Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника и наука, их взаимосвязь




Тема XI: Философские проблемы науки и техники

Вопросы для повторения.

1. В чем основная суть идеалистического подхода в понимании общества?

2. Как понимается общество с точки зрения представителей натуралистической философии?

3. Что такое материалистическое понимание истории, разработанное Марксом и Энгельсом?

4. Общественно – экономическая формация – что это такое?

5. Какое место занимает цивилизационный подход в анализе развития общества?

6. Что такое сфера общественной жизни?

7. Какова структура материально – производственной сферы общества?

8. В чем основная суть социальной сферы общества?

9. Какие процессы, явления и социальные институты включает в себя сфера духовной жизни общества?

10. Как определяется общественный прогресс и каковы его критерии?

 

Вопрос о соотношении науки и техники является одной из важнейших философских проблем, особенно в современных условиях. Подобно соотношению естественного и искусственного менялось и соотношение науки и техники на различных этапах развития культуры. Это обусловлено следующими факторами:

а) первые этапы исторического развития человечества характеризуются синкретизмом знания, когда еще нет знания научного или технического;

б) в эпоху Античности развитие науки и техники идет практически независимо друг от друга, поэтому "тэхнэ" древних греков стоит ближе к искусству, чем к науке;

в) в эпоху Ренессанса и Новое время наука все более опирается на технический эксперимент, а затем и сама техника — на науку;

г) последующий период характеризуется становлением и развити­ем технических наук и научной техники;

д) необходимость гуманизации современной техники обусловливает внедрение в ее сферу социально-гуманитарного знания.

В анализе исторической эволюции взаимоотношений техники и науки можно выделить ряд этапов.

Первый этап (около 1660-1750 гг.) начинается в эпоху Реставрации в Англии и распространения абсолютизма в Европе. Это эпоха научной революции. Наука и техника в этот период находятся в тесной связи. Технический принцип познания в виде механической картины мира выступает в качестве универсальной модели (образца) объяснения. Ориентация науки на технику также проявляется в значительном развитии техники научного инструментария.

Начиная с XVIII столетия складывается промышленное производство и потребность в изобретении и создании инженерных устройств (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т.д.) резко возрастает. В результате начинают выделяться определенные группы естественнонаучных знаний и схем инженерных объектов. Фактически это были первые знания и объекты технических наук, но существующие пока еще не в собственной форме: знания в виде сгруппированных естественнонаучных знаний, а объекты в виде схем инженерного объекта, к которым такие группы естественнонаучных знаний относились.

Постепенно отдельные технические знания выделяют области изучения объектов в самостоятельную (прикладная или техническая наука в отличие от фундаментальной). А далее формируются и другие объекты и знания классических технических наук.

Распространяя на технические науки логические принципы научности, выработанные философией и методологией наук, исследователи выделяют в технических науках исходные принципы и знания (эквивалент законов и исходных положений фундаментальной науки), выводят из них вторичные знания и положения, организуют все знания в систему. Однако в отличие от естественной науки в техническую науку включаются также расчеты, описания технических устройств, методические предписания.

Второй этап (с середины XVIII в. до начала XX в.) — это период дифференциации науки и техники, период их независимого, самостоятельного развития. Здесь наука достигает своей автономии, возрастает значение теоретического рассмотрения и обоснования научных положений. В технической сфере преобладает творчество гениальных изобретателей-самоучек — от Уайта до Эдисона.

Между тем нарастающая индустриализация делает технические изобретения определяющим элементом экономического воспроизводства. Динамический характер технологии вызывает спрос на науку, порождая процесс так называемой «сциентификации» техники, которая представляет следующую фазу развития взаимоотношений науки и техники.

Третий этап (XX в.) - наука достигает стадии, когда она может быть ориентирована на практические цели, может создавать новые технологии, которые не в состоянии разработать отдельные изобретатели. В свою очередь технические нововведения являются следствием применения научного метода к решению технических проблем. Тем самым в XX в. осуществляется процесс интеграции, взаимопроникновения научного и технического знания.

Однако современные философы техники выделяют специфические черты, отличающие эти виды знания. Так, по мнению немецкого философа Ф.Раппа, техническое знание отличается более сложной системной организацией. Объ­екты этого знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке. Например, «от естественнонаучных (математически сформулированных) теорий, — пишет Ф.Рапп, — требуется, чтобы они были возможно более универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными. От технических систем, напротив, требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении» (Философия техники в ФРГ. М., 1989. С.282). В отличие от науки (лишь косвенно связанной с социальными событиями) технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества.

Процессы «сциентификации» техники и технизации науки взаимообусловливают друг друга, стирая границы, разделяющие науку и тех­нику. Как научное, так и техническое знание выражают общую черту человеческого знания: стремление к постижению истины, познанию непознанного, овладению тайнами природы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.