, каким является отражение само по себе. В самом общем определении отражение есть способность предмета в результате его взаимодействия с другим предметом воспроизводить некоторые особенности последнего в своей собственной структуре (природе). Вместе с усложнением и эволюцией материальных систем происходит усложнение и эволюция форм отражения. В неживой природе отражение, как правило носит механический характер. Когда один предмет воздействует на другой, во втором предмете остается более или менее устойчивый след как результат воздействия. Простейший пример тому – отпечаток следов на песке или снегу. Такого рода отражение статично. В живой же природе оно приобретает активный характер, каждая более низкая форма отражения составляет предпосылку возникновения и функционирования форм более высоких уровней.

Элементарной и исходной формой отражения в живой природе, которая присуща всем живым организмам, является раздражимость. Раздражимость есть способность всего живого реагировать на сигналы внешнего воздействия в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет энергии самого организма. Энергия внешнего раздражителя (свет, температура, влажность и т.д.) лишь вызывает внутренний процесс. Становление раздражимости обусловлено активностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе. Назначение активности – обеспечить такое взаимодействие организма и среды, которое необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения.

По мере усложнения форм взаимодействия организмов с внешней средой, по мере дифференцирования и усложнения живого развивается и новая форма отражения – чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений. Чувствительность возникает уже на уровне простейших животных. Многообразные виды ощущений – осязательные, слуховые, зрительные, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые – служат целям первичной ориентации живого организма в среде его обитания. Более сложные формы чувствительности связаны с психической формой отражения.

Основой функционирования психики является нервная система, состоящая из головного и спинного мозга, рецепторов (органов чувств) и нервов (зрительных, слуховых, двигательных и т.д.). На уровне психического отражения фиксируется образ отражаемого предмета, что дает возможность приспособления организма к условиям изменчивой среды, так как становится возможным осуществление действий, адекватных свойствам отражаемых предметов. Поэтому отражение у живых существ, обладающих нервной системой - это активная внутренняя работа по формированию схемы поведения, это ориентация в окружающей среде и удовлетворение потребности в контакте с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Возникая на определенном уровне биологической эволюции и выступая в качестве обеспечения приспособляемости организма к условиям его существования, психика животных, однако, не достигает уровня осознанности. Можно сказать, что высшие животные достигают такого уровня отражения, который можно с некоторой оговоркой назвать предсознанием, т.е. порогом сознания. За этот порог суждено ступить только человеку.

Дело в том, что понятия «психика» и «сознание» – понятия не тождественные. Психика включает в себя и подсознательное (бессознательное, неосознанное), как мигание глаз, вздрагивание при испуге, сон, лунатизм и т.п., и волю, и разум и абстрактное мышление. К сознанию или сознательному относятся такие психические явления, которые проходят через мышление (и прежде всего мышление абстрактное), осознаются человеком. Следовательно, сознание есть высшее проявление психики, которое присуще только психике человека. Отсюда и качественное отличие психики человека от психики животных. Оно заключается не только в том, что человек обладает сознанием (осознанным отражением), а значит способностью предвидения своей деятельности, чем не обладают животные, но и в том, что другие психологические реакции (общие и для животных и человека) у человека протекают более содержательно и разнообразно. А это напрямую связано с тем, что основой перестройки психики животных в сознание человека является труд.

Труд начинается с изготовления и применения орудий труда. Изготовляя орудия труда и изменяя с их помощью природу, создавая материальные блага ради удовлетворения своих потребностей, люди постепенно научились устанавливать связи, отношения между предметами. Они также научились выделять отдельные предметы и закреплять за ними определенные назначения, осознавать связи между своим настоящим действием по изготовлению орудия труда и своим последующим действием с этим орудием, так что в начале трудового процесса уже возникал желаемый результат в виде мысленного образа. Наконец, формирующийся человек научился отражать мир не только в конкретно – чувственных образах, но и с помощью понятий, т.е. абстрактно. Дифференциация труда – многообразие видов человеческой деятельности – постоянно обогащает мышление, которое в виде знания передается от поколения к поколению. Так, что «разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.545).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.