Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология научного познания




В результате всесторонней практической проверки и подтверждения всех разнообразных следствий гипотеза превращается в теорию или часть уже существовавшей ранее теории. Отсюда следует, что различие между гипотезой и теорией с гносеологической точки зрения прежде всего в том, что гипотеза – это знание вероятное, а теория – знание достоверное, истинное в тех границах, в которых она подтверждена практикой. Теория представляет собой систему идеальных образов, отражающих всю совокупность необходимых связей объектов, взятых в их естественной взаимозависимости. В теории каждое понятие, положение занимает строго определенное место и необходимым образом связано с другими понятиями, положениями. Важнейшими характеристиками теории являются: полнота охвата сторон и связей области действительности, проверяемость, объяснение существующих свойств и связей объекта и предсказание их изменения в будущем, появление новых свойств и связей, новых явлений, качественных состояний.

Проверка гипотезы путем объяснения установленных научных фактов играет важную роль в ее превращение в истинное знание, однако этого недостаточно для того, чтобы сделать окончательный вывод, поскольку те же самые явления можно объяснить и другим путем, из других оснований. Поэтому для окончательного решения вопроса об истинности той или иной гипотезы необходимо, опираясь на нее, предсказать новые (неизвестные) явления и вызвать их к жизни, создав соответствующие условия. Для обоснования гипотезы, превращение ее в истинное (теоретическое) знание широко используется мысленный эксперимент, который представляет собой создание таких комбинаций мыслительных образов, которые позволяют выделить процесс в чистом виде и уяснить сущность исследуемого явления. Ситуация, создаваемая посредством мысленного эксперимента, как правило, практически не осуществима, однако она отражает (правда, в идеализированной форме) определенные свойства и связи действительности.

Но не всякое предположение о причине или необходимой связи того или иного явления относится к научной гипотезе. Чтобы быть научной гипотезой, предположение должно удовлетворять ряду условий: принципам научного мировоззрения, учитывать установленные наукой и подтвержденные практикой положения, опираться на все имеющиеся в данный области факты, объяснять их и обладать способностью предсказывать новые факты, допускать возможность экспериментальной (опытной) проверки.

Гипотеза – это форма вероятного знания, предложение о причине, обусловливающей соответствующие явления, о той или иной их необходимой связи, или догадка, более или менее обоснованная, но не доказанная, не подтвержденная полностью. Гипотезу, однако, можно считать тем более вероятной, чем больше количество разнообразных наблюдаемых в опыте фактов согласуется с ней. По своей логической форме гипотезы являются условными высказываниями вида «если происходит а, то происходит б».

Другой путь создания научной теории – это путь, который минует эмпирический уровень знания, а целиком основывается на мыслительной деятельности. Дело в том, что само научное знание имеет весьма сложную структуру, которая состоит из множества разнообразных элементов и представлена рядом этапов, начиная с постановки научной проблемы и кончая ее решением. Научное исследование всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. Научная проблема всегда содержит в себе старое знание, как основу дальнейшего исследования, и попытку получить новое знание. Успех решения той или иной проблемы зависит прежде всего от принципов, способов и приемов исследования. Правильно избранные принципы и методы исследования обеспечивают успех в решении проблемы, приводят к научным открытиям, или же к появлению какой-то новой научной идеи. На основе такой идеи может сформироваться гипотеза.

Итак, опыт устанавливает факты. Затем они подвергаются рациональной (мысленной) обработки и логического обобщения. В результате подобной операции возможно сформировать научную теорию, которая исходит из фактов и опирается на факты. Как отмечает по этому поводу Ф. Энгельс, «нельзя конструировать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их насколько это возможно, опытным путем» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.370-371).

Но в науку факты входят и в ней хранятся и обрабатываются не как сами явления или события, а как их описания, как эмпирические знания. Эти описания объективных (наблюдаемых, экспериментальных) фактов, зафиксированных с помощью языка понятий или специальных знаков, представляют собой научные факты. Важнейшей особенностью научного факта является его истинность, допускающая опытную проверку. Факты играют значительную роль в развитии познания. Они составляют эмпирический базис науки. Опираясь на факты, ученый может проникнуть в сущность исследуемого явления, раскрыть присущие ему необходимые свойства и связи, законы его функционирования и развития. Факты, по выражению И.П. Павлова, это воздух ученого.

Если рассматривать уровни знания с точки зрения отражения в нем познаваемого объекта, то их также будет два: знание конкретное и знание абстрактное. Конкретное знание отражает объект во всей его полноте, в совокупности всех его свойств и связей, оно есть результат прослеживания внутренней связи разнообразных фактов. Знание абстрактное отражает объект с какой-то одной, хотя и существенной, стороны. Эмпирический и теоретический уровень познания включают в себя уровни конкретного и абстрактного знания, которые существуют в неком единстве как отношение между целым и его составными частями и наоборот.

Между эмпирическим и теоретическим уровнями знания существует как единство, так и различие. Эмпирическое отличается от теоретического тем, с какой стороны и насколько глубоко отражается в них объект познания, какова научная значимость и логическая форма выражения данного уровня познания, каков тип применяемых средств исследования объекта познания, какими методами осуществляется процесс познания. Возьмем, например, отличие эмпирического и теоретического по типу применения средств. Средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки, различный инструментарий, в то время как в теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие между субъектом и объектом познания, здесь объект может изучаться только опосредованно (в мысленном эксперименте).

НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ

Тема IX. Научное познание.

Говоря о процессе познания, следует отметить, что его важнейшей стороной является познание научное. Основной задачей такого познания является раскрытие закономерностей развития природы, общества, сознания. Важнейшими же закономерностями развития самой науки как гносеологического феномена являются: обусловленность ее развития потребностями общественно – исторической практики; относительная ее самостоятельность; преемственность в развитии научных идей, теорий и методов; взаимодействие всех ее составных частей и отраслей.

В научном познании, в зависимости от глубины, полноты и формы выражения, выделяются два уровня (две ступени) знания. Первая из этих ступеней – эмпирическое знание – отражает объект со стороны его внешних связей и проявлений, доступных чувственному отражению, а его содержание почерпнуто главным образом непосредственно из опыта. Логической формой эмпирического знания является отдельно взятое суждение, описывающее определенный факт или явление. Эмпирическое знание не дает понимания причин подмеченной связи явлений и познания их сущности.

Второй уровень научного знания – теоретический – формируется на основе мыслительной (абстрактной) деятельности. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Логической формой выражения теоретического знания является система абстракций, которая включает в себя не только суждения, но и другие способы абстрактно – логического воспроизведения действительности. Этот уровень познания позволяет выходить далеко за пределы данного в опыте и постигать истину во всей ее глубине, конкретности и объективности. Благодаря глубине теоретического знания и всеобщности, сфера его применимости почти безгранична. Итоговым результатом его (вернее, определенного его этапа) является построение теории как высшей, синтетической формы изучения познания.

Различие и единство между эмпирическим и теоретическим научным знанием проявляется и в двух противоположных способах создания (формирования) той или иной научной теории. Первый способ идет от эмпирического знания. Задача эмпирического познания – накопление фактов. Что же такое факт? Это есть явление, событие или процесс, т.е. те или иные стороны, моменты действительности, которые вошли в сферу человеческого познания и стали предметом и достоянием человеческой деятельности.

Когда наука глубже познает предметы и явления, выявляет их структуру, их внутренние противоречивые свойства и т.п., то она опирается на ранее установленные законы и может включать понятия эмпирического уровня знаний в преобразованном виде, т.е. придавая им более глубокое содержание. Так, например, теория ньютоновской, или классической, механики описывает законы движения сравнительно больших тел, макрообъектов, а квантовая механика описывает движение атомов, «элементарных» частиц, взаимодействие электрона и ядра атома, при этом подытоживает данные таких экспериментов, в которых исследуемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. В кантовой механике содержание таких понятий, как энергия, масса, импульс и др., постоянно расширяется, уточняется. Кроме того, создаются новые понятия и открываются новые законы, которые определяют более глубокий уровень взаимодействия. Поэтому теоретическое объяснение в различных видах выступает как важнейший способ получения нового знания.

 

 

Все возрастающая роль научного познания, связанная с развитием научно – технического прогресса, определяет актуальность исследования его методов. В самом общем определении метод – это система регулятивных принципов практической и теоретической деятельности. Или, говоря по другому, метод – это способ достижения цели. В любой сфере деятельности человек использует определенные методы. И лишь благодаря им человеческая деятельность может быть эффективной. В научном познании метод является способом исследования, принципом подхода к изучаемым явлениям. Изучением методов познания занимается МЕТОДОЛОГИЯ, которая представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Наука располагает большим количеством всевозможных методов познания. Это объясняется тем, что материальный мир по своей природе бесконечно многообразен. Использование тех или иных методов зависит от особенностей объекта познания, целей исследования, характера проблемы, уровня познания и т.д. Если рассматривать научные методы с точки зрения границ их применения в познавательном процессе, то условно их можно разделить на три группы. К первой группе относятся так называемые частные или специальные методы. Они разработаны и применяются для исследования в пределах одной науки, не выходят за ее границы. Например, радиоспектральный метод в астрофизике или математике – методы аксиоматический, конструктивный и др.

Вторая группа методов научного познания – общие или общенаучные. Эти методы широко используются в познавательном процессе различной отрасли знания, так как они составляют необходимое звено логики научного познания. В свою очередь, общенаучные методы соответствуют выше отмеченным двум уровням научного познания. А это значит, что существуют методы эмпирического и методы теоретического познания.

К методам эмпирического исследования можно отнести: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, предметное моделирование. Итак, наблюдение. Оно представляет собой целенаправленное, преднамеренное и систематическое восприятие явлений. При организации наблюдения необходимо определить непосредственные задачи, разработать план и способы наблюдения. Наблюдение может быть простым (только лишь с помощью органов чувств) и косвенным, когда наблюдаемый помещает между собой и объектом наблюдения какие – либо приборы: микроскоп, телескоп, бинокль, счетчик Гейгера и т.д. Использование приборов позволяет усиливать эффект наблюдения и расширить круг явлений, доступных восприятию.

Необходимой стороной научного наблюдения является описание. Оно представляет собой фиксацию в той или иной форме результатов наблюдения, полученной в процессе его осуществления, информации об исследуемом объекте. При описании используют различные средства выражения информации: понятия, знаки, схемы, графики, таблицы, чертежи и т.п. Важнейшими требованиями к научному описанию являются: точность, логическая стройность и простота. В процессе наблюдения субъект отражает и фиксирует качественные и количественные характеристики объекта, в связи с чем описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию свойств, указывающих на то, что собой представляет объект, какие свойства, процессы, явления для него характерны. Количественное описание имеет дело с более или менее точным выражением количественной стороны наблюдаемого явления, свойства, измерения. Количественное описание выступает, таким образом, в виде измерения.

Измерение как метод эмпирического познания представляет собой познавательную операцию, обеспечивающую численное выражение измеряемых величин. Оно осуществляется через соотношение, сравнение измеряемого свойства или стороны наблюдаемого объекта с тем или принятым за единицу измерения образцом (эталоном). Поэтому оно позволяет зафиксировать не только свойства, но и определенные отношения данного объекта.

Наблюдение и измерение, как правило, связаны с экспериментом, который является наиболее сложным и значимым методом эмпирического исследования. Во – первых, потому, что эксперимент предполагает активное вмешательство исследования в исследуемый объект, когда экспериментатор ставит те или иные цели. Во – вторых, объект исследования в эксперименте берется как бы в «чистом виде» (он выключается из непосредственной среды своего существования, где велика роль различных побочных факторов), благодаря чему обнаруживаются свойства, которые или нельзя совсем выявить или же их выявление происходит с трудом в естественных условиях. В – третьих, эксперимент повторим сколько угодно раз, а потому объект можно исследовать всесторонне и многогранно.

В тех случаях, когда по каким – либо причинам прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднительно, экономически нецелесообразно или почему – либо нежелательно, прибегают к так называемому модельному эксперименту или предметному моделированию, в котором исследованию подвергается уже не сам объект, а замещающая его предметная модель. Модель есть система, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале. Предметными моделями могут быть и макеты мостов, и плотин, и электростанций, и строительных сооружений, а также модели самолетов, локомотивов, автомобилей, кораблей – всего того, что широко применяется в технических науках.

Как мы уже отмечали, на втором уровне научного познания – теоретическом – объект познается на основе мыслительной деятельности, где используются свои методы. К ним можно отнести: сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация. Рассмотрим эти методы. Сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Во – первых, сравниваться должны такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи (например, черты человеческого характера и какие – либо материальные объекты, иначе получится как в народной присказке «в огороде бузина, а в Киеве дядька»).

Результаты, полученные в процессе сравнения, оформления, закрепляются и получают самостоятельное существование благодаря абстрагированию. Абстрагирование, как мысленное отвлечение от несущественных свойств и отношений познаваемых объектов и одновременное выделение и фиксирование одной или нескольких важных для субъекта сторон этих объектов, в мыслительной деятельности носит наиболее универсальный характер. Именно с помощью абстрагирования можно преодолеть ограниченность эмпирической конкретности и вскрыть наиболее глубокие сущностные связи предметов и явлений.

При построении теории широко используется аксиоматический метод, суть которого сводится к следующему: устанавливается набор исходных положений (аксиом, постулатов), затем по строго определенным правилам из них выводятся другие положения, из этих – третьи и т.д. вплоть до построения целостной, логически связанной системы знания. Примером построения теории аксиоматическим методом является геометрия Евклида, построенная на основе пяти исходных постулатов, система знаний, в которой каждое звено выводится из предшествующего.

Важнейшими методами построения теоретического знания являются анализ и синтез. Анализ – это такая мысленная операция, при которой исследуемый объект расчленяется на части с целью выявления отдельных его сторон, моментов для более детального их изучения. Анализ как логический прием исследования может иметь целью выявить общее свойство, на основе которого объект включается в класс известных предметов, определить характер взаимодействия между элементами целого, установить сходство структур качественно разнородных предметов или взаимнооднозначное соответствие качественно неоднородных систем. Найденные результаты могут быть выражены в виде математических зависимостей, диаграмм или другими способами. Анализ дает возможность выявить новые знания о предмете, установить различие или противоположность того или иного отношения.

Синтез представляет собой процесс мысленного соединения составных элементов изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа, с целью изучения этого объекта как единого целого. Если рассматривать соотношение этих приемов исследования в генетическом плане, то анализ как бы совершает предварительную работу, заготавливая строительный –материал для синтеза, а синтез завершает деятельность анализа созданием общих теоретических выводов и одновременно создает условия для более углубленного аналитического исследования различных сторон сложного явления.

Сам переход от анализа к синтезу осуществляется с помощью методов, которые, дополняя и сочетаясь друг с другом, составляют содержание этого сложного диалектического скачка. Одними из таких методов являются индукция и дедукция. Индукция представляет собой общий логический вывод из отдельных, частных случаев, посылок, в котором мышление совершает восхождение от единичного, особенного к общему. Дедукция представляет собой такой логический прием, посредством которого делаются умозаключения от общего к частному, когда уже установленное общее положение распространяется на частные случаи. Дедуктивный вывод – это выведение какого – либо утверждения из одного или нескольких других утверждений (посылок), истинность которых уже установлена. Однако содержание посылок дедуктивного умозаключения не дано заранее в готовом виде. Общее положение, которое должно быть одной из посылок дедукции, является непременно результатом всестороннего исследования множества фактов, обобщения их закономерных взаимозависимостей. Наиболее простым примером дедукции является доказательство геометрической теоремы.

Важнейшими методами теоретического уровня исследования, которые также помогают раскрыть конкретное знание об объекте познания, являются идеализация и формализация. Идеализация – мысленное конструирование так называемых идеальных объектов (например, идеальный газ в физике, линия, точка прямая и т.д. в математике) – применяется для решения определенных проблем. Полученные в результате сложной мыслительной деятельности идеальные объекты играют в науке большую роль. Они позволяют значительно упростить сложные системы, благодаря чему возникает возможность применить к ним математические методы исследования, производить вычисления с любой заданной точностью.

Что касается формализации, то она представляет собой отвлечение от конкретного содержания изучаемого явления в обобщенном виде, с точки зрения структурных связей, логических формул, синтаксических категорий. Особое развитие формализация получила с возникновением логических исчислений, приведших к формированию математической логики. Математическая логика, оперирующая языком символов и формул, имеет огромное значение для развития кибернетики, конструирования и использования в производственной, научной и других областях человеческой деятельности.

В научном познании существует и всеобщий метод, который раскрывает общее направление и характер познавательного процесса, формулирует общие методологические принципы, применяемые в исследовании любых областей действительности. Естественно, что такой универсальный метод может выработать только философия, которая дает теоретическое обобщение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления и в силу этого способна выполнять методологическую функцию.

Знакомясь с общенаучными методами эмпирического и теоретического познания, нетрудно увидеть их глубокую диалектическую сущность. В раскрытии сущности исследуемого объекта, в воспроизведении в системе понятий всей совокупности присущих ему необходимых свойств и связей в современном научном познании решающую роль играет диалектический метод. Он наиболее адекватно отражает всеобщие формы бытия, закономерности всеобщей взаимосвязи, движения и развития материальных образований и наиболее полно соответствует уровню развития современной науки, воспроизводящей в своих идеальных конструкциях объективную диалектику различных областей действительности.

Итак, все многообразие методов научного познания представляет достаточно определенную систему, которая характеризует процесс постижения истины как процесс сложный и противоречивый. На основе научного знания человек получает возможность не только объяснить протекающие в окружающем мире процессы и влиять на них в нужном для себя направлении, но и предвидеть грядущее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.