Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и язык. Структура сознания




Возникновение и развитие сознания как специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием его материального носителя, каким является словесный язык. Основой возникновения языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей совершенствовались орудия труда и навыки в их употреблении, становились достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых навыков и опыта последующим поколениям механизма условных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен и мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и существенных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка. «Язык, - пишут К. Маркс и Ф. Энгельс, - так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости, общения с другими людьми» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.3, с.29).

Словесный язык существует в двух ипостасях – в звуковой оболочке – в виде речи и графического изображения слов – письменности. Кроме того язык выполняет две основные функции. Первая из них – язык является средством выражения нашего мышления. Каждый мысленный образ имеет свой словесный эквивалент. Если человек и не говорит вслух, все равно его мысли облекаются в форму слов. Внутренняя речь является средством оформления мысли. Если человек не может выразить то, что хотел бы сказать, то это означает отсутствие оформления мысли. Пользование языком основано на существовании ассоциативной связи между звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и зрительными, осязательными, обонятельными и другими восприятиями, соответствующими воспринимаемому предмету.

Вторая функция языка – коммуникативная, когда язык выступает как средство общения между людьми. А это значит, что язык служит условием для взаимного понимания людей, когда благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами, как и, наоборот, наши мысли могут быть доведены до сознания других людей. Ни сам язык, ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи, не заложены изначально в человеке, не «записаны» в его мозгу, как и его сознание. Так как мышление и язык неразрывно связаны между собой, то они развиваются вместе с развитием человека. Благодаря языку человек осваивает мир не только своим чувственным опытом, но и через опыт других людей. Наконец, язык как хранитель культуры выполняет роль механизма социальной наследственности, а это значит, что каждое новое поколение начинает свое существование в мире не с нуля, а на основе тех ценностей, которые оставили ему предыдущие поколения (имеются ввиду конечно ценности духовные).

Если рассматривать язык в широком смысле – то это есть знаковая система. Знак – это не образ, не копия предмета, а его символ, который замещает предмет. Знаковая система может функционировать только тогда, когда в знаке выражено единство сигнала и его значения. Примеров знаковых ситуаций можно привести сколько угодно. Здесь могут быть и знаки – копии (отпечатки пальцев), и знаки – признаки (туча – приближение дождя), и знаки – сигналы (звонок в дверь, звонок будильника), и знаки – символы (серп и молот – символ единства крестьян и рабочих) и т.д. Специфика такой знаковой системы, как язык, заключается в том, что знаки языка выступают как бы заместителями обозначаемых ими предметов, благодаря чему в мышлении осуществляется обобщенное отражение действительности.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства, общественной практики. Например, употребление в науке специальной символики (формул, схем) намного сокращает и процесс познания и процесс усвоения научной информации. А изобразительно – выразительные средства (язык искусства) используются тем или иным художником (поэтом, живописцем, скульптором, композитором, режиссером) для реализации своего замысла в создаваемом художественном произведении.

Будучи высшей формой психической деятельности человека сознание имеет определенную структуру, т.е. два уровня своего выражения. Первый из этих уровней является так называемое предметное сознание, как результат непосредственного отражения того конкретного бытия, в котором существует человек. Очень точно по этому поводу заметил немецкий философ Л. Фейербах – «в хижинах мыслят иначе, чем во дворцах». В данном случае он как раз имел в виду не только различие в знаниях, логике мышления и понимании, а прежде всего различия в интересах, убеждениях, в ценностной ориентации и т.д.

В сознании есть образ не только внеположного предмета, но и образ этого образа, т.е. отражение отражения предметного мира. Таким образом вторым уровнем сознания является самосознание. Самосознание способствует выделению человека не только от остального мира, но и формированию своего «Я», отличного от «МЫ» (других людей). Поэтому самосознание – это осознание человеком своих действий, мотивов поведения, своего положения в обществе. Одновременно самосознание – это и оценка человеком самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. В то же время нельзя думать так, что с помощью самосознания человек вообще обособлен от мира. Такого в принципе быть не может, раз человек является продуктом общественного развития. Поэтому самосознание не монолог сознания с самим собой, а скорее диалог человека со своим опытом.

Самосознание тесно связано с так называемой рефлексией, которая является размышлением, своеобразным анализом собственных мыслей и переживаний. Самосознание и особенно способность к рефлексии формируются на определенной ступени развития человека под влиянием объективных обстоятельств жизни, которые требуют от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия решений и ответственности за них. Ну а сам механизм формирования самосознания можно показать на таком простом примере. Возьмем такое предложение: «Я вижу море». При смысловом ударении на слове море внимание будет смещено в сторону объекта; при ударении на слове вижу – на процесс восприятия; а при ударении на слове Я – на субъект. Так происходит как бы фокусировка сознания от предметного (субъективный образ объективного мира) до самосознания.

Человеческое «Я» меняется в процессе жизни вместе с ростом знаний, культуры чувств и воспитанием воли, а также с изменением физического состояния и самочувствия. Тем не менее оно сохраняет внутреннюю цельность и относительное постоянство. Благодаря наличию некоторых существенных инвариантных характеристик сознания человек «остается самим собой» и может каждый раз отождествлять свое актуальное «Я» с прошлым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.