Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные сферы общественной жизни




В философско – социологической литературе достаточно весомо утвердилось понятие «сфера общественной жизни». Основанием выделения сфер общественной жизни служит структура общества, анализу которого было посвящено множество философских работ. Так, в предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс сформулировал кардинальное положение исторического материализма, согласно которому «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.7). Это позволяет выделить относительно самостоятельные сферы деятельности людей: материально – производственную, социальную, политическую и духовную. Каждая из них характеризуется тремя качествами. Прежде всего, сфера общества – это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются какие-то их потребности. Необходимым условием является предназначенность каждой из сфер общества, конкретная направленность функционирования. Совокупность отмеченных сфер и выполнения ими своих функций и делает общество целостным образованием. Достаточным же условием существования сферы является ее необходимость для удовлетворения основных потребностей людей.

Во-вторых, каждая из сфер не изолирована от других, и потому они объективно взаимосвязаны между собой. Хотя каждая такая область жизни людей имеет свои особенности и характеризуется определенными общественными отношениями.

В-третьих, сферы общества являются сравнительно локализованными (относительно самостоятельными) подсистемами общества, функционирование и развитие которых происходит по своим законам. Они объединяют все компоненты сферы в единое целое. Взаимодействие всех сфер жизнедеятельности людей превращает общество в систему. Каждая из четырех основных сфер общества содержит в себе отмеченные общие характеристики, которые имеют «сквозное» для каждой из сфер значение. Любая сфера деятельности людей включает: конкретный вид общественных отношений; специфический вид деятельности и конкретные способы овладения объектом, средства, орудия деятельности; субъекты деятельности и отношений, создаваемые ими организации; собственные законы структуры, функционирования и развития. Поэтому понятие «сфера» фиксирует некоторую идентичность, определенное единообразие элементов общественного организма. То есть между основными сферами общества существует внутреннее единообразие, общность многих характеристик деятельности людей.

Все сказанное позволяет сказать, что сфера общества – это необходимая, относительно самостоятельная подсистема общества, характеризуемая специфическими общественными отношениями и законами, а также деятельностью социальных субъектов по удовлетворению конкретных потребностей людей на определенном этапе развития общества. На этой основе создаются новые возможности понимания общества как состоящего не просто из разнокачественных, неповторимых, а из общих, единых, в каком-то смысле одинаковых элементов. Тем самым можно выявить внутреннее единообразие, общность, повторяющиеся моменты в жизнедеятельности людей. Наряду с общими сторонами, присущими каждой сфере общества, между ними есть и различия. В чем они проявляются? Главное состоит в том, что каждая сфера характеризуется особым видом человеческой деятельности, в процессе которой удовлетворяются те или иные потребности людей.

Сфера материально – производственной жизни общества возникает по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Ее основой является удовлетворение экономических потребностей людей. Как отмечал К. Маркс, люди в первую очередь должны пить, есть, иметь жилище, одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д. В этом плане данная сфера общества характеризуется как продуктивно – преобразовательная. Экономические отношения, порождая другие, получают в каждой сфере все более богатое выражение. Поэтому материально – производственная сфера общества выступает генетической основой всех других сфер общества, причиной, условием и целью исторического процесса. Являясь своеобразным вектором развития общества, она становится как бы эталоном, по образу которого строятся другие сферы общества.

Структурой материально – производственной сферы являются отношения: между заводами, фабриками, фермерскими хозяйствами, отдельными отраслями производства и территориально - производственными комплексами страны; государствами по поводу материально – производственных контактов. Основными факторами в развитии данной сферы общества выступают: новый научно – технический и организационный уровень хозяйствования, мировой уровень производительности труда, сбалансированность хозяйственного комплекса в целом, высокий уровень обобществления производства, обеспечение разнообразия форм собственности и др. Содержанием же материально – производственной сферы являются такие ее элементы как:

- способ производства материальных благ;

- материальные отношения между людьми;

- экономическое сознание людей;

- материально – производственная деятельность;

- соответствующие институты и организации, регулирующие материально – производственную деятельность, отношения.

Сфера материально – производственной жизни это необходимая подсистема, функционирующая по определенным законам, основой которой является способ производства материальных благ, деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Сущность, содержание и структура анализируемой сферы объективно показывает, что она обладает определенными функциями:

- является ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса; выступает прежде всего как основа общества и всех других сфер; является системообразующим элементом общественно - экономической формации. Словом, материально – производственная сфера в процессе функционирования воздействует на все другие сферы, на конкретное общество в целом, на ход всего исторического процесса и вместе с тем объективно испытывает обратное реальное их воздействие.

С материально – производственной сферой тесно связана социальная сфера. Сферу социальной жизни общества – можно характеризовать как системно – организованную часть общества, где исторические и социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли в жизнедеятельности общества. Она охватывает: интересы классов и социальных слоев, групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положения в обществе.

Известно, что любое общество состоит из конкретных личностей (субъектов). Но это не простая совокупность отдельных личностей. Люди в обществе взаимодействуют, обособляются, образуя устойчивые социальные группы. Последние обладают различной степенью общности, отличаются друг от друга размерами, специфическими потребностями и интересами, находятся в различных по своему характеру, содержанию и сложности связях и отношениях. В первом приближении можно сказать, что жизнедеятельность социальных общностей, их функционирование, развитие и представляют собой социальную сферу. Но ведь они одновременно функционируют и в материально – производственной, и в политической, и в духовной сферах, не принадлежат только социальной жизни. Что же тогда позволяет выделять социальную сферу как одну из основных подсистем общества? Представляется важным в методологическом отношении утверждение В.С. Барулина о том, что в решении вопроса о существовании той или иной общественной сферы необходимо исходить не из того, каковы составные части этой сферы, а из того, насколько развились, констатировались, обрели свою качественную специфику определенные общественные законы. Если законы сформировались, отделились от других законов, то можно утверждать и о наличии соответствующей сферы.

Следовательно, одним из первых и самых важных оснований, критерием выделения социальной сферы является наличие в ней своих специфических законов, которые как показывает практика жизни тесно связаны с законами материально – производственной, политической и духовной сфер. Вместе с тем следует помнить, что они имеют свою специфику, свое место в системе общественных законов. Наличие таких законов и позволяет сделать вывод о существовании социальной сферы общества. Вторым критерием для выделения и определения является наличие в ней особых, присущих только ей социальных отношений. В чем состоит их специфика? Понятие «социальное», «социальные отношения» многозначны.

К собственно социальным философы относили такие отношения, которые возникают при взаимодействии социальных групп, коллективов, личностей и т.д., по поводу их положения в системе общественной жизни и которые необходимо ограничивать от других общественных отношений. Социальные отношения представляют собой вид общественных отношений. Они складываются между людьми в связи с необходимостью воспроизводства своей собственной непосредственной жизни. В их содержание входят удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей по поддержанию жизни, воспроизводство индивидов прежде всего как главной производительной силы общества, передача от поколения к поколению производственного опыта и т.д. Таким образом, социальные отношения являются одной из ведущих основ становления социальной сферы, формирования ее качественной определенности, относительно самостоятельного функционирования и развития.

Третьим основанием для выделения социальной сферы является то, что характеризуется собственным видом деятельности. По своей сущности социальная деятельность проявляется в действиях индивидов или социальных групп как представителей тех или иных общностей людей (наций, классов и др.), направленных на удовлетворение их потребностей и интересов. Удовлетворение потребностей в процессе социальной деятельности в конечном итоге так или иначе способствует воспроизводству и развитию человека как конкретно – исторического субъекта, представителя определенного класса, нации, группы, коллектива. Специфические законы развития, социальные отношения и социальная деятельность образуют в своем единстве целостность, качественно определенное социальное образование, которое и принято называть сферой социальной жизни общества.

Выделенные сущностные характеристики сферы социальной жизни общества позволяют дать более полное определение социальной сферы общества. Сфера социальной жизни общества – это относительно самостоятельная, целостная подсистема общества, характеризующаяся деятельностью людей, как членов определенных социальных общностей, и отношениями, возникающими между ними, по поводу равенства и неравенства их положения в обществе.

Важная роль сферы социальной жизни среди других сфер общества определяется тем, что в социальной деятельности и отношениях реализуется мера равенства или неравенства в жизненном положении различных социальных общностей. Это находит непосредственное отражение в степени реализации принципа социальной справедливости. Вот почему дальнейшее развитие сферы социальной жизни выступает одной из главных задач совершенствования нашего общества, вступившего на путь глубинных преобразований. Методологическим основанием и ключевым понятием при рассмотрении сущности и специфики содержания политической сферы жизни общества является понятие «политика» (гр. – politika – государственные или общественные дела, от polis – государство). Политика – это сфера жизни общества, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политическая сфера жизни общества возникает на основе разделения общества на различные антагонистические классы, появления государства и объективной потребности обеспечения его жизнедеятельности, поэтому это сфера отношений между классами, нациями и государствами, и прежде всего по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. В политической сфере жизни общества концентрированно выражаются экономика и социально – экономический строй в целом. «Возьмите определенную степень развития производства, обмена и потребления, - писал К. Маркс, - и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.27, с.402).

В политической сфере жизни общества функционируют политическая идеология и политическая психология как отражение интересов классов, наций и социальных групп. Наконец, в политической сфере жизни общества осуществляют деятельность специальные организации, регулирующие отношения между классами, нациями, социальными группами, государствами, союзами при проведении внутренней и внешней политики. Таким образом, политическая сфера жизни общества – это относительно самостоятельная подсистема общества, характеризуемая отношениями и деятельность социальных субъектов (классов, политических партий, государств и т.п.) по завоеванию, упрочению и использованию государственной власти и проведению внутренней и внешней политики.

И наконец, духовная жизнь общества. Она развивается под воздействием материально – производственной, социальной и политической сфер. Но она, в свою очередь, оказывает на данные сферы активное обратное влияние, поскольку в каждой из них реализуются духовные силы определенных субъектов, их знания, мировоззрение. Вот почему познание сущности и структуры сферы духовной жизни общества, закономерностей ее развития, механизма воздействия на духовный мир индивидов является важной проблемой.

Следует, вместе с тем заметить, что духовная сфера общества отражает относительно самостоятельную область деятельности и отношений людей, возникающих в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Духовная жизнь имеется во всех сферах жизни общества и выступает в этом качестве как вторичный (духовный) уровень жизни в соотношении с первичным (материальным) ее уровнем.

Сфера духовной жизни общества включает в себя не только те процессы и явления, которые составляют ее содержание, но и социальные институты, общественной и индивидуальное сознание, носителей сознания, их деятельность. Они образуют определенную целостность, которая и названа сферой духовной жизни. Ее специфика состоит в специализации в целях развития духовной культуры общества, сознания людей, удовлетворения их духовных потребностей.

Понятие «сфера духовной жизни общества» очень тесно связано с понятием «общественное сознание», но не тождественно ему. Сознание (как общественное, так и индивидуальное) в духовной сфере выступает основой, результатом, средством и непосредственной целью ее функционирования. Общественное сознание - один из элементов сферы духовной жизни общества, ее сущностной срез. Если основным признаком общественного сознания является идеальность, а общественного бытия – материальность, то и материальная, и духовная жизнь включает в себя как идеальные, так и материальные компоненты. Категории общественного бытия и общественного сознания показывают абсолютную противоположность отражаемых ими явлений в рамках основного вопроса философии. В понятиях материальной и духовной жизни общества материальное и идеальное рассматривается в диалектическом единстве. Сфера духовной жизни по целям, содержанию, направленности, специфике отношений и деятельности социальных субъектов, а также и по духовным элементам отграничивается не только от материально – производственной, но и от других сфер жизни.

Духовная жизнь (сфера) есть целенаправленно организуемая обществом духовная деятельность и общение. В данной сфере удовлетворяются определенные духовные потребности: познавательные, идеологические, психологические, эстетические, мировоззренческие и другие, которые реализуются прежде всего через закон возвышения духовных потребностей. Сфера духовной жизни характеризуется и специфическими отношениями, возникающими в процессе духовного производства и потребления духовных ценностей, которые призваны удовлетворять духовные потребности. От других сфер жизни ее отличает также наличие своих особых институтов, субъектов по производству, пропаганде духовных ценностей. Таким образом, сфера духовной жизни – это необходимая, относительно самостоятельная область (подсистема), характеризующаяся деятельностью социальных субъектов (идеологов, ученых, художников, народных масс, а также научных, художественных, образовательных и других организаций и учреждений) и отношениями, возникающими в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей.

Сферу духовной жизни общества можно представить по разным основаниям. Например, в зависимости от протекания процессов духовной жизни можно выделить духовное производство, распределения духовных благ и их употребления. При анализе духовной жизни как общественного явления в ней изучаются общественное и индивидуальное сознание, система отношений и деятельность специальных институтов или определенных людей. Ее можно рассматривать и как взаимосвязь субъекта и объекта духовной деятельности. Достаточно продуктивным является выделение в духовной сфере видов духовной жизни и деятельности: идеологического, научного, художественно – эстетического и образовательно – воспитательного. Дадим им краткую характеристику. Вся духовная жизнь современного общества идеологизирована. Но идеологическая жизнь не сводится лишь к функционированию идеологии как системе идей и взглядов на ту или иную сторону действительности. Она характеризуется разнообразной идеологической деятельностью – это и производство (разработка) идеологии (идейно – теоретическая деятельность), и внесение идеологии в сознание социальных субъектов (агитиционно - массовая деятельность, пропаганда), и усвоение (потребление) идеологических знаний и других элементов содержания идеологии (учебно – воспитательная идеологическая деятельность).

Научная жизнь общества представляет собой такой вид духовной деятельности, который направлен на познание объективных законов природы, общества и мышления в целях их использования для развития общества. Основная задача научной жизни – производство знаний и воплощений их в практику. Роль науки в обществе объективно возрастает. Это является закономерностью. Наука сегодня оказывает воздействие на содержание не только духовной жизни общества, но и всех других сфер. Она, в частности, во все большей мере проявляется как непосредственная производительная сила в материальном производстве. Характерной тенденцией в развитии научных знаний является усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук.

Актуальными проблемами развития научной жизни в нашей стране являются более тесно соединенные науки с производством, с реальными процессами в обществе и природе, интенсификации научных исследований, решительная борьба со схоластикой и авторитаризмом в науке, интеграция общественных, естественных и технических наук, подготовка высококвалифицированных научных кадров, прежде всего в тех отраслях науки и практики, которые определяют общественный прогресс, решение глобальных проблем современности.

Художественно – эстетическая жизнь общества отражает ту область духовной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, распространению и усвоению художественных ценностей. Ее определяющей стороной является функционирование искусства, хотя она не сводится к этому процессу. Специфика художественно – эстетической жизни состоит, во – первых, в том, что она нацелена на развитие художественного (эстетического) сознания людей, на удовлетворение их эстетических потребностей. Во – вторых, она проявляет себя в художественном творчестве масс и профессионально – подготовленных людей и воспроизведение действительности посредством художественных образов. В – третьих, специфичен и сам процесс художественно – эстетической жизни. В деятельности ряда субъектов художественной жизни результат творчества, его социальная значимость, способность удовлетворять потребности других людей совпадают с самим процессом творчества. Художественно – эстетическая жизнь любого общества неоднородна. В ней, как правило, имеют место перспективные, прогрессивные тенденции, а также и отжившие, уходящие в прошлое направление.

Образовательно – воспитательная жизнь духовной сферы нацелена на интеллектуальную подготовку населения, кадров, на формирование личности определенного социального типа. Данная область не всегда выделяется в качестве самостоятельного элемента сферы духовной жизни. Это мотивируется, с одной стороны, тем, что образование и воспитание осуществляются с помощью идеологии, науки, искусства, с другой – тем, что в этой области деятельности не производятся духовные ценности, здесь они только потребляются. Хотя и достаточно основательны, выделение образовательно – воспитательной жизни в относительно самостоятельный вид деятельности необходимо по ряду причин. Во – первых, в процессе образования и воспитания формируются сами субъекты духовной жизни (идеологи, ученые, поэты, артисты, музыканты); во – вторых, с их помощью духовные ценности становятся достоянием личности; в – третьих, образование и воспитание способствуют сохранению и передаче духовных ценностей от поколения к поколению. Иными словами, в процессе образования и воспитания осуществляется духовная деятельность, по своему существу духовное производство, не уступающее по значимости другим видам духовного производства.

Таким образом, идеологическая, научная, художественно – эстетическая и образовательно – воспитательная жизнь являются основными и необходимыми сферами деятельности современного общества. Они диалектически связаны между собой, но имеют также относительную самостоятельность, отличительные признаки и особую структуру. Они выражают основные направления духовного развития общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.